0
1278
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.04.2000 00:00:00

Фундамент безопасности

Вахтанг Чкуасели

Об авторе: Вахтанг Чкуасели - директор Института прокризисных исследований.

Тэги: реформа, безопасность, Россия


Александр Невский. Центральная часть триптиха Павла Корина.

В СТАТЬЕ "Крыша готова. Нужны фундамент и стены" ("НГ", 04.03.2000) мы уже высказали мнение о коренном недостатке, которым страдает ныне действующая "Концепция национальной безопасности Российской Федерации". Он, этот изъян, заключается в отсутствии более общего, основополагающего документа - "Стратегии государственного строительства", к которому Концепция относилась бы как ветвь к основному стволу. В статье "России нужна "Конституция будущего" ("НГ", 30.03.2000) мы указали три пункта, призванные лечь в основу этого (официально пока не существующего) документа:

1. Россия - страна в восточной части Европы и в северной части Азии. 17 075,4 тыс. кв. км. Основная часть европейской территории России расположена в пределах Восточно-Европейской равнины. На юге - северные склоны Кавказа, на северо-западе - горы Хибины. К востоку от Урала - Западно-Сибирская равнина, окаймленная на юге горами Южной Сибири (Алтай, Саяны, горы Прибайкалья, Забайкалья и др.). Между Енисеем и Леной расположено Среднесибирское плоскогорье, между Леной и Тихим океаном - хребты и нагорья Северо-Восточной Азии. На территории России располагаются зоны (с севера на юг): арктическая пустыня, тундровая, лесотундровая, лесная, лесостепная, степная, полупустынная (Прикаспийская низменность).

2. С точки зрения организации общества Россия представляет собой государство. Российское государство есть инструмент управления экономической и социальной жизнью россиян и ее охраны. Оно является также институтом производства и потребления общественного блага.

3. Правовое положение, или правовой статус, российского гражданина как субъекта потребления общественного блага определяются совокупностью прав и обязанностей, установленных Конституцией и иными государственными законами.

"ЧЕРНАЯ ДЫРА" ДЛЯ ЕВРАЗИИ?

По замыслу разработчиков - сотрудников нашего института, каждая из приведенных констатаций, определяющих облик как сегодняшней, так и будущей России, желаемый и неизменный, должен - в рамках "Стратегии" - дополняться комментариями, подлежащими редактированию и "освежению" применительно к переменчивым реалиям внутренней и международной жизни. Аналогично, по нашему мнению, должны быть построены и другие документы "стратегического пакета", логически вытекающие из этого - фундаментального. В том числе и Концепция национальной безопасности. Вот как мог бы формулироваться первый из ее опорных абзацев:

С целью сохранения целостности своей территории Россия декларирует готовность применить все виды политического, экономического и военного воздействия в отношении посягающих на эту целостность стран, организаций или отдельных лиц. Методы и условия применения тех или иных средств воздействия отражаются в соответствующих доктринах.

Как видим, данная декларация непосредственно вытекает из первого, "географического" пункта Стратегии государственного строительства. Рассмотрим теперь пункт, посвященный российской государственности. Взаимосвязь между тем и другим очевидна. В том числе и в смысле обеспечения безопасности. Ведь угроза может исходить не только от прямой вооруженной интервенции (способы защиты от нее призвана трактовать Военная доктрина), но и от попыток совершить "внутреннюю агрессию", т.е. от посягательств на стабильность государственной власти. Стоит отметить, что ее ослаблению объективно способствуют и наблюдаемые в мире процессы политической и экономической децентрализации, связанные с массовым развитием средств коммуникации, с транснациональным характером мировой экономики. Сам институт государственности в ряде стран подвергается эрозии. Особенно, когда находятся силы, активно в этом заинтересованные.

По прогнозам американских ученых, в течение ближайших 15-30 лет на земном шаре в результате территориального передела образуются более ста новых государств. Не минет чаша сия (согласно тем же прогнозам) и нашу страну. Один из разработанных сценариев развития событий предусматривает:

1. Разделение страны на шесть независимых государственных образований: Западную Россию, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток, северные территории.

2. Получение государственной самостоятельности малыми этническими анклавами - такими, как Татария, Башкирия, Северная Осетия, Чечня.

3. Отделение Карелии.

4. Придание отдельным районам - Калининградской области, Туве, Бурятии и др. статуса практически независимых автономных образований.

