0
1281
Газета Идеи и люди Интернет-версия

10.12.2000 00:00:00

Многопартийный тупик

Олег Морозов

Об авторе: Олег Викторович Морозов - руководитель депутатской группы "Регионы России".

Тэги: Ельцин, партия


Вряд ли кто мог предположить в 1993 г., какую мину под саму суть демократического устройства России заложил Борис Ельцин, подписав указ о выборах депутатов Госдумы. "Пьяный воздух свободы" сыграл с молодым Российским государством не менее злую шутку, чем с профессором Плейшнером из знаменитого сериала. На волне разрешенного плюрализма мнений, ломки доставшейся в наследство от СССР однопартийной системы и перехода к многопартийности начали плодиться различные организации, называвшие себя политическими партиями и движениями. Маленькие и слабенькие, они, естественно, не могли конкурировать с отлаженной электоральной машиной Компартии в регионах. А Ельцину нужна была безоговорочная победа некоммунистических сил после октября 1993 г. И ради нее решили создать мажоритарно-пропорциональную систему выборов депутатов российского парламента.

Дабы поддержать силой административной машины "партию Гайдара", половину депутатских мандатов в Думе отдали общественно-политическим организациям, рассчитывая на успех демократов. Но машина дала сбой. Округа поделили коммунисты с независимыми депутатами. Список "взял" Жириновский. Вместо стройно-демократической Думы Гайдара, Явлинского, Шахрая страна получила Думу-винегрет, где доминировали Жириновский и Зюганов, с которыми пытались конкурировать демократы Гайдара и партии-однодневки. Идея формирования в России "цивилизованных" партий была уничтожена, не родившись. Стало ясно, что на выборах в Думу может победить любой расторопный, спаянный добрым "пиаром" коллектив. Но только к партстроительству это не имеет никакого отношения.

Сразу замечу, что вообще не бывает плохих или хороших избирательных систем. Вопрос лишь в том, чтобы каждая избирательная система отражала политические реалии того общества, в котором действует. Повторюсь, на тот момент решение о введении пропорциональной компоненты избирательной системы диктовалось политическим расчетом, оказавшимся ошибочным. Дальше процесс пошел в неуправляемом режиме.

Итак, что же произошло в России с точки зрения формирования многопартийности и как на этот процесс влияет избирательная система?

На первых выборах в Думу энергичную конкуренцию Компартии составило движение "Выбор России" (лицо движения - Егор Гайдар - символ демократических реформ). Блестящие результаты показала и ЛДПР (лицо партии - Владимир Жириновский - символ маргинально-анархистского эпатажа).

К следующим выборам ситуация изменилась. Мысль о противостоянии коммунистическому наступлению на Думу все еще витала в российском истэблишменте. В то же время стало очевидно, что "Выбор России" исчерпал политический ресурс, другие организации демократического толка также не смогут выступить противовесом Компартии в силу маловлиятельности. Поэтому накануне парламентских выборов 1995 г. было создано административно-правительственное движение "Наш дом - Россия" (лицо движения - Виктор Черномырдин - олицетворение стабильности и устойчивости). На тот момент движение достаточно успешно выполнило свою задачу. Но к следующим выборам закономерно исчезло с политической арены.

Добиться устойчивого политического развития всем названным "триумфаторам", да и многим другим, не удалось. Ситуация накануне парламентских выборов 1999 г. сложилась весьма запутанная. Все или почти все "молодые" демдвижения и партии либо канули в политическое небытие, либо выродились в "театр одного актера". А тут еще заявили о себе как о политической силе губернаторы. Тогда в роли президентско-правительственного противовеса выступило вновь образованное движение "Единство".

Характерно, что лишь одна партия от выборов к выборам показывала стабильно высокий результат - КПРФ. И вовсе не потому, что ее лозунги уж очень привлекательны для российского избирателя или лидеры харизматически обаятельны. Просто Компартия оставалась единственной в России настоящей политической организацией: с понятными лозунгами, низовыми звеньями, представителями в каждом городе и поселке, системой исполнения решений и агитации на местах и, как следствие, с устойчивым электоратом.

Абсолютное большинство партий и движений, когда-либо возникавших на политическом небосклоне России, так и не смогли (или не захотели) выстроить собственные электоральные и политические системы. Они так и не стали собственно политическими партиями, реализуя от выборов к выборам узкогрупповые интересы. В результате мы как жили, так и продолжаем жить в стране с однопартийной системой. Но главное - всем так называемым партиям вовсе не хочется превращаться в партии реальные. Слишком муторно, слишком ответственно, слишком дорого. Да и зачем?! Всегда (повторяю, всегда!) грамотное построение избирательной кампании позволит иметь своих представителей в парламенте.

