0
2796
Газета История Интернет-версия

20.07.2018 00:01:00

Хермескайл – «Монино по-немецки»

45 лет музею, где можно запросто отобедать в салоне настоящего «Конкорда»

Михаил Петров

Об авторе: Михаил Игоревич Петров – инженер, историк.

Тэги: музей, авиация, конкорд, истребитель, вертолет, история, ракеты, мессершмит, хенкель, вторая мировая, первая мировая


Масштаб коллекции немецкого музея не может не впечатлять. 	Фото с сайта www.flugausstellung.de
Масштаб коллекции немецкого музея не может не впечатлять. Фото с сайта www.flugausstellung.de

Если быть точным, это не совсем так. Вот танковый музей в Мунстере смело можно называть «немецкой Кубинкой», так как оба эти музея организованы при военных ведомствах России и Германии. А музей авиации Flugausstellung Hermeskeil (flug – полет, ausstellung – выставка) рядом с городом Хермескайл на юго-западе Германии является частным в отличие от главного авиационного музея России в подмосковном Монино. При этом немецкий музей «моложе» монинского «собрата», он был открыт в 1973 году (датой создания музея в Монино считается 1958 год, а открыт для посещений он был в 1960 году. – «НВО»).

Впрочем, это не так важно, главное, что тематика у них общая – авиация всех времен и народов. Хотя здесь музеи тоже несколько различаются: подавляющее большинство монинских экспонатов – отечественные летательные аппараты, музей же в Хермескайле более интернационален. В некоторой степени это объясняется тем, что ВВС и гражданская авиация послевоенных Германий были оснащены самолетами и вертолетами иностранного производства, которые очень широко представлены в музее. Но обо всем по порядку.

ЛЕТАЮЩИЕ ГИГАНТЫ

Начну с общего описания экспозиции. Она расположена в помещении (четыре крытых зала общей площадью 3,6 тыс. кв. м) и на открытой площадке. Общая площадь экспозиции – 76 тыс. кв. м, на которых располагается более 100 летательных аппарата. В плане хронологии, географии и типажа экспонаты расставлены абсолютно хаотично.

Первое же, что вы увидите, едва подъехав к музею, так это знаменитый остроносый сверхзвуковой лайнер «Конкорд». К нему ведут две лестницы. В переднее шасси авиалайнера «запряжен» аэродромный тягач PTS. Внутрь «Конкорда» можно зайти в начале, в конце или в середине экскурсии, все зависит от… потребности вашего желудка и как оно влияет на ход осмотра экспозиции: дело в том, что в салоне элегантного авиалайнера находится действующее кафе на 150 посадочных мест!

Но прежде надо пройти через крытую часть экспозиции. Здесь помимо самых разных летательных аппаратов представлены также образцы двигателей, кресел, другого авиационного оборудования, летных костюмов и шлемов, а также масштабные модели самолетов.

Среди последних тоже есть на что обратить особое внимание. Например, модель 12-моторной летающей лодки «Дорнье» Do-X, построенной в 1929 году. В то время это был самый большой самолет в мире. Крылья размахом 48 м располагались по бокам верхней части кабины экипажа, которая, в свою очередь, находилась сверху фюзеляжа. Моторы мощностью 640 л.с. каждый устанавливались над крылом на стойках тандемно в шести гондолах и позволяли 52-тонной машине развивать скорость полета 210 км/ч. Пассажировместимость самолета – 160 человек, экипаж – 5 человек.

