0
4958
Газета Идеи и люди Интернет-версия

27.07.2000 00:00:00

Экономическая конституция

Сергей Алексеев

Об авторе: Сергей Сергеевич Алексеев - доктор юридических наук, научный руководитель федеральной программы "Восстановление и развитие частного права в России".
Павел Владимирович Крашенинников - доктор юридических наук, председатель комитета Госдумы по законодательству, ректор Российской школы частного права.

Тэги: кодекс, право


кодекс, право Рисунок Вадима Мисюка

НЕДАВНО в ходе выработки стратегии экономического развития России из уст радикально настроенного "рыночника" вновь прозвучали слова о Пиночете, о том, что связанный с его именем диктаторский режим обеспечил быстрое продвижение Чили по пути рыночных реформ и нынешнее экономическое процветание страны.

О Пиночете-"рыночнике" известно мало. Его известность в большей мере связана с грубыми нарушениями прав человека, попранием институтов гражданского общества, что и стало предпосылкой самой постановки вопроса о юридической ответственности генерала на международном уровне, а теперь и в Чили.

Но специалистам по праву и рыночной экономике хорошо известно другое. В Чили действует и вошел в жизнь общества, в экономическую жизнь страны один из лучших в мире гражданских кодексов.

Как показывает опыт всех ныне "благополучных", экономически и социально развитых стран мира, именно Гражданский кодекс имеет значение решающей основы, обеспечивающей переход рыночной экономики от базарно-разбойничьей стадии к состоянию высоко-организованного, цивилизованного хозяйства и, что не менее существенно, к формированию и утверждению важнейших принципов гражданского общества. А отсюда - и к восходящему устойчивому экономическому и социальному развитию страны. Недаром Наполеон, подводя итог своей жизни, ставил созданный при его прямом участии Гражданский кодекс Франции выше всех его "сорока побед".

Три наиболее существенных момента определяют такую высокую значимость Гражданского кодекса в жизни современного общества.

Во-первых, Гражданский кодекс содержит полный, по сути, исчерпывающий комплекс юридических форм, мер и процедур, призванных обеспечить в оптимальном правовом режиме функционирование высокоразвитой, цивилизованной рыночной экономики.

Поэтому странное впечатление производят, например, суждения некоторых специалистов о необходимости принятия особого закона о защите права собственности. Между тем, к сведению, юридическое урегулирование всего спектра мер по защите права собственности - это как раз дело Гражданского кодекса. Только он и может дать комплексное, скоординированное и исчерпывающее решение указанной задачи - предусмотреть весь "набор" мер защиты собственности, причем с максимальным использованием судебного порядка обеспечения гражданских прав.

Во-вторых, Гражданский кодекс устанавливает и проводит во всем своем нормативном материале правовые принципы гражданского общества. В том числе юридическое равенство всех субъектов экономической и социальной жизни, включая и само государство, все без исключения государственные образования, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства власти и вообще кого-либо в частные дела, принцип юридического обеспечения и обязательного восстановления нарушенных прав, судебный порядок решения конфликтов, обеспечение и защиту гражданских прав.

В-третьих, Гражданский кодекс касается повседневной жизни каждого человека, всех фирм, других организаций, государства. Каждодневные покупки товаров, сделки по имуществу, выполнение своих многочисленных денежных обязательств и многое-многое другое в наших бесконечных делах и заботах совершается ежедневно, а то и ежечасно по нормам гражданского законодательства. И именно таким путем, во многом исподволь, в ходе, казалось бы, сугубо прозаических, канцелярских операций и процедур, сами собой в жизнь каждого человека входят великие начала гражданского общества, цивилизованной рыночной экономики. Проходит время в наших бесконечных делах и заботах, и спустя какой-то срок (впрочем - немалый, одно-два поколения) вдруг оказывается, что начала цивилизованной рыночной экономики и гражданского общества вошли в плоть и кровь нормального бытия людей, стали образом жизни, воспринимаемого по постулату "а иного и быть не может!". И, думается, не столь уж много преувеличения в суждениях одного из ученых, полагающего, что на книжной полке каждого французского крестьянина с Библией соседствует Гражданской кодекс.

Конечно, Гражданские кодексы - разные. Есть выдающиеся юридические документы: такие, как Гражданский кодекс Франции (1804 г.), Гражданский кодекс Чили (1855 г.), Германское гражданское уложение (1896-1900 гг.), Швейцарский гражданский кодекс (1907 г.), Гражданский кодекс Италии (1942 г.), Гражданский кодекс Египта (1949 г.), Гражданский кодекс Нидерландов (1970-1980 гг.). Есть менее значимые юридические документы, с менее отработанными, порой несовершенными юридическими конструкциями. Но все они, как и прецедентное право стран англо-американской группы, строятся на единых началах - началах частного права, юридически обеспечивающих неприкосновенность собственности, недопустимость государственного произвольного вмешательства в гражданские отношения, юридическое равенство субъектов, их возможности своей волей и в своем интересе определять условия своего экономического поведения, получать надлежащую судебную защиту своих прав. И именно в них, в положениях, в самом духе гражданских кодексов заложена суть современной рыночной экономики, определяющая устои правового гражданского общества.

Трудными оказались пути формирования гражданского законодательства в России.