Большинство - рассуждают наши партстроители - всегда должно быть за партией власти, как бы она ни называлась.

Оппозиция - навсегда назначена и выбрана. Это - КПРФ, и она - вне конкуренции. А вот остальные депутатские мандаты из списочной части пусть делят между собой возникающие к каждым выборам партии-однодневки.

Сразу хочу заявить - я сторонник того, чтобы политпартии стали реально массовыми, влиятельными, отражающими чаяния социальных групп, которые их формируют и которые их делегируют в парламент. Но на деле этого нет. А чтобы стимулировать процесс реального партстроительства, надо всерьез заняться реформой избирательной системы.

Сегодня в Думу внесены несколько проектов реформирования избирательной и партийно-политической системы страны в виде поправок к закону о выборах депутатов и проектов закона о политических партиях. Вполне логично эти два вопроса увязаны в один пакет. Ибо нельзя рассматривать партийное законодательство в отрыве от избирательного.

Если абстрактно, вне нынешней политической ситуации, говорить о предложениях, которые формулируют разработчики новых законов, то со многим можно было бы согласиться. Чем плохо, что в выборах должны участвовать действительно крупные партии? Это правильно. Если, конечно, они отбирают право участвовать в выборах у "маленьких" партий через механизмы конкуренции, а не по "праву рождения".

Чем плохо, если партии получат определенные преимущества при выдвижении своих кандидатов в одномандатных округах? Что плохого в том, что государство требует прозрачности финансирования партий и даже будет оказывать определенную материальную помощь в зависимости от их веса в обществе? Все это хорошо, но при одном непременном добавлении.

ПО СЛОВАМ председателя ЦИК Александра Вишнякова, "партия - это универсальный политический институт, связывающий государство и граждан и обеспечивающий представительство различных социальных интересов в органах власти". Против такого утверждения трудно возражать. Но вот здесь-то и начинается самое интересное. Проблема в том, что реального представительства социальных интересов во власти нынешние партии, точнее подавляющее их большинство, не обеспечивают. У них просто нет в этом необходимости. Берусь утверждать, что для участия в парламентских выборах нашим партиям не нужен ни один признак (атрибут) политической партии.

Не нужна политическая программа, ибо все они пишутся под копирку и все одинаково хороши. Исключение - КПРФ. Ее программа отличается от других партий идеологической прямотой и поэтому нравится далеко не всем.

Не нужны партийные структуры на местах, так как от искренних борцов за интересы партии - одна морока. Их надо загружать делами и т.п. Иное дело - выборы. Требуются не идейные активисты, а опытная деидеологизированная пехота, которая агитирует исключительно за деньги и за любые партии.

Не нужны и партийные авторитеты. Они - лишь конкуренция для вождя.

Одним словом, зачем эта морока, когда достаточно иметь "раскрученного" лидера, штаб-квартиру в Москве, доступ в исполнительные структуры власти, к СМИ, и тогда право претендовать на половину мест в парламенте тебе обеспечено. Совершенно очевидно, что избирательное законодательство должно стимулировать партии на работу в регионах, на пропаганду своих идей среди населения, на выстраивание своих электоральных систем. Это может произойти только в том случае, если для партии будет важен в первую очередь каждый мандат, завоеванный в округах.

Сегодня же законодатель делает прямо обратное. Он предлагает сохранить существующую "списочную" доминанту избирательной системы и говорит: "Дорогие партии, мы вам дадим дополнительные преимущества, еще больше возможностей влиять на избирательный процесс. Мы только вам позволим формировать избирательные списки". В результате, профессиональные союзы, политические движения, организации, формально не подпадающие под определение "партия", сразу исключаются из избирательного процесса. Сужается и круг политических партий, допущенных к реальному влиянию на формирование политической системы. Сколько их остается - три, четыре? Реальная многопартийность так не формируется. Получается, что не партии вырастают из потребностей общества, а законодатель выращивает некое подобие партий, услужливо подавая им - нежизнеспособным и ленивым - кислородную подушку. В результате мы консервируем и ухудшаем ситуацию, которую имеем с 93-го.

Если до логического конца довести идеи, которые закладывают сегодня сторонники закона о политпартиях, то в декабре 2003 г. у нас просто не будет выбора. Хочешь не хочешь, придется метаться между тремя-четырьмя партиями, выполнившими формальные требования закона. Но я очень сомневаюсь, что партии, которые в итоге получат преимущественное право участвовать в выборах, будут выражать все многообразие политических интересов различных социальных групп, существующих в России.