Вряд ли есть нужда объяснять, какой трагедией стал бы распад России не только для населяющих ее граждан, но и для всего человечества. В образовавшуюся социальную "воронку" планетарного масштаба, как в космическую "черную дыру", затягивало бы целые страны и континенты. Исчезновение связующей основы западного и восточного "профилей" современного мира означало бы крах цивилизации - и в этом смысле Концепцию национальной безопасности РФ можно рассматривать как трактат о безопасности и стабильности всего мира. Тем более важно - при полном контроле за угрозами, которые исходят извне, - преодолевать также центробежные и сепаратистские тенденции внутри Российского государства. А они, к сожалению, тоже имеют место.

С начала 90-х годов в большинстве субъектов Российской Федерации реализуется социально-экономическая модель, для которой характерен симбиоз политической власти и бизнеса. Формируемый таким образом бюрократический капитал в наибольшей степени заинтересован в усилении региональной автаркии, в контроле за локальным банковским сектором, в ужесточении барьеров на пути проникновения конкурентоспособных товаров и услуг "со стороны" и, наконец, в ослаблении рычагов, с помощью которых федеральный Центр может влиять на политику регионов. Вспомним попытки местных властей чинить препятствия свободному движению товаров и капиталов через областные, краевые, республиканские границы. Вспомним региональные законодательные акты, не раз вступавшие в противоречие с общефедеральными законами, в том числе и с Конституцией РФ. В иных случаях подобное законотворчество непосредственно наносило ущерб национальной безопасности страны. Взять хотя бы указ президента одной из национальных республик, предоставлявший местным призывникам возможность избежать направления в Чечню в составе федеральных сил. Одна из задач Концепции национальной безопасности - создать дополнительную правовую основу для преодоления подобных тенденций.

ПОД ПРИЦЕЛОМ "ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ БОМБ"

Кстати, о Чечне. Хотя бандитский анклав в этой части России в основном ликвидирован и положено начало созданию там нормальных условий жизни, проблема национального сепаратизма по-прежнему стоит остро. И не только на Северном Кавказе. Необходимость продуманной, тонкой, грамотной национальной политики в стране, где живут представители более чем ста национальностей, должна быть четко зафиксирована в Концепции. Соответствующая констатация должна, на наш взгляд, выглядеть приблизительно так:

Россия декларирует собственную, отличную от общемировых национальную политику, т.е. набор социальных, экономических, юридических и других мер, направленных на развитие национального многообразия в рамках мультинационального государства с единой этнической общностью.

Последнее подразумевает исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенами, народностями, национальностями.

Мною уже было отмечено, что ныне действующая Концепция национальной безопасности парадоксальным образом избегает рассмотрения такой принципиально важной для нас категории, как нация. Следующая констатация призвана восполнить этот пробел. Она же служит дальнейшим развитием предложенной нами в Стратегии государственного строительства трактовки отечественной государственности:

Россия есть мультинациональное полиэтническое государство, созданное в процессе формирования нации - исторической общности людей, территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.

Как нам представляется, при формировании долгосрочных основ своей геополитики Россия должна ориентироваться на принципиально новые формационные возможности человечества - суперэтнические пространства. Ибо лишь в контексте большой формационной перспективы возникает готовность как к традиционному экономическому накоплению, так и к инвестициям "в человека", т.е. в развитие культуры, науки, образования. Особо важно при этом щепетильно строгое соблюдение принципов равноправия между представителями различных национальностей и этнических групп. Ни одна из них не должна чувствовать себя ущемленной в бытовом, экономическом, демографическом (особенно!) отношении.

Обратимся к истории. Характерный пример нарушения последнего деликатного пункта - политика румынского коммунистического диктатора Чаушеску, в конечном счете и послужившая поводом его политического, а затем и физического устранения. Ведь народные выступления против одиозного режима в декабре 1989 г. начались не в Бухаресте, а в Тимишоаре - центре исторической провинции Трансильвания, населенной в основном представителями венгерского национального меньшинства. Именно они испытывали на себе наиболее тяжкий гнет, многократно усиленный ощущением этнической ущемленности. В частности, бытовало мнение, что в трансильванских уездах власти смотрят сквозь пальцы на факты нарушения запрета на аборты, который строго соблюдался в остальной части Румынии. Тем самым для румынских потенциальных рожениц создавались более благоприятные условия, чем для венгерских. Цель - искусственно сдержать прирост населения нацменьшинства! Таков был один из детонаторов социального взрыва, который вызвал пожар, быстро охвативший всю страну.