К 1917 г. с немалым отставанием от других стран в России был лишь подготовлен проект Гражданского уложения. Материалы этого проекта (кстати - юридически весьма совершенного документа) были использованы в советских гражданских кодексах 1922 и 1964 гг. в условиях, когда в рамках в целом государственного хозяйства были частично использованы товарные отношения, методы хозрасчета. Советские гражданские кодексы рассматривались, в основном, в качестве "оформительских" документов, а не фундаментальных правовых основ экономического и социального развития. Тем более что Лениным была сформулирована прямая установка на то, что "мы ничего частного в области хозяйства не признаем, для нас все области хозяйства есть публично-правовое, а не частное". Первое место в регулировании экономических и социальных отношений советского общества занимали не принципы и нормы гражданского законодательства, а партийные директивы и императивные акты власти административного порядка - совместные постановления ЦК КПСС и правительства, ведомственные инструкции.

Потребовались глубокие перемены во всем российском обществе для того, чтобы в начале 1990-х гг. была восстановлена сама идея частного права и получило признание значение гражданского законодательства в экономике страны.

В настоящее время в России действует современный Гражданский кодекс - в двух частях, охватывающий основной массив гражданского законодательства, в том числе по вопросам статуса субъектов, собственности и отношений гражданского оборота. Важно при этом, что основные начала гражданского законодательства получили в российском Гражданском кодексе прямое законодательное закрепление.

В целом Гражданский кодекс России, включая проект его завершающей, третьей части, подготовленный на основе достижений отечественной и мировой цивилистической культуры, соответствует передовым мировым стандартам. Кодекс за немногие годы его действия уже во многом упорядочил экономические и социальные отношения страны.

Но есть основания и для тревоги. Ибо вполне обоснованные ожидания, что именно современное гражданское законодательство станет концептуальным стержнем и фундаментальной правовой базой российских реформ, увы, далеко не во всем оправдались.

В чем причины такого положения дел?

Одна из таких причин, как говорится, на виду. Еще не завершена работа по формированию современного российского гражданского законодательства в полном объеме, а также всех организационных форм, обеспечивающих его действие.

В связи с этим представляется принципиально важным, чтобы наряду с другими основополагающими кодифицированными актами - налоговым, трудовым, жилищным, земельным кодексами первое место в законодательной деятельности страны заняли гражданско-правовые нормативные документы. Сюда, кроме безотлагательного принятия уже подготовленной и прошедшей многие экспертизы третьей (заключительной) части ГК и необходимых поправок к первым двум частям Кодекса, относится весь блок законов и иных нормативных документов, предусмотренных в Кодексе или вытекающих из самого его содержания, призванных обеспечить его конкретизированное действие. А таких актов не менее 20.

И все же, на наш взгляд, не само по себе завершение работы по подготовке всего комплекса необходимых нормативных документов и организационно-административных мер по обеспечению реального действия Кодекса является главным.

Главное, на наш взгляд, - это отношение к Гражданскому кодексу. Прежде всего со стороны политического руководства страны, высших органов государственной власти. А также со стороны всего общества. С сожалением приходится констатировать, что в недавно обнародованных документах об экономической стратегии и ближайших планах экономического развития страны нет ни слова о гражданском законодательстве. Ни о том, что именно в Гражданском кодексе заложены концептуальные законодательные основы современного гражданского общества и современной рыночной экономики, ни о том, что практическая реализация принципов и норм Кодекса - это и есть неотложная реальная работа по утверждению в обществе демократических начал цивилизованного рынка.

Причины такого положения дел надо видеть не только в недостатках принятого ныне курса, который во многом построен на представлениях о всемогуществе власти и государства: налицо тенденция усиления роли бюрократического чиновничества, административных и фискальных методов управления. Дело еще и в том, что Гражданский кодекс все более рассматривается как сугубо "оформительский", да и вообще не всегда обязательный документ, призванный не направлять хозяйственную жизнь, а всего лишь - как и в советские времена - оформлять, вводить в законные рамки правительственные и ведомственные решения, деловые операции, отношения маркетинга и т.д.

Отсюда своего рода сверхзадачей в нашей экономической и правовой жизни следует признать придание Гражданскому кодексу РФ его исконной значимости "экономической конституции страны". Это означает достижение в обществе такого понимания самой сути проводимых в России реформ, при котором именно основные начала гражданского законодательства - это и есть основа и принципы современного гражданского общества и, прежде всего, цивилизованной рыночной экономики. Последнюю корректнее во всех отношениях именовать, как это делал знаменитый русский правовед-мыслитель И.А. Покровский, "частно-правовым хозяйством".

По нашему мнению, ключевым подходом к решению такой принципиальной важности задачи является кардинальное улучшение подготовки высококвалифицированных юристов, призванных проводить в жизнь современное российское гражданское законодательство. Проблема тем более острая и, можно сказать, опасная, что в настоящее время неоправданно расширено число юридических вузов, не обладающих необходимыми педагогическими кадрами. Произошло резкое снижение общего уровня подготовки юристов. Здесь, наряду с мерами по упорядочению общевузовской подготовки и совершенствованию преподавания в вузах гражданского права, представляется важным подготовка правоведов-цивилистов высокого (магистерского) уровня из числа специалистов, уже имеющих высшую юридическую подготовку. Об этом свидетельствует более чем четырехлетний опыт работы Российской школы частного права, образованной в рамках федеральной программы по становлению и развитию частного права в России. Формирование подобного рода учебных заведений "магистерского" уровня, в том числе и по публичному праву, в ряде вузовских центров страны, где имеются высококвалифицированные педагогические кадры по юриспруденции (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Саратов, Томск и др.), уже в ближайшей перспективе способно решительно изменить нынешнюю ситуацию в области юридического образования, обеспечить решение кадровых проблем в этой, во многом ключевой области российской юриспруденции, призванной сыграть определяющую роль в реформировании нашего общества, в судьбе России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2149
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4882
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2680
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3081

Другие новости