Еще один момент, о котором хотелось бы упомянуть. Если представить себе, что к моменту выборов на политической арене осталось лишь несколько партий, обладающих правом выдвигать кандидатов в депутаты, то рано или поздно произойдет "раздел округов" между партиями так же, как это происходит в криминальном сообществе. Монопольное положение нескольких "назначенных" партий в избирательной среде неизбежно приведет к подобного рода картельным соглашениям. Может быть, с точки зрения "управляемости" политического процесса это и хорошо, но вот с точки зрения формирования партийно-политической системы, отражающей интересы граждан страны, ничего хорошего в этом нет.

Можно ли эту явно дискриминационную ситуацию изменить? Можно, если, скажем, "уравновесить" преимущественное право партий на выдвижение кандидатов в округах ликвидацией "партийных списков" и переходом на мажоритарную систему. Такой подход поставит все партии перед необходимостью разворачивать работу в округах, поскольку прохождение "списком", за счет персональной "раскрутки" первых трех лидеров через федеральные СМИ, как это происходит сейчас, станет невозможным. Кстати, все социологические исследования и опросы общественного мнения показывают, что абсолютное большинство российских избирателей выступают за переход именно на такой принцип формирования Госдумы.

Противники подобного подхода могут возразить - избирательно-политическая система России еще не готова к резким изменениям. Тогда давайте сделаем это постепенно. Для начала можно было бы изменить пропорции в сторону одномандатников: 2/3 состава Думы избирать в округах, а 1/3 - по спискам. Опять же давая преимущество политпартиям, стимулируя их к работе в регионах, для выдвижения и поддержки своего кандидата. Заметьте, единственная политическая партия, которая не боится этого - КПРФ, потому что с одинаковым успехом проводит своих кандидатов как по спискам, так и в округах, где у нее созданы отлаженные партийные структуры. В других партиях картина иная. Консервируя нынешнюю избирательную систему, мы позволяем организациям, не имеющим реального веса в обществе, контролировать парламент. А новыми предложениями о поддержке партий лишь усугубляем ее недостатки.

Сторонники "партийного" подхода призывают принять такое законодательство о партиях, которое, по их мнению, не позволит регистрироваться квазипартии, как это происходит сегодня. Они намерены поставить этому чисто организационные препоны и политические ограничители. Давайте, говорят они, установим, что для регистрации партии необходимо, чтобы в ней состояли не менее 10 000 членов. Попробуем определить, как сейчас принято выражаться, цену вопроса. "Набор" требуемых 10 000 членов партии (по 50 руб. за членство) обойдется в 500 тыс. руб., или менее 20 тыс. долл. Но эта сумма меньше, чем та, которую тратит ежемесячно более-менее крупная фирма на карандаши и ластики! Комментарии излишни.

Противники перехода на мажоритарную систему выдвигают тезис о том, что выборы в округах - это возможность для губернаторов и "денежных мешков" проводить своих представителей во власть. Но "списочная" система, пожалуй, даже еще в большей мере провоцирует партийных боссов на продажу мест в списках. И это признает председатель ЦИК. Недавно он прямо заявил, что "должна быть такая процедура, которая исключала бы возможность своего рода продажи мест в списках отдельными партийными деятелями". Естественно, место в "списке" является более привлекательным для "денежных мешков", так как в этом случае вероятность "прохода" никому не известного кандидата намного выше. Ведь избирателю в округе надо еще показать кандидата, рассказать о нем, и еще не факт, что этот претендент понравится. Скорее проголосуют за хорошо известного политика. Как это везде и происходит. Что же касается губернаторского влияния, то анализ показывает - не менее половины одномандатников проходит в парламент на откровенно антигубернаторских лозунгах. Оценка же деятельности депутата-одномандатника весьма проста и эффективна. Предъяви избирателю то, что ты сделал за четыре года.

Есть еще один вариант изменения законодательства, который может стимулировать развитие партий. Он таков: половина Думы формируется из одномандатников, а вторая половина - по результатам голосования в округах за кандидатов той или иной партии, но выдвинутых не по общефедеральному списку, а аналогично одномандатникам, то есть в округах. Проценты, набранные представителем партии в округе, складываются в "копилку" партии и дают ей возможность получить пропорциональную долю в партийной половине Думы и провести своих представителей в парламент. Таким образом, "большого" общефедерального списка не существует. Избиратель голосует не за абстрактную идею, выразителем которой является та или иная политическая организация, а за конкретного носителя, если хотите, исполнителя, этой идеи. Тем самым избирательный процесс становится максимально персонифицированным.

Итак, наша точка зрения состоит в следующем - если уж давать партиям преимущества на выборах всех уровней, то одновременно с этим необходимо всерьез заняться изменением избирательного законодательства в сторону его максимального воздействия на превращение политических партий в реально массовые и влиятельные организации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
891
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
771
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
896
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
606

Другие новости