Этот гигант должен был продемонстрировать всему миру возможности германской индустрии. Также планировалось, что он будет совершать регулярные рейсы между Гамбургом и Нью-Йорком, составляя конкуренцию дирижаблю «Граф Цеппелин» и трансатлантическим морским лайнерам. На самолете, фюзеляж которого был трехпалубным, имелись отдельные спальные каюты, салон для отдыха, курительная комната, ванная комната, кухня и столовая. Правда, за океан он совершил всего один рейс, продолжавшийся в общей сложности со 2 ноября 1930 года (вылет из Фридрихсхафена) по 27 августа 1931 года (прибытие в Нью-Йорк). Притом при перелете через океан летающий корабль на воде провел больше времени, чем в воздухе. Через 4 дня отдыха в Нью-Йорке начался трансатлантический перелет домой, который завершился 24 мая 1932 года в Берлине. Во второй половине 1932 года, когда началась серия рекламных полетов над Германией, Do-X получил сильные повреждения, после чего самолет решили не восстанавливать, а превратить в музейный экспонат. Последующие 13 лет этот гигант простоял в Берлине, пока не был уничтожен союзной авиацией.

Рядом с моделью Do-X в музее Хермескайла стоит модель еще одного необычного немецкого самолета тех времен – пассажирского «Юнкерс» G.38, построенного по схеме «летающее крыло». Первый полет он совершил в 1929 году, был оснащен четырьмя двигателями мощностью по 750 л.с., развивал скорость до 225 км/ч, мог перевозить 34 пассажира и экипаж 7 человек. Имея размах крыла 44 м, длину 23,2 м и высоту 7,2 м, это был самый большой в мире пассажирский самолет конца 1930-х годов. Но при этом он оказался медлительным и громоздким, вследствие чего их было построено всего две штуки для авиакомпании «Люфтганза». Остальные авиаперевозчики предпочитали менее вместительные, зато более быстрые машины. Первый G.38 разбился в 1936 году, второй был сбит во время боевых действий над Грецией, где он использовался в качестве транспортного самолета люфтваффе.

А вот стоит с положительным тангажом модель в масштабе 1:6 межконтинентального лайнера Boeing-747 «Джамбо Джет». Тому, кто интересуется современной гражданской авиацией, самолет хорошо известен, меня же в данном случае впечатлила сама модель: она соизмерима с настоящими самолетами 1930–1940-х годов, правда одноместными, типа истребителей. К ним, к настоящим летательным аппаратам, мы и переходим.

АРМАДА ИСТРЕБИТЕЛЕЙ И НЕ ТОЛЬКО

Раз речь зашла о самолетах 30–40-х годов прошлого века, а находимся мы в Германии, то первое, что приходит на ум, так это… знаменитый «Мессершмит» Bf.109, или Ме-109. Но здесь представлен не он, а его невооруженный предшественник Me-108, но в камуфлированной окраске люфтваффе. Имеется шасси немецкого реактивного истребителя Второй мировой войны Ме-262. Бомбардировщики люфтваффе представляет Не-111-Н16.

Автор побывал в нескольких авиамузеях Германии, и ни один из них не обходится без «главного» немецкого транспортного самолета тех лет – трехмоторного Ju-52. Flugausstellung Hermeskeil в этом смысле исключением не является.

Из авиации антигитлеровской коалиции можно назвать транспортный «Дуглас» DC3 (C-47 «Дакота»). Пожалуй, любой «уважающий себя» музей авиации не может обойтись без этого знаменитого самолета. А на площадке в Хермескайле он стоит еще и в окраске Королевских ВВС Иордании. Представлен немецкий истребитель-триплан Первой мировой войны «Фоккер» DR-1, другие интересные летательные аппараты. Например, самолеты Блерио-XI и «Демуазель» (Demoiselle) 1909 года, автожир «Винтен» Vi-22, различные планеры и др.

СОВЕТСКАЯ ТЕМА

Из послевоенных «обычных» экспонатов первое, что хочу отметить, это советские вертолеты Ми-2 и Ка-26 в окраске… полиции ФРГ и Ми-24 в окраске ВВС ФРГ (Bundesluftwaffe). Представлены также Ми-4, Ми-8 и Ми-6 (последний в окраске «Аэрофлота» России). Но все эти «вертушки», что называется, «на слуху», и все их можно увидеть в России в музее Монино (некоторые даже в нескольких вариантах), а вот еще одна винтокрылая машина – менее известная, а потому наиболее интересная. Это противолодочный вертолет-амфибия Ми-14 в окраске NVA (Nationale Volksarmee – Национальной Народной армии) ГДР, который я видел в двух музеях Германии (помимо музея Хермескайла, он представлен в Шпаере), а вот в Монино его почему-то нет.

