0
1099
Газета Идеи и люди Интернет-версия

14.03.2000 00:00:00

Следовать букве и духу

Тэги: Дзасохов, реформа


РОССИЯ начинает искать пути самосовершенствования. К такому мнению приходишь, наблюдая, как день ото дня на суд общественности все более интенсивно выносятся различные предложения и целые проекты по изменению политической системы и механизмов социально-экономического развития страны. Безусловно, стабильно невысокий уровень жизни подавляющего большинства людей, постоянно ощущаемые пробуксовка, а то и разлад в государственной машине подталкивают к поиску новых моделей функционирования органов власти.

И это стоит только приветствовать. Хорошо, когда инструментом обретения истины становятся публичные дискуссии, а не кулуарные, взращенные в узком кругу безымянных лиц судьбоносные для России решения. Важно и то, что в полемику включились не только ученые и публицисты, но и государственные деятели, в частности, ряд руководителей российских регионов, моих коллег по Совету Федерации.

Тем не менее возникает чувство настороженности и даже некоторого беспокойства - не переходим ли мы от одной крайности к другой, отвергая чуть ли не все существующее? Неужели панацеей от всех бед могут быть непременно "вулканические" преобразования, за которые всегда непомерную цену приходится платить народу? Это касается и политической сферы - материи тонкой и неизменно чувствительной к резким, скороспелым шагам без учета ближайших и отдаленных последствий.

К сожалению, именно впечатление скороспелости складывается после прочтения статьи научного сотрудника МГУ Вадима Белова ("Задачи - реформирование институтов власти, "НГ", 23.02.2000) и письма трех губернаторов на имя и.о. президента России "О реформе системы государственной власти...", которые были опубликованы с коротким интервалом в "Независимой газете".

Конечно, вся вертикаль государственной власти нуждается в серьезном и последовательном укреплении. Без этого не может быть эффективного управления, ответственного воздействия на экономические процессы, возрождения утраченных нравственных ценностей и восстановления силы закона. Нам всем не хватает собранности. Точный диагноз нынешнего положения дел поставил Владимир Путин, подчеркнув, что "государственная машина разболтана, ее мотор - исполнительная власть хрипит и чихает...". Действительно, вопросы, связанные с резким ужесточением исполнительной дисциплины на всех уровнях, проявлением политической воли и твердости в наведении элементарного порядка, громко стучатся в дверь.

Но означают ли все эти меры, назревшие и требующие безотлагательных практических действий, обязательность хирургического вмешательства в административно-территориальное устройство Российской Федерации, глобального передела всей системы законодательной и представительной федеральной власти и органов власти субъектов РФ, как это предлагают упомянутые выше авторы публикаций, а также некоторые другие региональные лидеры? Мне кажется, прежде чем решаться на столь радикальные действия, имеет смысл серьезно подумать об их целесообразности с точки зрения стабильности и устойчивости федеративных и конституционных конструкций России.

О СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

В "письме трех" авторы предлагают упразднить верхнюю палату Федерального собрания, преобразовав ее в совещательный орган - Государственный совет. При этом остается нераскрытой цель подобной новации. Закономерный вопрос - что, Совет Федерации является главным препятствием на пути достижения благоденствия в нашей многострадальной стране?

Мне, напротив, казалось, что он как раз играл и играет стабилизирующую роль. Взять хотя бы периоды противостояния федеральной исполнительной власти и Государственной Думы. Может ли кто-то с уверенностью утверждать, что, не будь Совета Федерации, в наиболее острые моменты конфронтации события развернулись бы по конституционному сценарию?

Или другой, представляющийся столь же весомым, аргумент. В нашем федеративном государстве, образованном не только по территориальному принципу, но и по признакам, что особенно важно, многонациональности (и многоконфессиональности), с его демографическим размахом и географическими просторами, многообразием укладов, можно ли представить, что руководители республик, краев и областей будут, по сути, лишены возможностей влиять на принимаемые законодательные решения и, более того, иметь постоянную трибуну для обмена мнениями и выражения своих позиций?

Готов привести и другие доводы. Но главное состоит в том, что задуманное "реформирование" вряд ли отвечает общероссийским государственным интересам и, на мой взгляд, будет только способствовать той самой "разболтанности", от которой нам надо решительно избавляться. В этой части можно согласиться не с государственными мужами, а с Вадимом Беловым, который вполне обоснованно отмечает: "В рамках хрупкого общественного компромисса любой радикализм может привести к усугублению негативных тенденций... В этом смысле роль Совета Федерации как аккумулятора региональных интересов должна постоянно возрастать. Совет Федерации как орган поиска компромисса между неизбежными противоречиями Центра и регионов должен стать институтом, цементирующим российскую государственность".

Сказанное не означает, что Совет Федерации - своего рода "священная корова", к которой и прикасаться-то нельзя. Накопленный за время существования палаты опыт показывает, что в ее работе еще много резервов. Хрестоматийный пример. На одном из последних сессионных заседаний в конце прошлого года в повестку дня было включено почти 80 (!) вопросов. Понятно, что ни о каком полноценном законотворчестве в такой ситуации не стоит и мечтать. Поэтому коли уж говорить о совершенствовании роли сенаторов, то скорее всего надо подумать о том, чтобы в Совет Федерации вносились не все законопроекты, принятые Государственной Думой, а действительно ключевые, затрагивающие крупные общегосударственные проблемы, тем более если они связаны с межнациональной и региональной спецификой. Вот тогда лидеры республик, краев и областей будут чувствовать прямую сопричастность к важнейшим государственным решениям, в полной мере обретать то, что можно обозначить понятием "федеральное мышление". Ибо проблема сбалансированного сочетания региональных интересов и общефедерального мировоззрения - основные качества, которыми должен обладать каждый из нас, региональных руководителей.

