0
1074
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.11.2000 00:00:00

Шанс восстановить нарушенные связи

Татьяна Полоскова

Об авторе: Татьяна Полоскова - доктор политических наук, сотрудник Дипломатической академии МИД РФ

Тэги: русские, диаспора


КАК БЫЛО заявлено, в апреле 2001 года в Москве состоится съезд соотечественников. Провозглашенная российским руководством идея поиска и инвентаризации неучтенных ресурсов, способных стимулировать развитие нашего государства и укрепить его престиж на международной арене, очень хорошо стыкуется с идеей проведения съезда соотечественников с участием представителей различных "волн" и слоев русской диаспоры из стран ближнего и дальнего зарубежья. Именно многослойность русской диаспоры, похожесть и разность интересов ее представителей должна быть учтена при подготовке и проведении съезда. Тогда все его участники (ветераны, профессиональные политики, молодые лидеры, представители русского бизнеса) найдут ответы на вопросы: как именно будет строиться взаимодействие России с разными категориями диаспоры; кто (какие структуры) будет осуществлять поддержку социально незащищенных слоев, а кто - взаимовыгодное сотрудничество с деловой элитой; чем Россия может помочь своим соотечественникам, а какие проблемы этнокультурного выживания им решать, опираясь на собственные силы; каким образом русская диаспора может способствовать укреплению престижа России в мире и развитию межгосударственного диалога.

Разговор на съезде будет полезным, если будет конкретным и честным. Если от бесконечных обещаний и от стереотипа "Россия должна помогать своим соотечественникам" мы сможем перейти в другую плоскость: а что Россия в ее нынешнем состоянии реально может сделать для своей диаспоры, насколько широк веер этих возможностей, а главное, как они реализуются?

На самом деле Россия может немало. Российское государство может продекларировать, что взаимодействие с зарубежной диаспорой является важнейшим направлением внешней политики России. В этом смысле принятый Закон о соотечественниках (при всех его правовых несуразицах) важен не как юридический документ, а как декларация ("своих в обиду не дадим").

Россия в состоянии оказывать поддержку социально незащищенным категориям российской диаспоры, подключив к адресной (ветераны, инвалиды, дети-сироты) помощи не только средства из федерального бюджета, находящиеся в распоряжении правительственной комиссии, но и другие ресурсы. Так, многие русские организации дальнего зарубежья готовы взять шефство над общинами соотечественников в СНГ и Балтии. Российские регионы вполне могут взять под патронаж русские детские дома и дома престарелых в странах ближнего зарубежья. И такие примеры есть. Конечно, не всем регионам это под силу, но ведь имеются и регионы-доноры, то есть богатые, крепко стоящие на ногах. Только помощь должна быть не в связи с очередной выборной кампанией, предполагающей "раскрутку" русского электората в странах СНГ и Балтии, а постоянной. И обязательно адресной. Адресную модель оказания поддержки зарубежным диаспорам использует большинство стран. При этом деньги выделяются не на организации (причина банальна - могут украсть, и это не черта только "русского национального характера"), а на программы и конкретным людям.

Россия может наконец-то провести полную паспортизацию русских (и российски ориентированных) организаций не только ближнего, но и дальнего зарубежья, наладив с ними информационную связь. Создание сайта "Соотечественник", о котором было заявлено на недавно состоявшемся заседании правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, - первый шаг к системе информационного взаимодействия между Россией и русским зарубежьем.

Россия может разделить функции по взаимодействию с соотечественниками между госструктурами, "топчущимися" на ниве "помощи соотечественникам" и нередко дублирующими друг друга, и не только может, но и должна предельно централизовать работу с диаспорой. Когда за работу с соотечественниками отвечает и соответствующий комитет Госдумы, и некие подразделения в администрации президента, и структуры в различных министерствах, то в конечном счете не отвечает никто. Я уже не говорю о многочисленных "фондах и ассоциациях", откровенно паразитирующих на помощи соотечественникам.

А главное, Россия может, проанализировав свой многолетний опыт взаимодействия с зарубежными соотечественниками (в том числе советского периода), определить, какие формы и механизмы этого взаимодействия оправдали себя, а какие нет; какие русские организации смогли встать на ноги и действительно способны содействовать сохранению и развитию русской диаспоры, а какие существуют только на бумаге; кто из русских лидеров ближнего и дальнего зарубежья оправдывает свой статус, а кто сделал этническую принадлежность средством для выбивания денег из скудного российского бюджета.

