0
1687
Газета Идеи и люди Интернет-версия

21.11.2000 00:00:00

Дилемма Путина

Тэги: власть, реформа, Путин


ПРЕЗИДЕНТ России сделал первые шаги в области административно-политической реформы. Это дает надежду на то, что формирование в России демократического государства и гражданского общества, несколько затухшее в последние годы, может возобновиться. Но опасение, что реформы в очередной раз свернут на проторенную авторитарно-бюрократическую дорожку и закончатся в лучшем случае "косметическим ремонтом", остается. Не стремясь навязывать свои рецепты реформ, поразмышляем, почему демократические преобразования последних 10-15 лет в нашей стране буксуют и какие основные проблемы получило в наследство новое российское руководство.

* * *

Политический режим, сложившийся в СССР к середине 80-х, характеризовался, на наш взгляд, следующими основными чертами:

неразвитость основных политических институтов;

отсутствие института частной собственности;

отсутствие экономической и политической конкуренции, механизмов обратной связи между государством и гражданским обществом, конкуренции внутри правящей элиты;

называясь федеративными, СССР и РСФСР были в действительности жестко централизованными унитарными государствами.

Авторы перестройки в сфере государственно-политической реформы выступали за эволюционный характер преобразований, так как формирование и трансформация государственно-политических и общественных институтов, политической элиты и общественного сознания требуют постепенности и последовательности.

В 1985-1991 гг. в нашей стране возникли институты демократических выборов главы государства и парламента, многопартийность, независимые профсоюзы, стал формироваться институт конкуренции властных элит. Но инициаторы перестройки не успели сформировать социальную опору реформ в лице среднего класса. Не вдаваясь в анализ причин неудачи перестройки, отметим один важный и сегодня момент: действительно демократические реформы невозможны без активной поддержки значительной части общества, реально включенной в экономическую деятельность и политически представленной во властных структурах разного уровня.

Потом наступил период формирования и укоренения в обществе института частной собственности, начало формирования слоя предпринимателей. Возникли политические партии, худо-бедно заработал механизм цивилизованной конкуренции внутри политической элиты.

Однако к середине 90-х надежды на продолжение реформ рассеялись. Очевидным стало доминирующее положение в системе государственной власти президента страны и его окружения. Исполнительная власть активно и беспардонно вторгалась в экономику. Сформировавшаяся олигархическая система позволила узкой группе лиц фактически приватизировать основные институты власти. Это привело к ряду негативных явлений:

монополизации и криминализации экономики;

разрушению основы цивилизованного рынка - честной конкуренции;

консервации правящей элиты;

сращиванию власти и собственности;

коррупции;

снижению уровня профессионализма административного аппарата;

ослаблению государственных институтов;

маргинализации и размыванию среднего класса, вытесненного из активной экономической и политической жизни;

ослаблению основ федерализма и местного самоуправления, которым на смену пришли циничные договоренности между Центром и регионами о невмешательстве в дела друг друга.

Путин получил в апреле 2000 г. широкую общественную поддержку во многом благодаря тому, что пообещал кардинально обновить властные структуры государства. Но некоторые нюансы его прихода во власть заставляют сомневаться в том, что объявленные реформы приведут к реальным результатам, а не к простому перераспределению власти и собственности между старыми и новыми олигархами. Первые шаги новой власти в сфере государственно-политических реформ в принципе укладываются в любые логические схемы. Поэтому попробуем предположить, какие следующие шаги могли бы реально привести к повышению эффективности существующей системы государственной власти.

Основная задача реформ - это, образно говоря, национализация власти. Государство должно сохранить активную роль в экономике и других сферах общественной жизни в первую очередь путем формирования общепризнанных правил и обеспечения неукоснительного их соблюдения всеми участниками. Пока власть справлялась с этим неэффективно, ибо те ее ветви, которые напрямую отвечают за реализацию данных правил, - парламент (законотворчество) и судебная система (соблюдение законов) - лишены реальной самостоятельности и, по сути, превратились в придаток исполнительной власти.

Для того чтобы эффективно перераспределять существенную часть ВВП, собираемую в виде различных налогов и сборов, исполнительная власть должна контролироваться парламентом, Счетной палатой, средствами массовой информации. Поэтому действительная реформа государственно-политической системы невозможна без перераспределения компетенций и полномочий между главой государства, исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Для этого нужно внести определенные изменения в Конституцию, что потребует долгой подготовительной и согласительной работы с учетом интересов различных политических сил. Без этого реформа будет чисто косметической.

Для того чтобы парламент стал играть более активную роль в системе государственной власти, нужна эффективная партийно-политическая система, подразумевающая наличие 3-4 влиятельных политических партий, которые отражали бы интересы всех основных социальных групп современного российского общества и были бы способны в зависимости от результатов выборов образовать парламентское большинство или конструктивную оппозицию, участвовать в формировании правительства, органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Важную роль в формировании этой системы будут играть и уже играют крупный бизнес и нынешняя власть (что сегодня практически одно и то же).