То же самое можно сказать и про наш знаменитый легкий пассажирский биплан Ан-2. Вот уже более полувека (с 1947 года) такие самолеты неустанно служат и в армии, и в гражданской авиации. Я видел его в трех музеях Германии (кроме рассматриваемого, он есть еще в музеях техники в Синсхайме и Шпаере), но в Монино этот «воздушный трудяга» почему-то не представлен, очень жаль.

Завершая советскую тему в музее Хермескайла, скажу, что представлены там также самолеты МиГ-15 УТИ, МиГ-17, три МиГ-21 (один 2-местный учебный), два МиГ-23, МиГ-27, Су-7Б, Су-22, Ил-14, Ил-18 и Ту-134. Хотя все они есть в Монино, но в Германии может представлять интерес окраска некоторых из них. Например, Су-7Б и Ил-14 Войска Польского, а также Ил-18 и Ту-134 авиакомпании Interflug.

ЗАПАДНАЯ АВИАТЕХНИКА

А теперь то, чего не увидишь в российских музеях – «капиталистическая» послевоенная авиация. Автор – не авиатор, но когда-то на заре своего увлечения техникой интересовался и авиацией. Вот с точки зрения человека, немного знакомого с авиацией, я опишу вкратце указанную часть экспозиции Flugausstellung Hermeskeil.

Начать следует с участников первых воздушных боев реактивных самолетов, произошедших в начале 1950-х годов в Корее. Это противники северокорейских МиГ-15 – южнокорейские «американцы» F-86 «Сейбр», F-84 «Тандерстрик» и F-80 «Шутинг Стар».

Правда, вместо последнего представлен созданный на его базе двухместный учебно-тренировочный самолет – легкий штурмовик Т-33А в окраске ВВС Канады. F-84 и F-86 стоят в окраске ВВС ФРГ. Зато F-84 представлен не только в истребительной, но и в разведывательной модификации RF-84 «Тандерфлэш». У этого самолета удлинена носовая часть (в ней размещены фотокамеры), отсутствует пулеметное вооружение, а воздухозаборники «переехали» с нижней части фюзеляжа в корневые части крыльев.

В истребительном и разведывательном вариантах экспонируются также знаменитые американский «Фантом» II (F-4C и RF-4C) и французский «Мираж» III.

Небезызвестные самолеты совместных разработок Германии, Франции, Англии «Альфа-Джет», «Торнадо», «Ягуар» GR-1 и английский палубный истребитель вертикального взлета и посадки «Харриер» GR-3 в музее также имеются. Равно как и американские истребители «сотой» серии: F-100, F-102 и F-105. А самый, пожалуй, выдающийся из них, F-104 с трапециевидным крылом, имеется даже в нескольких экземплярах.

Отмечу также английский бомбардировщик «Канберра» В (1) МК8, итальянский истребитель FIAT G-91, шведский истребитель SAAB AJSF-37 «Вигген» со стабилизатором, расположенным впереди, и английский реактивный истребитель «Лайтнинг» 1961 года.

Отдельно необходимо остановиться на двухбалочных послевоенных самолетах. Вот, например, английский реактивный DH-112 «Вампир», разработка которого началась еще во время Второй мировой войны. После нее он строился по лицензии и состоял на вооружении многих стран, а в музее он представлен в окраске ВВС Швейцарии.

