0
6532
Газета История Интернет-версия

21.10.2016 00:01:00

Гастелло холодной войны

Александр Сагомонян

Об авторе: Александр Артурович Сагомонян – доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии военных наук.

Тэги: авиация, таран, сша, мустанг, корсар, япония, сталинград, иран, миг 21, пауэрс


авиация, таран, сша, мустанг, корсар, япония, сталинград, иран, миг 21, пауэрс Молодежь помнит подвиг летчика-истребителя Героя Советского Союза капитана Геннадия Елисеева. Фото с сайта www.dosaaf34.ru

Воздушный таран – нанесение удара своим самолетом по самолету противника – совершенно особый прием воздушного боя, который ни одним воинским уставом не предусмотрен. Применялся он почти исключительно российскими и советскими летчиками в годы Первой и Второй мировых войн. Так, во время Великой Отечественной войны официально зарегистрировано более 600 таранов. И, надо сказать, наши летчики прибегали к тарану не по приказу. Чаще всего это было следствием мгновенного порыва, боевого азарта.

Здесь сразу приходит мысль о японских камикадзе. Но это явление принципиально иного рода. Летчики-смертники, проходившие жесткий отбор, всегда действовали, выполняя приказ. В течение 1943–1944 годов союзные войска, подкрепленные индустриальной мощью США, шаг за шагом продвигались по направлению к японским островам. К этому времени японские самолеты, особенно истребители, серьезно уступали в качественном отношении новым американским моделям, таким как F6F «Хеллкэт», P-5 «Мустанг», F4U «Корсар». Из-за больших боевых потерь ощущалась нехватка опытных пилотов. Кроме того, из-за недостатка запасных частей и топлива проведение любой крупной авиационной операции превращалось для Японии в проблему. Поэтому в октябре 1944 года руководство ВВС Японии в условиях катастрофического дефицита топлива разработало тактику уничтожения вражеских кораблей добровольцами-смертниками.

Воздушные тараны появились в эпоху винтовых самолетов, летчики наносили удар в основном пропеллером и иногда даже успевали выпрыгнуть с парашютом; но с появлением реактивной авиации и колоссальных скоростей такой прием должен был уйти в прошлое.

НА ГРАНИЦЕ С ИРАНОМ

В начале 1974 года во всех воинских частях советских ВВС прошли торжественные построения личного состава. Зачитывался закрытый Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза «за мужество и героизм, проявленные при выполнении задания по пресечению полета самолета-нарушителя» капитану Елисееву Геннадию Николаевичу (посмертно). В одной из авиационных частей Прикарпатского военного округа, стоя в солдатском строю, слушал Указ и автор эти строк. После этого командиры объясняли, что советский пилот совершил первый таран в истории реактивной авиации. В некоторых полках перед строем выходили летчики и техники, когда-то служившие с ним, и делились воспоминаниями об этом человеке. А во всех «ленинских комнатах» вскоре были установлены стенды с кратким описанием подвига. Однако ни в газетах, ни по телевидению эта информация не проходила, и более или менее широко известен таран Елисеева стал только в конце 1980-х годов.

К началу 70-х годов ХХ века в хорошо отлаженной системе прикрытия воздушных рубежей СССР оставался один уязвимый участок – юго-западная граница с Ираном. Сразу от берега Каспийского моря линия границы резко уходила на север, образуя выступ, который глубоко врезался в территорию Азербайджанской ССР. Горный характер местности не позволял развернуть там всеохватывающую систему противовоздушной обороны, а летчикам, охранявшим границу, приходилось огибать этот выступ, теряя драгоценные минуты. И это была для Москвы серьезная головная боль: ведь шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви являлся главным другом и самым надежным союзником США на Ближнем Востоке, а естественным выражением этой дружбы стали американские военные базы и мощнейшие разведывательные станции на иранской территории. Именно оттуда самолеты США могли пересекать границу СССР, фотографировать военные объекты, зондировать степень эффективности советских радиолокационных систем. В 1973 году американцы разместили в приграничной части Ирана эскадрилью истребителей «Фантом» специально для ведения воздушной разведки.

28 ноября 1973 года в юго-западном секторе наши службы ПВО зафиксировали нарушение границы самолетом «Фантом» с эмблемами ВВС Ирана. На ближайшем аэродроме – в грузинском городке Вазиани – боевое дежурство нес капитан Елисеев: он находился в кабине истребителя Миг-21СМ и был готов по первой же команде сразу подняться в воздух.

