|
Небольсин И., Завизион Ю. Через Гоби и Хинган. – М.: Яуза-каталог, 2017. – 384 с.
Победный май 45-го встречала вся наша страна. Но были и те, для кого война еще не закончилась. Это были войска, назначенные для удара по давнему врагу – японским милитаристам, чья Квантунская армия, сохраняя высокую боеспособность, по-прежнему висела над границей Советского Союза на Дальнем Востоке.
Среди тех, кому предстояло отправиться на восток, оказалась и 6-я гвардейская танковая армия под командованием гвардии генерал-полковника танковых войск А.Г. Кравченко, встретившая 9 мая 1945 года в освобожденной Праге. Имевшая большой боевой опыт действий в горах Карпат, Трансильванских и Восточных Альп и в сложных условиях горно-лесистой местности армия в режиме строжайшей секретности была в течение 45 суток 109 воинскими эшелонами переброшена на расстояние около 9 тыс. км и вошла в состав Забайкальского фронта.
Событиям последнего периода войны с Германией и войне с Японией, в которых принимала участие эта армия, посвящена книга «Через Гоби и Хинган», написанная Игорем Небольсиным в соавторстве с председателем совета ветеранов 6-й гвардейской Краснознаменной танковой армии генерал-лейтенантом в отставке Юрием Завизионом (орденом Красного Знамени армия награждена в январе 1974 года).
После переброски на Дальний Восток войска армии принимают самое активное участие в Хингано-Мукденской наступательной операции. Действуя в первом эшелоне Забайкальского фронта, они в исключительно тяжелых условиях преодолели безводную пустыню Гоби и ранее считавшийся совершенно непреодолимым для танков высокогорный заснеженный хребет Большой Хинган.
«Серьезным испытанием стали для нас горные перевалы Большого Хингана, – читаем мы воспоминания механика-водителя танка Т-34 гвардии старшего сержанта А.П. Помещикова. – Мы взбирались на такие крутые подъемы, что дух захватывало, и не верилось, что танк сможет туда забраться. А пехота наша (десант) спрыгивала с танка и шла пехом – боялись улететь в пропасть с боевой машиной».
Выйдя на оперативный простор, наши войска стремительными действиями расчленили главную группировку Квантунской армии на изолированные части, заставив ее отказаться от дальнейшего сопротивления. Именно военнослужащие этой армии пленили в Мукдене среди прочих и Пу И – императора Маньчжоу-Го, пытавшегося удрать в Японию на самолете.
О стремительности броска советских танкистов говорит тот факт, что в суровых климатических условиях и в условиях трудного даже для пехоты ландшафта местности армия безостановочно шла вперед со среднесуточным темпом продвижения 80–100 км.
Главным достоинством данной книги является то, что в ней трудно выделить какие-то наиболее интересные главы. Благодаря тому, что при подготовке труда широко использовались воспоминания ветеранов армии и документы различных архивов, интерес в нем представляет буквально все:
– и описание боевого пути 6-й гвардейской танковой армии, который составил 5050 км, пройденных своим ходом, включая 2655 км, которые самая молодая танковая армия прошла с боями, уничтожив и захватив 2543 танка и самоходки противника, нанеся ему серьезный урон в живой силе , а также разгромив 34 пехотные, 11 танковых и 4 кавалерийские дивизии германской и японской армий;
– и достаточно подробный и живой обзор Пражской стратегической наступательной операции 6–15 мая и Хингано-Мукденской операции 9–23 августа 1945 года и участия в них частей и соединений 6-й танковой армии;
– и данные об особенностях театра военных действий и характеристике местности в районе указанных операций, о замысле каждой из них, а также о группировке противостоящих сил противника.
Немаловажной частью рассматриваемого труда являются приведенные в нем списки командного состава армии на период ее участия в боях за Прагу и на Дальнем Востоке, а также отдельные главы, посвященные воинам армии, отличившимся в указанное время.
Завершить же наш материал хотелось бы выдержкой из приведенных в рассматриваемой книге воспоминаний гвардии генерал-лейтенанта танковых войск М.В. Волкова: «23 августа 1945 года, когда наши авиадесанты уже овладели городами Дайрен и Порт-Артур и в наши руки попал японский генерал, мы узнали, что японский генеральный штаб следил за продвижением наших войск до Хингана. «Когда вы вошли в Хинган, – говорил японский генерал, – мы успокоились, потому что знали, что вы выдохнетесь и в лучшем для вас случае повернете обратно. Ведь после Тимура Тамерлана, который в древности пересек конницей Большой Хинган с востока на запад, никакая воинская часть не осмеливалась лезть в Хинган. И вдруг в Лубэе – ваши танки, артиллерия, пехота… Это произвело в Японии такое же впечатление, как новая американская бомба…»
Великому русскому полководцу Александру Суворову принадлежат такие слова: «Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат». После приведенных слов японского генерала вполне можно сказать: «Там, где прошел Тамерлан, там пройдут и русские танкисты, а их удар будет равносилен мощи ядерной бомбы».