Очевидно, что русская диаспора 2000 года - разная и по социальному положению, и по степени правовой защищенности, и по уровню политизированности. А значит, и ожидания у нее разные. Спросите у наших зарубежных соотечественников, что значит для них Россия, и вы получите совершенно непохожие ответы: "Россия - это духовный символ"; "Россия - защитник и покровитель"; "Россия - это вторая (или первая) родина"; "Россия - это партнер".

В каком же качестве нужна Россия диаспоре? Разным категориям по-разному. И эти ожидания съезд тоже должен учесть и оправдать. Как учесть и качественные изменения, произошедшие за 10 лет в русской диаспоре ближнего зарубежья. Хотим мы или нет, но реалии привели к тому, что большинство русских поняли: целиком уповать на помощь со стороны России нельзя, рассчитывать нужно в первую очередь на себя. Часть русской диаспоры смогла в сложнейших экономических условиях, в ситуации жесткого психологического прессинга не только выжить, но и стать основой формирования русской политической, деловой и культурной элиты, с мнением которой вынуждены считаться и в коридорах власти стран проживания. "Мы накопили опыт этнокультурного выживания. Мы не пассивный объект политики России", - заявляют русские. И они имеют право и основания на подобные заявления.

Многочисленные попытки создать русские бизнес-клубы, идея формирования европейского Совета соотечественников и другие инициативы, исходящие от представителей "благополучной" части диаспоры (бизнесменов, политиков) очень показательны. Диаспора сама пытается сформировать политическое и деловое лобби с целью защиты своих интересов, это тоже не наше изобретение. Многие диаспоры, ныне являющиеся по потенциалу и по степени влияния на политические и экономические процессы "мировыми", формировались без помощи государства. Либо в силу отсутствия такового (еврейская диаспора до создания государства Израиль), либо в силу других причин. А сейчас государства обращаются за помощью к своим диаспорам (армянской, китайской, индийской, итальянской и т.п.), поскольку их политический и финансовый потенциал не только сравним с государственным, но нередко превосходит его. Идет ли Россия по этому пути? И фиксируют ли вообще наши государственные организации и эксперты подобные процессы? А может быть, нуждающаяся, социально не защищенная диаспора более удобна? А само слово "поддержка" диаспоры изначально предполагает ее подчиненное, приниженное положение и кого-то очень устраивает? Ведь с русской диаспорной элитой и вести себя нужно по-другому, и пустые разговоры с ней не пройдут. Это люди дела. Предложения о предоставлении льгот русскому бизнесу, ведущему дела с предприятиями в России, с последующим отчислением процентов от прибыли на нужды диаспоры (поддержку русских школ, ветеранов) исходят от самих бизнесменов. Россия на это не идет. Может быть, у нас есть другой финансовый ресурс? Нет.

Для мировой практики естественно, что формальным (или неформальным) лидером этнической общины является не самый социально ущемленный, а самый влиятельный представитель диаспоры (политик, крупный бизнесмен, видный правозащитник, деятель науки и культуры, вхожий в истеблишмент). Очевидно, что только такой человек может реально повлиять на положение данной этнической общности, а также создать систему, так как диаспора нужна таким людям в качестве социальной опоры их деятельности. А опорой она будет в том случае, если ей будут обеспечены условия для развития. Для такой цели и формируются диаспоральные лобби. От страны - к регионам; от регионов - к международным диаспоральным объединениям. В принципе роль так называемой исторической родины здесь может быть минимальной. Но тем мучительней путь и тем больше шансов, что диаспора превратится в разрозненные, разбросанные по земному шару "русские островки", не связанные между собой и не реализовавшие свой шанс стать связующим звеном России с миром, представителем и хранителем ее культуры, важнейшим демографическим ресурсом.

Съезд дает шанс восстановить связь между диаспорой ближнего и дальнего зарубежья, найти точки соприкосновения между ее разными слоями. Возможно, другого шанса не будет.

Существует расхожее мнение: без помощи со стороны России диаспора не выживет. Не будем тешить себя иллюзиями. Выживет. Сократится, сузится, как шагреневая кожа, но выживет. Как выжили русские общины в условиях диктатуры в странах Латинской Америки, когда не только запрещалось говорить по-русски, но и давать славянские имена. Как выжили русские в предвоенный период в Финляндии, когда фашиствующие организации убивали за русское слово. Как выжили без какой-либо поддержки со стороны "исторической родины" организации, объединявшие белоэмигрантов, перемещенных лиц, невозвращенцев. Другой вопрос: а стоит ли повторять такую модель? И кто от нее выиграет? Кто угодно, только не мы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1117
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3041
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1716
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2063

Другие новости