РЕШЕНИЕ – НА ТАРАН

35-летний капитан Геннадий Елисеев родился в Сталинграде, был сыном фронтовика, погибшего весной 1945 года. С детства мечтал стать военным летчиком, еще в школе поступил в аэроклуб. Затем был направлен в одно из самых знаменитых авиационных училищ – Качинское. Однако там пилотов обучали летать на турбовинтовых одномоторных самолетах Як-11, а Геннадий мечтал о реактивной авиации. И после окончания второго курса его вместе с группой лучших курсантов переводят в Батайское высшее авиационное училище, где обучали летному мастерству на МиГ-15. После его окончания в 1959 году Елисеев служил в нескольких авиационных частях, пока не был направлен в Закавказский ВО.

И вот по приказу с командного пункта капитан Елисеев взлетел на перехват самолета-нарушителя. В то время действовала жесткая инструкция: нарушившие границу транспортные самолеты по возможности сажать на наши аэродромы, а боевые – сбивать без какого-либо предупреждения. Елисеев приблизился к «Фантому» недалеко от границы. С земли последовал приказ: «Цель уничтожить». Пилот реактивного самолета может это сделать либо ракетой класса «воздух–воздух», либо авиационной пушкой. К крыльям нашего самолета были подвешены две ракеты Р-3С. В их головной части находилась чуткая оптическая система, которая наводила снаряд на тепловое излучение выбранной цели. Услышав в наушниках характерный сигнал «цель поймана», Елисеев нажал на боевую гашетку. Однако нарушитель выпустил тепловые ловушки, ракеты пошли за ними и самоликвидировались.

Оставалась еще авиационная пушка, но пилот ею не воспользовался: по одной версии, она не была заряжена, по другой – отказала после первых же выстрелов (позже авиатехник по вооружению и техник эскадрильи будут отданы под суд военного трибунала).

Елисеев сообщил о промахе ракет на землю, и с КП последовала команда: «Возвращайтесь!» Но он ответил: «Нет, я его достану!» Трудно сказать, что почувствовал капитан в этот момент. На истребителе больше не было никакого оружия, но на карту была поставлена его честь военного летчика. Елисеев направил свой самолет на нарушителя. На скорости, которую развивает МиГ-21 (до 2 тыс. км/час), практически невозможно попасть своим самолетом в другой – на это способен лишь суперас, да и то здесь не все зависит от него, ведь малейшее движение пальца, сжимающего рычаг управления, – и отклонение от курса может составить десятки метров. И то, что сделал Елисеев, по всем расчетам кажется невыполнимым. Находившиеся в кабине «Фантома» летчики, увидев с ревом приближающийся МиГ, даже не пытаясь уклониться от столкновения, тут же катапультировались. Два самолета, столкнувшись, взорвались в воздухе; капитан Елисеев катапультироваться не успел.

Пилоты сбитого нарушителя приземлились недалеко от границы и были задержаны нашим пограничным нарядом. Ими оказались американский полковник Джон Сондерс и иранский майор (саргорд) Мохаммад Шокуния. На допросе они показали, что выполняли разведывательное задание в рамках американо-иранской программы «Project Dark Gene and Project Ibex». Однако СССР не стал раздувать шпионский скандал, и через 16 дней они были переданы «сопредельной стороне».

Почему же было принято такое решение? Вспомним, что это было самое начало разрядки, то есть улучшения отношений между Востоком и Западом. Лишь в прошлом, 1972 году, состоялся первый официальный визит президента США Ричарда Никсона в Москву, во время которого были подписаны важные документы, в том числе и договор ОСВ-1. Москва сделала заявку на проведение ХХII летних Олимпийских игр – впервые в социалистической стране. Шла подготовка к принятию Хельсинского акта, по которому Запад наконец-то признавал все послевоенные территориальные и политические изменения в Европе. А ведь уже был печальный опыт срыва наметившегося было улучшения отношений между двумя сверхдержавами из-за жесткой реакции Никиты Хрущева на шпионский полет Пауэрса 1 мая 1960 года. И заняв на этот раз сдержанную позицию, лидеры СССР демонстрировали, во-первых, решимость пресекать любые недружественные действия и одновременно – готовность к компромиссу. Поэтому Указ от 14 декабря 1973 года был закрытым, и про подвиг капитана Елисеева сообщалось лишь в частях военной авиации. Только через полтора десятка лет появились первые публикации в СМИ, а вскоре в родном городе Г.Н. Елисеева Волгограде его именем была названа улица и установлена мемориальная доска.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
949
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
591
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1148
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1145

Другие новости