0
5016
Газета История Интернет-версия

25.08.2017 00:01:00

Проклятие ядерного "Малыша"

Тяжелый крейсер "Индианаполис", доставивший компоненты первой атомной бомбы, постигла жестокая кара

Тэги: майкрософт, сша, шерман, хасимото, кайтена, спилберг, индианаполис, халвер


майкрософт, сша, шерман, хасимото, кайтена, спилберг, индианаполис, халвер Тяжелый крейсер «Индианаполис» перед своим последним боевым походом. Фото с сайта www.history.navy.mil

После длительных поисков группа исследователей под руководством предпринимателя и филантропа, одного из основателей компании «Майкрософт» Пола Аллена объявила 19 августа с.г. о том, что ей наконец удалось обнаружить американский тяжелый крейсер «Индианаполис». Останки корабля, известного тем, что в июле 1945 года он доставил на расположенную на острове Тиниан авиабазу ВВС Армии США критически важные компоненты и значительную часть обогащенного урана для первой американской атомной бомбы «Малыш», сброшенной позже на Хиросимe, покоятся в северной части Тихого океана на глубине 5,5 км.

12 МИНУТ АГОНИИ

Одно время считалось, что потопили американский корабль «подводные камикадзе» – водители «Кайтенов», японских человеко-торпед. В действительности же дело обстояло следующим образом.

Практически накануне капитуляции Страны восходящего солнца командование 6-го флота Императорского флота Японии сформировало последнюю, самую крупную, группу человекоуправляемых торпед. Группа получила наименование «Тамон» – по имени одного из четырех божеств, которые охраняют Японию от внешних врагов. К тому времени «Кайтены» уже успели заслужить славу весьма грозного и смертоносного оружия. Адмирал Форрест Персиваль Шерман, занимавший тогда должность заместителя командующего Тихоокеанским флотом ВМС США, позднее вспоминал о том, что неожиданная атака японских человеко-торпед на корабли и суда в лагуне атолла Улити, в ходе которой был уничтожен крупный, водоизмещением 24,5 тыс. т, танкер-заправщик АО-59 «Миссисинева», серьезно пошатнула моральный дух моряков: «мы чувствовали себя словно сидящими на пороховой бочке… нам стало казаться, что в открытом море мы будем в большей безопасности».

В группу «Тамон» были включены шесть подводных лодок, имевших 33 человеко-торпеды: I-47 (командир – капитан 2 ранга Судзуки Сёкити), I-53 (капитан 2 ранга Оба Саити) и I-58 (капитан 2 ранга Хасимото Мотицура) несли по шесть, а подлодки-транспорты человеко-торпед I-363 (капитан 2 ранга Кихара Сакаэ), I-366 (капитан 3 ранга Токиока Таками) и I-367 (капитан 3 ранга Такэтоми Кунио) – по пять «Кайтенов» каждая.

Первой на задание 14 июля отправилась I-53 – с базы на Оцудзиме, а последней базу в Хикари 8 августа покинула I-363. Три подводных лодки – I-47, I-367 и I-363 – противника в ходе патрулирования не встретили (по другим данным, на счет I-47 или I-367 следует записать тяжело поврежденный транспорт «Марафон» водоизмещением 7607 т). Из оставшихся подлодок были выпущены 12 «Кайтенов», а еще пять использовать не удалось по техническим причинам. Командир I-53 доложил о выпуске четырех «Кайтенов» и потоплении трех транспортов и эсминца. Последним оказался эскортный эсминец DE-682 «Андерхилл» типа «Бакли», погибли 112 человек его команды, включая 10 офицеров. В свою очередь, командир I-366 доложил о выпуске 8 августа трех человеко-торпед и потоплении трех транспортов противника.

Но больше всех повезло субмарине I-58, которой командовал капитан 2 ранга Хасимото Мотицура. Действия его «Кайтенов» были, конечно, не столь впечатляющи. Так, 28 июля Хасимото выпустил два «Кайтена» и записал на свой счет транспорт и эсминец; 10 августа он выпустил сначала одну человеко-торпеду, но неудачно – вражеский эсминец обнаружил ее и уничтожил, а затем и вторую – тоже безрезультатно, хотя сам Хасимото посчитал, что потопил в результате двух атак два эсминца. Наконец, 12 августа Хасимото выпустил последний исправный «Кайтен» и засчитал ему потопление авиатранспорта.

В итоге самый грандиозный успех ожидал I-58 не как носителя человеко-торпед, а как обычную торпедную субмарину. Ведь вышедшему в торпедную атаку с применением обычных торпед Хасимото удалось потопить американский тяжелый крейсер «Индианаполис» водоизмещением около 10 тыс. т. Впрочем, докладывая об успехах своих «Кайтенов», Хасимото, как утверждают военные историки, приплюсовал к ним еще и «линкор», под которым он понимал крейсер «Индианаполис». Именно тогда, вероятно, и возникла путаница с тем, что этот крейсер потопили «Кайтены».

Как бы то ни было, но всего 12 минут спустя, после того как ночью 30 июля 1945 года в правый борт «Индианаполиса» ударили две торпеды, все было кончено – над некогда грозным кораблем сомкнулись темные воды Тихого океана. Бронированный корпус мгновенно стал братской могилой примерно трем сотням американских моряков, многие из которых не успели даже проснуться. Впрочем, вскоре стало ясно, что это был только первый акт чудовищной трагедии.