МИРОВЫЕ ЛИДЕРЫ ПО ЭКСПОРТУ... МЛАДЕНЦЕВ

Сегодня уже трудно судить о степени достоверности фактов демографического давления на Трансильванию со стороны Чаушеску. Документальных свидетельств не сохранилось, и о самом явлении теперь мало кто вспоминает даже в Румынии. Но о принципиальной возможности подобной "национальной стратегии" говорят события дня сегодняшнего. Только уже не маленькая провинция в центре Европы, а великая Россия является ее объектом. Кто "стратеги"? Очевидно, те, кто не жалеет средств на внедрение в русские школы так называемых программ планирования семьи, на пропаганду в средствах массовой информации "упрощенных" взаимоотношений между полами, контрацептивов и других способов сократить рождаемость. Присмотревшись внимательно к подобным программам, легко убедиться, что по сравнению с их авторами казненный румынский диктатор был наивным романтиком.

Еще недавно в так называемых пилотных школах от лица академической науки вполне официально распространялись анкеты, призванные формировать у детей положительное отношение к "практике безопасного секса". Вот один из поставленных там вопросов: "Ты считаешь допустимым или недопустимым для себя заниматься сексом за деньги?" И - варианты ответа (достаточно в нужном месте поставить галочку): "вполне допустимо", "допустимо при определенных условиях", "абсолютно недопустимо", "трудно сказать". Или еще: "Ты считаешь допустимым или недопустимым для себя заниматься групповым сексом?" или "... сексом с другой партнершей, когда у тебя уже есть одна?"

Десятки миллиардов рублей затрачены на приобретение контрацептивов для бесплатной раздачи подросткам и женщинам "группы риска". Под последними подразумеваются многодетные матери, все женщины моложе 20 и старше 35 лет, независимо от их профессии. Львиная доля средств ушла на закупку контрацептивов производства иностранных фармацевтических фирм, весьма заинтересованных в реализации этой программы. Огромные деньги вложены в приобретение операционных лапароскопов - инструментов для стерилизации и абортов на поздних сроках беременности. Лапароскоп позволяет "в щадящем режиме" заменить околоплодную жидкость отравляющим плод соляным раствором. Ребенок медленно и мучительно умирает, после чего вызываются роды, и мертвого ребенка выбрасывают в мусорный, хотя и медицинский, ящик, где детские трупики лежат вповалку.

Что там Чаушеску! Стоит напомнить, что проблемой рождаемости в России когда-то были озабочены и Наполеон, и Гитлер. Последний на захваченных территориях насаждал разврат, аборты, контрацепцию и стерилизацию. А вот и более свежий пример: президент США Клинтон как-то заявил, что он "в восторге от того, что сильная группа законодателей в Белом доме и сенате объединилась в подтверждении того мнения, что планирование семьи является ключевым моментом нашей всеобъемлющей стратегии". Результат - принятие закона о финансировании международных программ по планированию семьи в России, Центральной и Восточной Европе. Надо ли добавлять, что реализация этих планов приведет к стремительному сокращению численности населения в нашей стране? Уже сейчас соотношение между числом работающих и пенсионеров таково, что, если положение не изменится, правительству придется вскоре поднимать пенсионный возраст: просто некому станет обеспечивать стариков!

Нам готовится участь территории, производящей сырье для экономически развитых стран и живой товар на порнорынки - как отечественные, так и зарубежные. Можно ли уберечься от подобной участи? Лишь при условии, что все нравственно здоровые силы объединятся, чтобы противостоять готовой захлестнуть нас волне разврата и разложения. Объединителем же призвано стать Российское государство с его тщательно продуманной, широко развернутой программой национальной безопасности. Надо отчетливо понимать, что, если Россия в этой борьбе потерпит поражение, она просто исчезнет с исторической арены. Вечные законы нравственности неумолимы, и народ, не желающий вести борьбу с тем, что ведет к его вырождению, рано или поздно превратится в удобрение для культуры других, более сильных народов.

Существует теория, согласно которой уменьшение числа многодетных семей есть признак возрастной зрелости нации. В подтверждение приводят статистику по странам Северной Америки и Европы, включая Россию, где рождаемость в последние десятилетия действительно падает. Но в порядке "компенсации" в США, например, всячески поощряется "импорт" младенцев, от которых отказались родители, Россия же выступает крупнейшим их "экспортером"...