В виде "компенсации" намерения упразднить Совет Федерации три губернатора в другом своем реформаторском варианте рисуют модель двухпалатной Государственной Думы, где сенат должен состоять из депутатов, избираемых по одному от каждого субъекта РФ. Если в основе замысла лежит воссоздание в той или иной форме существовавшего ранее Совета национальностей, то это шаг в правильном направлении, "работающий" на укрепление федеративного устройства страны. Однако авторы проекта хотят фактически заключить региональных руководителей в рамки самоизоляции, либо запретив им входить в состав Совета Федерации, либо расформировав последний. Это недальновидная затея, не имеющая перспективы.

О СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Похоже, что "реформаторы" в преобразовательском запале подобрались и к такой хрупкой материи, какой в любой федеративной стране является национально-государственное и административно-территориальное устройство. И если одни говорят об укреплении российских областей, то три губернатора идут дальше. В их проекте такому исключительно значимому вопросу посвящено аж два абзаца по одному предложению в каждом. Как будто речь идет о чем-то обыденно-мелком, малосущественном. Словно мимоходом вбрасывается такая "жизнеутверждающая" фраза: "На первом этапе реформа административно-территориального устройства не должна затрагивать республики в составе Российской Федерации". Спасибо, конечно, за заботу. Правда, тут же становится ясно, что второй этап не за горами и следует готовиться к "усушке-утряске", то бишь к укрупнению всех субъектов "с учетом экономической целесообразности и требований оптимизации управления".

Но в таком случае надо быть последовательными до конца и прямо заявить, что страна в ее нынешнем федеративном виде прекращает свое существование, ибо исчезают государствообразующие федерацию республики. Легко выпустить джинна из бутылки. Но потом - обратно не загонишь! Неужели печальных страниц современной истории Союза и России недостаточно, чтобы понять необходимость разумного и крайне осторожного подхода к столь деликатным сферам.

Теми же недостатками страдают и вынашиваемые планы назначения "сверху" региональных руководителей с согласия неких собраний представителей. Конечно, в отношении глав краев и областей, если в обществе будет достигнуто согласие, можно пытаться апробировать заявленные идеи. Система выборщиков сочетает в себе определенную долю демократизма и меньшую вероятность ошибки. Хотя озадачивает громоздкость авторской конструкции: "Собрания представителей формируются на основе многоступенчатой системы выборов (по типу формирования партийных конференций)". Создание все новых и новых структур по всей стране породит еще большую путаницу и, как следствие, инфантилизм, чего и так в избытке. Кроме того, подобные попытки, как мне кажется, только накалят ситуацию в национальных республиках, да и, как уже отмечалось, разрушат основы государственного федеративного устройства.

В любом случае представляется гораздо более конструктивным иной подход к решению вопроса о главах регионов. Избирать надо наиболее демократичным путем - всенародно, но при этом надо и законодательно усилить рычаги воздействия на руководителей субъектов Российской Федерации в части выполнения ими своих обязанностей. Скажем, если допускаются отступления от Конституции РФ, действия с ясно выраженными признаками сепаратизма или экономического изоляционизма, то тогда и должен применяться правовой инструментарий. И именно в таком четком осуществлении своих полномочий федеральной и региональной властями мне видится основа прочной и отлаженной вертикали государственного управления.

Вызывает тревогу и стремление перекроить российскую Конституцию в сторону практически абсолютной унификации всех субъектов РФ. В экономической области подобное намерение вполне правомерно, но нивелировать особенности национально-государственных образований вряд ли целесообразно.

О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Часть из заявленных политических преобразований, на мой взгляд, уместно осуществить на низовом уровне. Вот где действительно нередко рвется властная нить и где возникают наибольшие проблемы. С некоторыми несущественными корректировками поддерживаю предложения Прусака, Савченко и Богомолова, что главы районных и городских администраций должны назначаться руководителем субъекта РФ. Но здесь я бы добавил: из числа тех, кто прошел испытание выборами и получил мандат доверия от избирателей. То есть из депутатов, народных избранников различных уровней. Кстати, насколько я могу судить, с подобным подходом солидарно значительное число членов Совета Федерации. И не случайно. Потому что это не только упростило бы громоздкую систему выборов всего и вся, но и отпала бы необходимость в создании новых многочисленных органов, какими, например, хотят сделать предлагаемые собрания представителей. А самое главное, возросла бы управляемость народнохозяйственным комплексом и ответственность чиновников за результаты своей деятельности.

Мои рассуждения и аргументы на первый, поверхностный, взгляд могут вызвать подозрения в лукавстве и корыстных мотивах. Мол, президентов республик - не трогать, а начальников рангом пониже, оказывается, назначать не возбраняется. В связи с этим еще раз подчеркну: мы живем в Российской Федерации, и априори надо следовать букве и духу заложенных в этом точном названии принципов. Жаль, что реформаторские намерения с максимальной амплитудой содержательных предложений выплеснулись в эфир и на страницы газет только с наступлением предвыборной президентской кампании. Это излишне накаляет страсти, мешает людям спокойно и неторопливо осмыслить пакеты предлагаемых радикальных преобразований. А такие сложные вопросы лучше решать, имея запас времени, а не в пору предвыборной горячки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
723
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
637
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
751
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
517

Другие новости