0
1397
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.12.1999 00:00:00

Надо заново учиться жить

Тэги: коммунист


Простейшая модель нового мироустройства.
Кадр из фильма братьев Васильевых "Чапаев".

ХОРОШО известен тезис коммунистической теории о постепенном отмирании государства после ликвидации эксплуататорского строя и о переходе общества к коммунистическому самоуправлению трудящихся. Это благое пожелание, сколь мне известно, никогда не было воплощено в жизнь. Реальностью же всех без исключения коммунистических образований стало иное - тоталитарное квазигосударство, основанное не на договоре, а на открытом и явном подавлении группой вождей огромного большинства граждан. Но если новое безгосударственное общество коммунистам и не удалось создать (иной вопрос - хотели ли они этого), то уничтожить старое государство и общество им удалось в большой степени. В России, первой испытавшей на себе победоносную коммунистическую революцию, уничтожение государства и распад общества был практически всецелым.

* * *

Государство выступает как в первую очередь правовая форма с определенной преемственностью законотворчества и властных отношений. Именно эта правовая форма и была уничтожена большевиками 22 ноября 1917 г., когда одним указом Совет Народных комиссаров отменил все (я подчеркиваю - все) законы Российского государства. Внешний повод к этому декрету был значительный, хотя и малоизвестный. В этот же день на несколько часов раньше Правительствующий Сенат (высший властный орган суда и надзора России, переживший смуту 1917 г.) в общем своем собрании вынес решение не признавать Совет Народных комиссаров как орган, навязанный обществу в результате насильственного захвата власти и к тому же не вписанный в систему государственных органов России, определенную Основными Государственными законами 1906 г. Сила права была за Сенатом, но право силы - за коммунистами. Это сенатское постановление даже не увидело свет, ибо рабочие сенатской типографии отказались его набирать как контрреволюционное. Декрет же СНК, отменявший все до того действовавшие в России законы, не только был распубликован, но и остается действующим правовым установлением на территории России до сего дня.

Статья 2 второго раздела ныне действующей российской Конституции утверждает: "Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации", но при этом ни один правовой акт, действовавший до 25 октября 1917 г., никогда в постсоветской России не применялся. Следовательно, до сего дня указ СНК от 22 ноября 1917 г. не утратил силы.

Уничтожение права есть формальное свидетельство убийства большевиками российского государства. Оставалось географическое пространство, на котором до 25 октября находилась Россия, оставался народ, который еще недавно Россию населял, но ни народ, ни территория сами по себе государством, понятно, являться не могут. Государство большевистские вожди создавали заново, на пустом месте, лишь используя подручный пространственный и людской материал. Поэтому вовсе не случайно, что и флаг, и герб России были тут же преданы забвению. В отличие от Временного правительства, пытавшегося "играть" с двуглавым орлом, отбирая у него скипетр, державу, короны и провинциальные гербы, опуская на византийский манер крылья, большевики просто вышвырнули "на свалку истории" византийское наследство. Новый герб не имел никаких намеков на связь с былой геральдической символикой России - земной шар, означавший пределы мировой социалистической республики, нес на себе знаки освобожденного труда - серп и молот. России как своеобычного государственного сообщества с тысячелетней историей, по мысли большевиков, больше не было. Ей должно было раствориться в Коммунистическом интернационале, стать плацдармом мировой социалистической революции.

Разумеется, не вся Россия покорилась этой нигилистической воле. Сопротивление большевизму и активное, вооруженное, и пассивное продолжалось многие годы. "Если бы в этот трагический момент нашей истории не нашлось среди Русского народа людей, готовых восстать против безумия и преступлений советской власти и принести свою кровь и жизнь за разрушаемую Родину, - это был бы не народ, а навоз для удобрения беспредельных полей Старого Континента, обреченный на колонизацию пришельцев с Запада и Востока. К счастью, мы принадлежим к замученному, но великому Русскому народу", - писал в Париже генерал Антон Деникин.

Там, куда приходили во время Гражданской войны 1917-1922 гг. белые войска, восстанавливался российский закон и порядок, действовали российские суды, административные учреждения и государственные власти, в том числе, кстати, и Правительствующий Сенат, заседавший в Ялте до последних дней белого Крыма, до ноября 1921 г. "Уничтожение большевистской анархии и водворение в стране правового порядка" (Антон Деникин) неизменно ставились на первое место в списке задач белого движения.