В своем нынешнем состоянии партийная система неадекватно представляет социальную структуру общества. Так, блок правых сил имеет устойчивую поддержку 7-8% населения, партия власти - 20-25%, Компартия - 20-25% и национал-патриоты - 3-4% (по результатам последних парламентских выборов). Электорат "Отечества" неустойчив, поскольку сложился в результате преходящих обстоятельств. Само "Отечество" также не особо заботится о формировании своей идеологической ниши, пытаясь за счет идейной эклектики объять необъятное. Даже если предположить, что 10-12% населения не интересуются политикой и не нуждаются в политическом представительстве, остаются еще 30-40%, которые не видят политического субъекта, способного отстаивать их политические интересы. Это социальная группа, условно именуемая "средний класс" и состоящая из представителей малого и среднего бизнеса, руководителей высшего и среднего звена государственных и крупных акционерных компаний, вузовских и инженерно-технических работников, высококвалифицированных рабочих, врачей, учителей, творческой интеллигенции и т.д. Это люди с очень разным уровнем достатка, образования, социального положения, но способные и стремящиеся играть активную роль в политике, экономике и социальной сфере. Однако, будучи отторгнутыми и невостребованными сложившейся олигархической и коррумпированной системой власти, они занимают выжидательную позицию.

Как показывает опыт большинства стран, наиболее адекватно представляет интересы этого социального слоя современная европейская социал-демократия с лозунгами свободы, солидарности и справедливости. Сегодня в 13 из 15 ведущих стран ЕС у власти - социал-демократы. Сильны позиции этих партий в странах Восточной Европы: Польше, Венгрии, Чехии и пр. Если нынешнее российское руководство действительно намерено идти по пути демократических реформ, без опоры на этот социальный слой и без его активной поддержки ему не обойтись.

Второй пробел нынешней партийно-политической системы в том, что она не выполняет функции создания цивилизованного механизма конкуренции политических элит. Нынешняя парламентская оппозиция (справедливо называемая системной) в лице КПРФ слева и "ЯБЛОКА"+СПС справа давно уже убедила всех, что она реально с властью не конкурирует. Оппозиционеров устраивает, что они находятся близко к трону, ни за что не отвечают, но всех критикуют. Однако общество устало от оппозиции, которая, спекулируя во время выборов на массовом недовольстве людей властью и проводимым ею курсом, после прихода в парламент быстро забывает о своих обещаниях.

Сегодня перед Путиным стоит дилемма: браться за реформы, засучив рукава, или оставить на нашем политическом Олимпе все как есть, разве что несколько осовременив имеющееся. Самое время для снисходительной улыбки: "Кто же будет под собой сук пилить, выращивая конкурентов?.." Но, во-первых, проект создания цивилизованной партийно-политической системы может быть реализован не ранее чем через 8-10 лет, так как потребует по крайней мере 2-3 цикла парламентских и президентских выборов. А во-вторых, пока у нас не будет цивилизованной конкуренции политических элит, олигархия со всем, что из нее вытекает: монополизмом, коррупцией, всепроникающим криминалом и гигантским социальным расслоением будет появляться, как черт из табакерки. Конкуренция политических элит играет роль мотора, приводящего в движение сложный механизм демократического государства и цивилизованного рынка. Без него они превращаются в фикцию и прикрытие авторитарно-олигархических политических режимов.

Поэтому неудивительно, что сегодня в некоторой - не самой образованной - части общества укореняется мнение, что построенные в нашей стране за последние 15 лет институты демократического государства и рыночной экономики неэффективны и нам не подходят. Отсюда все чаще раздающиеся призывы вернуться к хорошо проверенной системе авторитарного и даже тоталитарного правления.

Мы считаем, что эти институты у нас просто не достроены, ибо демократия и цивилизованный рынок - крайне сложные явления, и нам, не имевшим опыта управления ими, нужно время, чтобы разобраться во всех деталях этой конструкции. Учеба была трудной, но хочется, чтобы она прошла не зря.

Реализации этих начинаний должен поспособствовать "Закон о партиях", который предоставил бы партиям эксклюзивное право участия в выборах, возможность их государственного финансирования по итогам выборов, при ужесточении требований к регистрации. Вкупе с изменением избирательного законодательства это должно усилить интеграционные процессы на политической арене и способствовать формированию к следующим парламентским выборам новой партийной системы.

Крайне важно к началу 2003 г. разработать и, может быть, принять поправки к Конституции, расширяющие контрольные функции парламента и его возможность влиять на формирование правительства.

Необходимо повысить самостоятельность ЦИК РФ, чтобы минимизировать влияние на нее со стороны разных ветвей власти, особенно в период выборов. До сих пор в нашей стране действовал старый принцип - "главное не как голосуют, а как считают". Но такое положение несовместимо с реальными преобразованиями.

Отдельная проблема - со средствами массовой информации, которые сегодня фактически подменяют собой политические партии, но при этом не выполняют своей основной функции - предоставления гражданам объективной информации. Фактически СМИ в последние годы путем произвольной интерпретации событий формировали общественное мнение в интересах группы лиц, реально их контролирующих. Выход из этой ситуации усматривается в осуществлении следующих действий:

- последовательное разделение власти и собственности (на СМИ);

- демонополизация рынка рекламы, являющегося основой нормального функционирования частных СМИ;

- ослабление административного контроля за СМИ путем упрощения процедуры их лицензирования, при ужесточении судебного контроля за предоставление некачественной информации (особенно в период избирательных кампаний);

- значительное ограничение или даже полный запрет политической рекламы в период выборов (как прямой, так и косвенной).

Таким образом, одна из главных задач руководства страны на ближайшие 6-8 лет в сфере политической реформы федеральных органов власти состоит в последовательной трансформации суперпрезидентской республики в республику президентско-парламентскую, выравнивании реальных возможностей различных ветвей власти и повышении эффективности их работы за счет активного включения таких институтов гражданского общества, как политические партии и средства массовой информации. Создав базовую демократию, страна сможет совершенно иначе, на более высоком уровне решать социальные, экономические и экологические проблемы, формируя основу для улучшения качества жизни народа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1949
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4608
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2503
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2879

Другие новости