Легкий американский двухмоторный турбовинтовой штурмовик OV-10 «Бронко» – этакая «рама» 1960–1970-х годов или «летающая танкетка» с экипажем из двух человек. Машина обладала хорошей маневренностью, несла мощное для легкого самолета (взлетный вес 6,55 т, размах крыла 12,19 м) наступательное вооружение (4 пулемета, подвесное вооружение общим весом более 1,5 т). В отличие от реактивных самолетов имела невысокую минимальную скорость полета и создавалась в основном для противопартизанских действий. Также самолет использовался как разведчик, артиллерийский корректировщик (последний раз – в Персидском заливе в 1991 году), а в грузовом отсеке мог перевозить пять парашютистов или двух раненых и санитара. Кроме того, для ФРГ была создана модификация OV-10B – буксировщик мишеней, которая и представлена в музее.

ВОЗДУШНЫЕ ИЗВОЗЧИКИ

В музее Хермескайла широко представлены военно-транспортные и пассажирские самолеты – разных стран и годов выпуска, а также различной вместимости.

Военно-транспортный винтовой двухмоторный «Норатлас», выпускавшийся французской компанией Nord Aviation в 1950–1961 годы, плюс еще 161 самолет был построен по лицензии в ФРГ. Взлетный вес – 21 т, размах крыла – 32,5 м, вместимость – 45 солдат или 7,88 т груза, скорость – 440 км/ч.

Следует отметить «Дорнье» Do 28 (первый полет в 1959 году) вместимостью 7 пассажиров или 2 раненых на носилках. Это двухмоторный самолет с высокорасположенным основным крылом размахом 13,8 м. А вот двигатели у него размещены не классически на крыле, а в мотогондолах, установленных на концах коротких крыльев в нижней части фюзеляжа. На этих же крыльях установлены и неубирающиеся шасси.

Отмечу также авиалайнеры: реактивный DH-106 «Комета»-4C (Англия, 1951 год) и американский винтовой Lockheed-1049G «Супер Констеллейшн». Последний отличается трехкилевым хвостовым оперением. Выпускался он в 1943–1958 годы (модификация G – с 1950 года), мог перевозить экипаж 8 человек и около 100 пассажиров, оснащался четырьмя двигателями мощностью 3250 л.с., размах крыла составлял 37,5 м, взлетный вес – 62,37 т, а скорость – около 600 км/ч.

Есть в экспозиции также различные спортивные и учебные самолеты.

А вот еще один интересный самолет – британский «Гэнит» (Gannet, в переводе с английского – «Олуша») компании Fairey Aviation, выполнивший первый полет в 1949 году. Его особенностью является турбовинтовой двигатель «Дабл-Мамба» компании Armstrong Siddeley, представляющий собой спарку из двух двигателей «Мамба» ASM.1, работающих через общий редуктор на соосные винты, которые управляются независимо друг от друга. Это позволяло летчику при необходимости отключать один из этих двигателей и лететь только на втором, при этом экономилось топливо и соответственно расширялся радиус действия самолета. Он выпускался в разных модификациях, в Flugausstellung Hermeskeil представлен одноместный самолет ДРЛО «Гэнит» AEW. Mk3 (1958 год) палубной авиации Великобритании. Взлетный вес – 11,34 т, радиус действия – более 1500 км (противолодочный вариант – 650 км), скорость – более 400 км/ч.

ВИНТОКРЫЛЫЕ ЭКСПОНАТЫ

Из вертолетов помимо упомянутых выше советских машин в Хермескайле представлены:

– британские: 12-местный многоцелевой «Уирлуинд» HAR-10 (1959 год), транспортно-санитарный «Уэссекс» HC. MK2 (1962 год, мог перевозить 16 солдат или 8 носилок) и легкий многоцелевый «Скаут» (1958 год) компании Westland Aircraft, а также легкий многоцелевой вертолет B-171 «Сикомор» (1950 год) компании Bristol Aeroplane. Последние два вмещают 5–6 человек, включая экипаж;

– американские: транспортный H-21, получивший название Work Horse, что в переводе с английского означает «Рабочая лошадь», и представленный в музее в белой нейтральной окраске без опознавательных знаков, а также знаменитый UH-1 «Ирокез» в варианте спасательной службы Германии.