"Граждане, власть большевиков в Ярославской губернии свергнута. Те, кто несколько месяцев тому назад обманом захватил власть и затем, путем неслыханных насилий и издевательства над здоровой волей народа, держали ее в своих руках, те, кто привели народ к голоду и безработице, восстановили брата на брата, рассеяли по карманам народную казну, теперь сидят в тюрьме и ждут возмездия... Как самая первая мера, будет водворен строгий законный порядок и все покушения на личность и частную собственность граждан... будут беспощадно караться", - с этого воззвания, в котором далее шло подробное указание о восстановлении губернской и уездной администрации, судов, земского и городского самоуправления, началось в июле 1918 г. антибольшевистское восстание под руководством полковника Перхурова в Ярославле. Подобных примеров десятки.

Россия как бы вновь возникала там, откуда удавалось изгнать большевиков, и исчезала сразу же вместе с приходом красных армий. Окончательное же поражение белых, по верной интуиции поэта, означало, что "в страшный час над Черным морем Россия рухнула во тьму" небытия (Георгий Иванов).

Была ли практика русского большевизма по уничтожению национального государства исторически случайной, или же мы встречаемся здесь с некоторой принципиальной позицией? Думаю, что верно второе утверждение. Слова русской версии "Интернационала" декларировали: старый мир 1111111мы разрушим до основанья, а затем - мы свой, мы новый мир построим... Речь шла не об изменении некоторых социально-экономических параметров дореволюционного государства и общества, но о создании нового государства и нового общества с выборочным использованием наличествовавшего материала. При этом "материал" этот (а речь идет о человеке, о "человеческом материале") должен был служить сырьем для создания нового человека, элементе нового общества.

Революционер тем и отличался от обычного эволюциониста-прогрессиста, что не желал ждать, пока естественное развитие приведет общество к лучшей жизни, но, представляя себе идеальную меру этой лучшей жизни, готов был любыми средствами загнать в нее человечество. Что же в эту новую рамку не вписывалось, отсекалось и отбрасывалось за ненадобностью. Так мыслил Сергей Нечаев, так писал Петр Ткачев, так теоретизировал до 1917 г. Ленин, так превращали теорию в практику большевики после захвата власти. "Пролетарское принуждение во всех формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи", - утверждает в 1920 г. Николай Бухарин. Для русских радикальных социалистов человек перестал быть мерилом мира, отвлеченная идея становилась мерилом человека, и целые социальные классы уничтожались в пламени "красного террора" только потому, что они не вписывались в схему нового мира, родившуюся в головах коммунистических идеологов. Нечаевский "Катехизис революционера" превращался в руководство к непосредственному действию у фанатиков коммунистической идеи.

"Мы не ведем войны против отдельных лиц, - писал, объясняя своим содельникам принципы чекистской "работы", Лацис. - Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом смысл и сущность красного террора".

"Смертные приговоры выносились и приводились в исполнение не в порядке наказания за преступление, а в порядке ликвидации чужеродного и потому непригодного для социалистического строительства материала. Помещики, буржуи, священники, кулаки, белые офицеры так же просто выводились в расход, как в рационально поставленных хозяйствах выводится в расход одна порода скота ради введения другой", - вспоминал очевидец строительства "нового мира" Федор Степун.

В этом стремлении к всецелому обновлению жизни сама жизнь человеческая переставала что-либо значить, она оказывалась лишь помехой в реализации громадья социальных задач. В своих воспоминаниях о Гражданской войне архиепископ Василий (Кривошеин) воспроизводит характерный диалог, свидетелем которого он был. "Конвоир матрос с надписью (на бескозырке. - А.З.) "Красный террор" разговаривает с молодым крестьянином, отпиравшим нам сарай. "Это чье имение?" - "Волжиных". - "А что, вы их убили?" - "Нет", - отвечает крестьянин. "Напрасно, - поучает "Красный террор", - их надо всех убивать. И вместе со всеми детьми. А то они вырастут и захотят свое обратно получить. Зачем вы их не убили?"

Отношение к человеку, видоизменяясь внешне, под влиянием внешних же обстоятельств сокращая число убийств, устанавливая вместо них в качестве средства строительства "нового мира" психушки, лагеря, запрет на профессию, ссылку и каторгу, оставалось по сути все тем же оформлением в новое "коммунистическое человечество" сырого человеческого материала, доставшегося от старого, разрушенного мира.