После того, как «Индианаполис» пошел ко дну, в воде оставалось около 800 человек из его команды, общая численность которой, по официальным данным, составляла тогда 1196 человек. Однако к тому моменту, как через несколько суток на помощь к ним подоспели свои корабли и суда, в живых остался только 321 человек, из которых пятеро вскоре после спасения скончались. По причине высокой секретности операции по доставке «Малыша» командование флота не располагало точными данными о маршруте следования корабля, моряков случайно обнаружил экипаж летающей лодки. Многие из оказавшихся в воде моряков, но отнюдь не все, как иногда утверждается, стали жертвами акул, и данный эпизод был даже включен позже в сценарий, пожалуй, самого зрелищного, первого фильма «Челюсти», снятого режиссером Стивеном Спилбергом:

«1100 человек оказались в воде, – вспоминает один из героев фильма, охотник на акул Квинт, о своей службе на тяжелом крейсере «Индианаполис», – корабль затонул за 12 минут. А первая акула появилась через полчаса. 13 футов. У нас не было шансов – операцию так засекретили, что даже сигнал бедствия запретили подавать. Нас никто не искал. С первыми лучами солнца акулы пошли в наступление, а мы сбились в группы… Акула хватала ближайшего бедолагу, и он начинал визжать и вопить. Иногда акула уплывала, а иногда и нет. Иногда акула нападала, глядя прямо в глаза. Знаешь, у акул безжизненные глаза… К утру мы потеряли 100 человек, а знаешь, сколько было акул? Около тысячи, человек по шесть в час сжирали. На пятый день нас заметили с самолета, а через три часа подошел транспорт и нас начали спасать. 1100 человек оказались за бортом и только 316 спаслись, а остальных сожрали акулы. В жизни не надену больше спасательный жилет. Но бомбу доставили».

Потопив «Индианаполис», командир подводной лодки I-58 капитан 2 ранга Хасимото Мотицура стал одним из самых известных японских подводников Второй мировой. Но он мог бы еще при жизни стать настоящей легендой Императорского флота Японии, сделай он это всего лишь на несколько дней раньше.

ПОИСК ДЛИНОЙ В 70 ЛЕТ

Поиски тяжелого крейсера «Индианаполис» с перерывами велись на протяжении более семи десятилетий. Сложность их заключалась в том, что по целому ряду причин достаточно долго не представлялось возможным установить более или менее точное место гибели корабля. В частности, корабль затонул настолько быстро, что, как утверждают американские военно-морские историки, связисты крейсера не успели даже послать сигнал бедствия с указанием координат точки, в которой он был торпедирован. А поскольку спасать оставшихся в живых моряков стали лишь через несколько суток, к тому времени их уже отнесло от места трагедии на приличное расстояние. В итоге «Индианаполис» в буквальном смысле затерялся на просторах Тихого океана.

Очередную попытку найти легендарный корабль предприняла команда исследователей, которую сформировал и финансировал известный американский бизнесмен Пол Аллен, который ранее финансировал и руководил экспедициями, обнаружившими погибшие японский линкор «Мусаси» (март 2015 года) и итальянский эсминец «Артильери» (март 2017 года). Под его руководством также была проведена операция по подъему рынды с линейного крейсера «Худ», которую торжественно передали британским морякам.

Успеху новой экспедиции Пола Аллена сопутствовали два обстоятельства. Во-первых, было приобретено исследовательское судно «Петрел», оснащенное специальным оборудованием для ведения поисковых работ на глубинах до 6 тыс. м. «Мы собрали и интегрировали в рамках единой платформы все уникальные технологии и оборудование, получив в итоге одно из лучших на планете исследовательских судов», – охарактеризовал возможности «Петрела» Роберт Крафт, директор по вопросам подводных работ команды Пола Аллена. А во-вторых, в 2016 году специалист Командования истории и наследия ВМС США доктор Ричард Халвер обнаружил записи, сделанные моряками одного из американских десантных катеров, которые видели «Индианаполис» за несколько часов до его торпедирования. В результате новое предположительное место гибели крейсера оказалось несколько западнее того района, где его искали более 70 лет. Новая информация позволила сузить площадь поисков погибшего корабля примерно до 600 кв. миль (около 1550 кв. км).

Теперь специалистам предстоит более тщательно изучить район расположения останков корабля, в ходе чего, вполне возможно, могут быть сделаны новые открытия.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америка осталась за бортом сирийского урегулирования

Америка осталась за бортом сирийского урегулирования

Игорь Субботин

Проблемы послевоенного устройства находятся в руках Москвы, Анкары и Тегерана

0
2090
Тем, кто любит поострее

Тем, кто любит поострее

Валерия Галкина

Разгромная публицистика без мишуры

0
221
Седьмой флот США преследует "черная карма"

Седьмой флот США преследует "черная карма"

Александр Шарковский

В Филиппинском море потерпел крушение американский транспортный самолет

0
13588
Под Россией зашатался  нефтяной пьедестал

Под Россией зашатался нефтяной пьедестал

Анатолий Комраков

Сланцевый бум выводит США на первое место по добыче сырья

1
28112

Другие новости

Загрузка...
24smi.org