Особенностью вертолета Н-21 являются два горизонтальных винта диаметром 13,5 м, установленных по продольной схеме. Кроме того, фюзеляж за грузовой кабиной имеет резкий излом, придающий вертолету характерный V-образный облик, сильно напоминающий банан. Поэтому помимо фирменного имени «Рабочая лошадь», машина имела еще и соответствующее прозвище «Банан». Они использовались в качестве транспортных и пассажирских (в гражданском варианте), могли перевозить 20 солдат или 2,13 т груза (плюс более 1,8 т на внешней подвеске). Длина вертолета – 26,31 м, взлетный вес – около 6,5 т, скорость – 240 км/ч. Их серийный выпуск начался в 1952 году.

Во время войны в Алжире во второй половине 1950-х годов «Бананы» широко применялись французскими войсками в аэромобильных операциях. Именно с их использованием французы первыми отработали тактику использования сил быстрого реагирования. Вместительные геликоптеры позволяли быстро доставлять в район появления алжирских партизан довольно крупные силы коммандос. В начальный период войны во Вьетнаме летающий «Банан» (к этому времени он стал обозначаться СН-21) являлся основным транспортным вертолетом армий США и Южного Вьетнама, но к концу 1963 года их нишу заняли более современные «Ирокезы».

И еще один очень примечательный экспонат – большой макет американской ракеты-носителя «Сатурн» V.

Вот, пожалуй, и все. Осталось разве что подкрепиться «на дорожку» в кафе в «Конкорде».

Время работы музея Flugausstellung Hermeskeil: с 1 апреля по 1 ноября каждый день с 10 до 17 часов. Добраться до музея, который расположен не в самом городе Хермескайл, а менее 5 км на север от него, можно на автомобиле. Прямо на дороге стоит большой указатель на музей, въезжаете на парковку и увидите «Конкорд». Припарковаться можете прямо под его носом, и вот осмотр экспозиции уже начался…



  • Масштаб коллекции немецкого музея не может не впечатлять. Фото с сайта www.flugausstellung.de
  • Ракета-носитель «Сатурн» V представлена в виде макета. Фото Михаила Петрова
  • Легкий многоцелевый вертолет «Скаут». Фото Михаила Петрова
  • Модель гигантской летающей лодки Дорнье. Фото Михаила Петрова
  • Очень наглядно показана работа катапультного кресла. Фото Михаила Петрова
  • Вертолет Ка-26 в окраске немецкой полиции – очень редкий экспонат для авиамузеев. Фото Михаила Петрова
  • Бросается в глаза обилие советской техники: истребители, вертолеты, пассажирские авиалайнеры. Фото Михаила Петрова
  • Самолет ДРЛО «Гэнит» AEW. Mk3. Фото Михаила Петрова
  • Вертолет-амфибия Ми-14 – уникальный экспонат, которым не могут похвастаться даже многие российские музеи. Фото Михаила Петрова
  • Фото Михаила Петрова
  • Фото Михаила Петрова
  • Британский всепогодный истребитель-перехватчик «Лайтнинг». Фото Михаила Петрова

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ту-95МС к ответному удару готов

Ту-95МС к ответному удару готов

Александр Манякин

Капитальный ремонт и модернизация позволят русскому «Медведю» летать до середины XXI века

0
5446
Рок обвертеть собой иль икру, иль сало

Рок обвертеть собой иль икру, иль сало

Евгений Лесин

Елена Семенова

К 310-летию со дня рождения сатирика и дипломата Антиоха Кантемира

0
1201
Их могло быть намного больше

Их могло быть намного больше

Виктор Леонидов

Русские страдания по Нобелевской премии

0
184
Любила красного, любила белого

Любила красного, любила белого

Александр Сенкевич

Римма Казакова, лирический поэт с обостренным гражданским чувством

0
149

Другие новости

Загрузка...
24smi.org