Между тем наша страна стоит сегодня на грани демографической катастрофы. С 1992 г. смертность у нас стала устойчиво превышать рождаемость. Специалисты считают, что для простого воспроизводства населения надо, чтобы каждая женщина в течение жизни рожала не менее двух детей, а с учетом возможной ранней смертности суммарный коэффициент рождаемости должен быть не менее 2,1. В России начиная с 1990 г. этот показатель начал резко снижаться и к 1996 г. достиг предельно низкого уровня - 1,28. Сохранение такого коэффициента приведет к уменьшению населения страны в два раза за 45 лет. И не надо никакой интервенции - государство развалится само собой! Демографическое оружие может оказаться эффективнее ядерного. Не пора ли объявить вне закона деятельность на российской территории зарубежных и отечественных фондов, способствующих этому способу истребления россиян? Во всяком случае, в документ, именуемый Концепцией национальной безопасности, должен быть внесен соответствующий жесткий абзац:

Россия декларирует собственную, отличную от общемировых, демографическую политику, т.е. набор социальных, экономических, юридических и иных мер, направленных на изменение процесса воспроизводства населения.

"ПАЛАЧИ ЕСТЬ ПОТОМУ, ЧТО НЕТ НРАВСТВЕННОСТИ"

Могут сказать, что данная проблема будет решаться автоматически по мере роста уровня жизни россиян (исчезнет экономическая основа для торговли младенцами и т.д.). Но это верно лишь отчасти. Сходная картина понижения рождаемости в ряде вполне благополучных стран показывает, что дело тут по крайней мере не только в экономике. Как и во все времена, поведение людей определяется прежде всего их воспитанием, уровнем их культуры, характером системы ценностей, которые господствуют в обществе и особенно в семье. Сейчас ее функции пытается взять на себя некая "полунаука". А ведь институт семьи формировался на протяжении двух тысячелетий. И в России еще лет сто назад, т.е. по историческим меркам почти вчера, преобладали крепкие традиционные семьи, прочные семейные устои, на которых зиждилось нравственно здоровое общество. Один из отцов христианской Православной Церкви святитель Иоанн Златоуст еще 16 веков назад говорил: "Если бы отцы воспитывали своих детей в добрых нравах, не нужны были бы ни тюрьмы, ни наказания, ни судьи. Палачи есть потому, что нет нравственности". Не эта ли причина - забвение многими данного Создателем нравственного закона - лежит также в основе разгула терроризма, войн и других бедствий, включая экологический и демографический кризисы?

В нынешней Концепции национальной безопасности РФ отсутствует упоминание о личной ответственности граждан за укрепление безопасности Отечества, что никак нельзя отнести к числу достоинств действующего документа. Особенно если учесть характерный для нашего времени рост доли рационального, сугубо логического отношения к жизни. Отставание нравственных начал формирует однобокий подход к оценке любых явлений. Рационализм, увы, чересчур легко перерастает в чрезмерную расчетливость и своекорыстие, в циничное отношение к природе, к ценностям общечеловеческого и общекультурного плана. Всему этому, к сожалению, способствует и растущий технологизм современного мира, прежде всего - стремительное развитие электроники и компьютерной техники. Интернет меняет психологию людей, их представления об окружающем мире. Меняется и само понятие личности. Создается искусственная, "виртуальная" внешняя среда, которая будет оказывать все большее влияние на развитие цивилизации.

Самое опасное здесь заключается в том, что новые технологии несут потенциальную угрозу направленного воздействия на психику ради обеспечения чьего-то глобального господства. В одном из документов Министерства обороны США, принятом в октябре 1998 г., была официально сформулирована доктрина информационной войны, включающей и так называемые психологические операции. А это - воздействие на людей с целью изменения в желаемом направлении их взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения. Объектом атаки могут стать и групповые поведенческие нормы, массовые настроения, ориентиры общественного сознания потенциального противника. Уже сказанного достаточно, чтобы внести в Концепцию национальной безопасности РФ специальный раздел, регламентирующий защиту наших исторических, нравственных, культурных, природных ценностей. Опорный абзац этого раздела мог бы выглядеть так:

Россия декларирует собственную, отличную от общемировых, программу моделирования и эксплуатации среды обитания, т.е. набор технологических, экономических, юридических и иных мер, направленных на стабилизацию среды обитания.