Сознательное убийство государства как общественно-правовой формы организации былой жизни, которую следовало разрушить "до основанья", являлось лишь одним из аспектов более грандиозной задачи разрушения общества. Государство все же исторически временное явление, по крайней мере мы можем достаточно точно определить его начало, приходящееся на эпоху энеолита (около 4 тыс. лет до Р.Х.), но общество современно самому человеку, животному, как известно, общественному.

Общество - это система с естественными духовными, хозяйственными и семейными связями. Люди поддерживают отношения потому, что они совместно могут решить общие задачи, которые в одиночку не решишь, - рождение детей, добывание и производство пищи и, наконец, священнодействие. "Где двое или трое собраны во имя Мое там Я посреди них" (Мф.18,20) - это совсем не случайное указание. А возможны эти естественные сообщества потому, что входящие в них соединены не только корыстью, но и иррациональной по сути своей энергией любви.

Коммунистическая доктрина вовсе отвергала эти иррациональные энергии, единящие социум. Даже разговоры на эту тему Ленин именовал не иначе как мракобесием и поповщиной и ненавидел люто. Стержень коммунизма - принципиальная атеистичность. Упование на вечность, переживание себя "Сыном Божиим", которому открыт путь воссоединения с "Отцом, пребывающим на небесах", делало для человека его земное материальное бытие вторичным и малозначимым, релятивизировало его. Принцип "Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.... Не заботьтесь о завтрашнем дне..." (Мф.6,33-34) никак не мог устроить фанатиков мировой социальной революции, весь смысл которой заключался в захвате эксплуатируемыми и малоимущими "трудящимися" средств производства и собственности "эксплуататоров". Ищущий прежде Царства Божия никогда бы не пошел убивать и грабить, во-первых, потому, что убийство и грабеж суть тягчайшие преступления, лишающие преступника права называться сыном Божьим, а во-вторых, потому, что сами цели убийства и грабежа для него совсем не привлекательны. Он-то знает, что "жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк.12,15) и что "блаженнее давать нежели принимать" (Деян.20,35). С такими взглядами в огонь мировой революции не полезешь. Вот откуда бакунинское утверждение - "Если бы Бог в действительности был, Его надо было бы уничтожить" ("Бог и государство"). Борьба с Богом, с религией, с религиозным воззрением человека на самого себя и на мир становится главнейшим делом революционеров, захвативших власть в России.

С верой не только боролись, ее утаивали, вероучительные и богословские книги уничтожались в огромных количествах, а оставшиеся хранились за семью печатями в спецхранах библиотек. Обитатель нового коммунистического мира должен был совершенно забыть, что есть Бог, творец мира и правды, и что человек - образ Его. Если в сыром "человеческом материале" останется хоть капля живой веры, человека коммунистического из него не вылепишь никак. За годы советской власти для борьбы с религией были использованы все средства. Так что разговоры нынешних российских коммунистов, что борьба с религией была ошибкой, которую они не повторят, - ложь или глупость. Без атеизма коммунизм немыслим. И не случайно для члена КПСС безбожие являлось обязательным "уставным" мировоззрением и публично декларировалось.

На поприще насаждения атеизма российские большевики весьма преуспели. Безбожие до сих пор является второй по численности конфессией России после православия, да и среди тех, кто полагает себя верующими и даже христианами, очень много людей суеверных, богословски невежественных, относящихся к вере, как к магическому оберегу. Но поразительно все же, что репрессивная машина тоталитарного государства так и не смогла раздавить внутреннюю свободу совести у очень многих. И то, что в 1999 г. более трех пятых русских объявляли себя верующими, и то, что во время Отечественной войны 1941-1945 гг. Сталин был вынужден отчасти примириться с Церковью - свидетельства ограниченности любой человеческой затеи, в том числе и богоборческой. Вера продолжала жить во многих гражданах захваченной большевиками России, а в некоторых даже укреплялась и углублялась насилиями и гонениями.

