0
5297
Газета История Интернет-версия

31.03.2017 00:01:00

Генерал двух империй

Александр Бартош

Об авторе: Александр Александрович Бартош – член-корреспондент Академии военных наук, эксперт Лиги военных дипломатов.

Тэги: история, книги, обзор, игнатьев, дипломатия


11-9-1.jpg

Винокуров В.И. Рыцарь военной дипломатии граф А. Игнатьев / автор-составитель Владимир Винокуров, профессор Дипломатической академии МИД России, вице-президент Лиги военных дипломатов, действительный член РАЕН, д.и.н. – М.: Русская панорама, 2017. – 480 с.

Выход этого уникального исторического исследования знаменует новый этап в творческой биографии Владимира Винокурова, который предлагает вниманию читателей написанную им книгу, посвященную службе военных дипломатов России.

Позиция автора ясна и без обиняков выражена в названии книги: «Рыцарь военной дипломатии граф А. Игнатьев». Казалось бы, все ясно и речь пойдет пусть о несколько поэтизированном, но безусловном носителе общепризнанных рыцарских доблестей, среди которых честь, мужество и отвага, верность и преданность, учтивость и хорошие манеры в обществе. Однако любопытный и нетерпеливый читатель, заглянув в послесловие, обнаружит  неожиданную и загадочную авторскую сентенцию: «Пусть каждый из прочитавших эту книгу решит в сердце своем, кем был и останется в памяти потомков граф генерал А. Игнатьев».

Значит, есть основание усомниться в рыцарских достоинствах героя? Есть какое-то альтернативное толкование этой неординарной личности? Почему мнение современников о графе Алексее Алексеевиче Игнатьеве колебалось между двумя несовместимыми полярными утверждениями – «изменник присяге» и «патриот России»?

Казалось бы, служба графа Игнатьева «Богу, Царю и Отечеству» до роковых событий 1917 года не дает оснований сомневаться в блестящих профессиональных и безукоризненных личных качествах генерала. Оснований для альтернативных оценок нет. Автор с присущей ему как опытному историку скрупулезной точностью и дотошностью прослеживает этапы становления Алексея Игнатьева, начиная с детства, отрочества, кадетской юности и на офицерской службе. Отмечает его мужественное поведение на фронте Русско-японской войны, успешную карьеру военного дипломата.

Блестящими примерами профессионального совершенства и патриотизма наполнены страницы книги, посвященные работе военного агента России во Франции полковника, затем генерал-майора А. Игнатьева в период великой войны. Здесь добывание и своевременные доклады в столицу ценнейшей информации о состоянии дел на Западном фронте, планах российских союзников по ведению войны, действиях кайзеровской армии, сведения о новинках оружия и военной техники. Успешной работе дипломата способствовали владение в совершенстве французским языком, коммуникабельность, высочайшая эрудиция и умение быть интересным собеседником. Эти качества открывали военному атташе двери во многие властные кабинеты, позволяли устанавливать и поддерживать знакомство с генералами и офицерами французской армии, информированными коллегами по дипломатическому корпусу, которые прислушивались к мнению опытного боевого офицера и делились с ним своими оценками обстановки.

Отдельного упоминания заслуживает титаническая работа военного атташе по приобретению и переправке в Россию боеприпасов, оружия, оборудования связи. Проявленная им инициатива по приобретению для русской армии касок позволила заметно сократить кровавые потери солдат на полях сражений.

Октябрь 1917 года стал рубежной датой для России, ее армии и судеб десятков миллионов людей, а Гражданская война проложила кровавую, незаживающую рану в российском обществе. В этих условиях герой повествования был поставлен перед выбором: остаться в стане тех, с кем вместе он принимал присягу и сражался против общих врагов или стать на сторону новой власти, которая установилась на его родине. В умелом и убедительном освещении этого психологически тонкого и нравственно не однозначного рубежа в жизни и службе графа Алексея Игнатьева проявились мастерство и богатый жизненный опыт автора, который сам много лет проработал на военно-дипломатической службе.

С одной стороны, перед Алексеем Игнатьевым стояли израненные, больные и бесправные на чужбине солдаты, казаки и офицеры Белой армии, в недалеком прошлом его сослуживцы. С другой – разрушенная в гражданском противостоянии и иностранной интервенцией советская Россия. И тем, и другим было крайне важно получить 225 млн золотых франков, хранившихся на счету военного атташе в Банке де Франс и предназначавшихся для закупок вооружения во Франции. Игнатьев владел золотом общим весом 174 тонны 150 кг (для справки – золотой запас СССР на январь 1923 года составлял 400 тонн. – А.Б.).

После мучительных размышлений Игнатьев не поддался на уговоры о передаче средств ни со стороны белых, ни со стороны французов, ни на увещевания членов семьи помнить о присяге. Он понимал, что переданные белым вождям средства в значительной части пойдут на организацию подрывной работы против СССР – мятежи, взрывы заводов и фабрик, а большевики используют их для восстановления народного хозяйства, строительства школ, больниц. Поэтому после того как Франция в октябре 1924 года установила дипломатические отношения с СССР, он пришел в советское посольство и передал чек на всю сумму со словами: «Эти деньги принадлежат России».

Драматизм и неоднозначность принятого решения, которые признавались и самим Алексеем Игнатьевым, обусловили решение автора книги предоставить читателям самим сделать вывод.

В любом случае читателя ждет знакомство с еще одной работой талантливого историка, которому хочется пожелать дальнейших творческих успехов. Книги Владимира Винокурова неизменно являются высочайшим эталоном добросовестного отношения к истории нашего Отечества, его Вооруженным силам, служат незаменимым источником для воспитания патриотизма у молодежи.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
817
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
869
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1136
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
812

Другие новости