ПОД КОНТРОЛЕМ ГОСУДАРСТВА

Размышляя о национальной безопасности, нельзя не коснуться и вопросов экономического развития страны. Одна из главных проблем российской экономики в последние десять лет заключается в смутном понимании тех самых механизмов, которые, собственно говоря, и составляют ее основу. Отсутствует, например, ясное представление о том, как образуется себестоимость продукции. По нашему мнению, определяющим здесь является понятие первичной стоимости труда. Имея экономически обоснованный механизм образования себестоимости, намного проще решить проблему сохранения и развития трудовых ресурсов и снять таким образом отрицательный социальный фон, препятствующий жизнедеятельности государства. А это важнейшая гарантия внутренней безопасности государства. Исходя из сказанного, можно сформулировать следующую констатацию:

Государство как институт общественного блага единолично устанавливает структуру и цифровое наполнение базовых показателей себестоимости продукции.

Наконец, должны быть обозначены конкретные механизмы, непосредственно ответственные за производство и распределение общественного блага (в широком смысле этого слова то и другое является прямой функцией государства). Речь не идет, разумеется, о повальном планировании и государственном распределении всего национального богатства. Имеется в виду лишь та его часть, ответственность за которую не может быть переложена на рыночные механизмы, но без которой мечты об эффективной экономике (в том числе и об эффективно работающем рынке) так и останутся мечтами. Только разобравшись с базовыми, стратегическими категориями, можно построить четкую вертикально-горизонтальную систему взаимоотношений в экономической сфере.

Подсказка Запада (теория модернизации) не привела Россию к процветанию. Только самостоятельная, разумная и активная стратегия России в новой геополитической ситуации сохранит принципы национальной независимости (стратегия самосохранения). Институализация "нового мирового порядка" нацелена на закрепление общемирового лидерства за США. С другой стороны, европейцы заявили о превращении ЕС в самый динамичный центр силы, способный на равных тягаться с Соединенными Штатами. Догонять Америку намереваются по следующим направлениям:

- внедрение венчурного капитала в наукоемкие отрасли;

- поддержка вновь создаваемых компаний, берущих на себя задачу двигать дальше передовые технологии;

- поощрение научно-исследовательских работ;

- подключение экономики к паутине Интернета и т.д.

Новые тенденции в развитии транснационального бизнеса, особенно в наукоемких направлениях, и связанная с ними перегруппировка сил побуждают и Россию принимать энергичные меры по сохранению и корректировке своих позиций. Но, чтобы добиться в этом успеха, необходимо отдавать себе ясный отчет в нижеследующем:

- какие существуют факторы повышения статуса страны;

- как использовать плюсы и нейтрализовать минусы геополитического и геоэкономического статуса России, а также ее географического положения;

- в какие моменты надлежит сосредоточивать усилия на тех или иных направлениях.

Устойчивый ментальный стереотип соответствует ключевым культурным образцам России как доминанте евразийской цивилизации. Причем доминанте, обладающей собственной системной логикой. Именно в условиях растущего влияния России в постиндустриальную эпоху евразийская цивилизация получит шанс стать качественно иной. Проще выражаясь, именно российский дух призван преобразить и омолодить как "старушку Европу", так и загадочную, до сих пор по-настоящему не познанную и не понятую европейцами Азию. И речь идет об изменениях не только технологий, но и самих принципов жизнестроения, ориентированных на духовные, культурные и экологические приоритеты. А ведь многообразие культур имеет для развития человечества не меньшее значение, чем разнообразие видов в живой природе. Обеспечивая стабильность, безопасное и устойчивое развитие своего государства, мы и в этом смысле укрепляем стабильность мира.

* * *

Здесь приведены главные тезисы, призванные, по нашему мнению, составить основу Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Предлагается, таким образом, заменить ныне действующий под этим названием документ, утвержденный указом президента Бориса Ельцина 17 декабря 1997 г. и дополненный 10 января 2000 г. указом и.о. президента Владимира Путина. Не потому, что нынешняя Концепция принципиально нас не устраивает. Напротив: за малым исключением в нее включены и основные положения предлагаемого нами варианта. Беда ее в том, что она представляет собой "безопорную конструкцию", не вытекающую непосредственно из более общей Стратегии государственного строительства, суть которой была нами изложена в одной из предыдущих публикаций. Концепция, о которой говорится в настоящей статье, напротив, задумана как логическое продолжение и развитие основных положений Стратегии. Вместе с Военной доктриной и другими документами, трактующими различные аспекты достижения безопасности и стабильности Российского государства и общества, она составила бы стратегический пакет, свободный от излишнего многословия и - в ином случае неизбежных - повторов. Этот набор документов, в основе своей неизменный, в частностях же легко адаптируемый к меняющимся обстоятельствам, существенно облегчил бы нам созидание будущей России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
723
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
637
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
751
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
517

Другие новости