Второй аспект - семья. Семья - это уже не индивидуальное, как вера, но коллективное дело. Большевики начали с самой революции поход против семьи. Были сразу же легализованы развод и насильственное пресечение беременности, поощрялось сожительство без регистрации брака. Свобода отношений полов объявлялась нормой коммунистического общества. В середине 30-х гг., во многом под влиянием нацистской Германии, политика в области семьи изменилась. Коммунистической власти теперь нужны были солдаты и рабочие руки. Аборты запретили, разводы крайне усложнили, но в обезбоженном обществе семья уже не восстановилась вполне. По числу абортов на одну женщину советское общество далеко опередило Запад, разводы, супружеская неверность стали нормой жизни. В 60-70-е гг. в СССР велась борьба за "социалистическую нравственность", но никакого эффекта, кроме роста лицемерия, она не имела.

Хотя коммунистическая система никогда с середины 30-х гг. не разрушала семью целенаправленно, семья разрушалась сама. До 50-х гг. еще действовала инерция семейных нравственных норм старого русского общества (тоже далекого от идеала, особенно в последнее предреволюционное двадцатилетие), но не имея в основе сознательного религиозного императива, она более не воспроизводилась в большинстве нерелигиозных семей. Привычку к семейному укладу родители не умели передать детям.

Кроме того, разрушению семьи в огромной степени способствовали массовые аресты, казни, ссылки. В десятилетия ленинского и сталинского террора разрушались миллионы семей, бытовые устои стали крайне зыбкими. Дети тысяч репрессированных родителей отправлялись в детские дома. Рожать детей в этих обстоятельствах многие считали верхом безумия и безответственности.

Но при всем этом и личность, и семья остались для коммунистов закрытыми системами. Они пытались их изменить извне, но полностью поставить под контроль и человеческую душу, и внутрисемейные отношения коммунистическая система не смогла. Те, кто имел мужество хранить веру в Бога, - хранили ее, те, кто имел решимость беречь семью и рожать детей, сохранили этот первичный общественный институт в целостности и передали его следующим поколениям, хотя это и был всегда подвиг.

Что же касается иных, более сложных спонтанных социальных форм - местного самоуправления, хозяйственной общины, трудового коллектива, то они всецело были взяты под контроль коммунистической власти и разрушены к концу нэпа. Новые же экономические, социальные и политические сообщества создавались только сверху, бюрократически. Эти сообщества были мертвы от рождения или же использовались бюрократией для лучшего контроля над обществом, но ни в малой степени не для организации контроля общества над властью или же для автономного от власти существования. Нынешнее полное неумение наладить самоуправление в волости, на заводе или в небольшом городке - прямое следствие этого отучения от социальной инициативы. Не следует забывать, что все годы советской власти любое сообщество, не созданное сверху, но сложившееся самостоятельно, вызывало подозрения в потенциальной антисоветскости, в него внедрялись агенты КГБ, и в конце концов оно разрушалось или включалось в партийно-бюрократическую систему, даже если это была группа неформальных художников или курсы по изучению родного языка в рассеянии. Любая групповая акция недовольства, протеста или сопротивления вызывала решительное сопротивление коммунистической власти.

После десяти лет свободы от коммунистического тоталитаризма особенно ясно видно, до какой степени оказалось разрушено государство и общество России. Мы не умеем жить в соответствии с правовыми нормами, не имеем навыка к честной и ответственной политике, совершенно бессильны в вопросах политической самоорганизации с целью местного самоуправления или хозяйственной деятельности. Даже последствия собственных поступков нам не всегда ясны. В течение десятилетий привыкнув, что оценку нашей деятельности давал партком, лживый, циничный и бюрократически ангажированный, мы не представляем последствий действий в свободном социальном пространстве. Нам как бы заново следует учиться жить в обществе. Научимся ли? Пока результаты далеко не утешительны, но и столь масштабного разрушения общества и государства, как в советской России ХХ века, мир до того еще не знал. И лишь сохранение автономных областей личной веры, семьи да еще, может быть, дружеского кухонного общения и интеллектуальной работы "в ящик стола" на протяжении всех этих страшных десятилетий позволяет надеяться, что русское общество мало-помалу восстановится и методом проб и ошибок вновь научится самоответственной жизни.

"Новый мир" коммунисты не построили, но старый, обычный человеческий мир, действительно разрушили почти "до основанья", пытаясь превратить, и во многом превратив, государственное сообщество России в "человеческий материал". И только в той степени, в какой он остался человеческим, он и имеет шанс на восстановление в своем изначальном достоинстве. Без этого восстановления человечности ни общество, ни государство не возродятся никогда на пространствах, которые некогда именовались Россией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
483
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
600
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
511
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
415

Другие новости