0
1593
Газета Идеи и люди Интернет-версия

15.12.2000 00:00:00

Карательная политика должна быть смягчена

Валерий Воротников

Об авторе: Валерий Павлович Воротников - заместитель председателя комитета по законодательству Государственной Думы.

Тэги: тюрьма, суд


Сегодня Государственная Дума должна обсудить проект Федерального закона "О внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений по вопросам уголовно-исполнительной системы". Несколькими днями ранее председатель Конституционного суда РФ Марат Баглай на праздничном приеме в Кремле озвучил насущную проблему - соблюдение прав и свобод граждан. По его словам, "размах нарушений закона и прав человека в стране все еще велик". До 90% дел, рассматриваемых в КС, касаются именно этой тематики - произвола госчиновника (будь то прокурор или следователь), ошибок в ходе следственных действий. Результат плачевен: как правило, мы имеем покалеченные судьбы. И никто не задумывается о том, какова цена прокурорской ошибки.

Комитет по законодательству Государственной Думы, а также Министерство юстиции внесли соответствующие поправки в проект Федерального закона по реформированию уголовно-исполнительной системы. Предложенные меры позволят смягчить ошибки следствия в отношении подозреваемых лиц, порой годами ожидающих суда.

По количеству лиц, находящихся в местах заключения, в расчете на 100 тыс. населения Россия стоит в числе первых в мире. Имеющиеся площади для размещения осужденных и находящихся под стражей практически заполнены, а следственные изоляторы переполнены на 42,5% (мест на 182,5 тыс. человек, а фактически - 270 тыс.).

Прогноз преступности на ближайшие годы является весьма неблагоприятным. Уже в 1998 г. наметился рост ее уровня, а тяжкие преступления составили 58% от общего числа преступлений. Данное обстоятельство, а также предстоящее усиление борьбы с преступностью, возможное улучшение работы по раскрываемости преступлений, безусловно, увеличат приток осужденных и арестованных в УИС, что еще более обострит проблему их размещения.

Решить ее путем строительства новых тюрем, следственных изоляторов, колоний в нынешних условиях экономического состояния страны невозможно, да это займет и довольно длительное время. Например, США решили эту проблему за 15 лет, затратив около 800 млрд. долл.

Все это ставит на повестку дня необходимость существенной корректировки карательной политики в сторону ее смягчения по отношению к лицам, совершающим преступления небольшой или средней тяжести. Конечной целью этого должно быть сокращение численности осужденных и арестованных в пределах 350 тыс. человек.

Прежде всего следует отказаться от необоснованно широкой практики применения в качестве меры пресечения ареста - содержания под стражей. Ежегодно из СИЗО освобождаются 125 тыс. человек до суда, т.е. практически каждый четвертый арестованный; к этим лицам можно было применить иные меры процессуального пресечения. К тому же следует учитывать и практику судов, которые, как правило, применяют наказание в виде лишения свободы в случае нахождения подсудимых под стражей.

Поэтому, с одной стороны, предлагается заключение под стражу применять главным образом к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, а в отношении остальных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (с санкцией до трех лет лишения свободы), - лишь в порядке исключения (рассматривавшиеся ранее предложения о применении данной меры пресечения к лицам, совершившим преступления небольшой тяжести, с санкцией до двух лет лишения свободы, не получили поддержки в отзывах к законопроекту).

С другой стороны, необходимо существенно расширить перечень иных видов процессуального принуждения - залога, поручительства, домашнего ареста и др. В связи с этим и вносятся соответствующие изменения и дополнения в УПК РСФСР.

Следующим направлением корректировки карательной политики является существенное сокращение сроков содержания под стражей лиц, числящихся за органами расследования и судами. Сейчас сроки эти неоправданно растянуты, а суды вообще не ограничены в таких сроках. В результате с момента ареста до вынесения приговора в суде человек находится под стражей многие годы (в ряде случаев по 5-6 лет). Поэтому необходимо существенно ограничить содержание под стражей во время следствия (с учетом ознакомления обвиняемого с материалами дела) и при рассмотрении дела в судах. Введение только этих положений сократит число "сидельцев" в СИЗО на 80-100 тыс. человек, а с учетом освобождаемых из СИЗО до суда это сокращение реально составит более 200 тыс. человек ежегодно.

Опасения по поводу того, что сокращение сроков содержания под стражей будет связано с определенным ущемлением прав на защиту (например, в связи с сокращением сроков на ознакомление с материалами дела), вряд ли оправданны, так как это в конечном итоге будет во благо и конкретному лицу, поскольку существенно сокращается время его содержания под стражей. Сроки следствия и судебного рассмотрения этой мерой не ограничиваются - они могут быть какими угодно длительными при изменении меры пресечения с ареста на иные.

Штраф как вид наказания применяется в незначительной мере из-за обнищания основной массы населения. Исправительные работы также применяются в малом числе случаев из-за высокой степени безработицы, поэтому почти в каждом третьем случае приговоры реально не исполняются. Другие виды наказаний являются или малоэффективными, или их применение отложено (как смертная казнь). Таким образом, акцент в выборе наказаний переносится в основном на лишение свободы.

Поэтому в качестве альтернативы реальному лишению свободы предлагается, с одной стороны, шире применять институт направления в колонии-поселения, расширив их виды и категории лиц, туда направляемых. С другой - максимально применять такой вид наказания, как конфискация имущества, видоизменив характер, содержание и основания ее применения. Прежде всего этот вид наказания из дополнительного следует перевести в разряд применяемых как в качестве основного наказания, так и в качестве дополнительного. В качестве основного вида конфискацию имущества следует применять лишь за корыстные преступления, когда санкции соответствующих статей предусматривают ограничение свободы, арест либо лишение свободы. Стоимость конфискованного имущества в этом случае не может превышать суммы причиненного преступлением имущественного ущерба. Ограничения в применении данного наказания предусматриваются также и при совершении особо тяжких преступлений определенных категорий.

Расширение применения института колоний-поселений должно произойти за счет восстановления существовавших ранее колоний-поселений для лиц, совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести со сроком наказания до 5 лет, и в целом себя вполне оправдавших на практике. Кроме того, предлагается всех лиц, совершивших преступления по неосторожности (независимо от срока наказания), направлять в колонии-поселения, предназначенные для этой категории лиц. В связи с этим все неосторожные преступления перевести в разряд преступлений небольшой и средней тяжести, для чего вносятся необходимые изменения в ст. 15 УК РФ.

Эти меры позволят значительно сократить число лиц, содержащихся в СИЗО и в охраняемых исправительных колониях, при одновременном увеличении численности осужденных в исправительных колониях-поселениях.

Одним из направлений сокращения числа осужденных является расширение оснований и порядка применения различных видов досрочного освобождения от отбывания наказания (условно-досрочное освобождение, замена наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, досрочное освобождение женщин, имеющих малолетних детей, и др.). Предлагается, в частности, для этого сократить сроки фактического отбывания лишения свободы (вместо трех четвертей две трети, двух третей - половины, половины - одной трети срока). Досрочно освобождать женщин, имеющих малолетних детей в возрасте не до 8 лет, как сейчас, а до 14 лет. Все это позволит сократить время пребывания осужденных в исправительных учреждениях.

В целях соблюдения законности и прекращения массовых перевозок осужденных по стране (да и уменьшения материальных затрат) предлагается содержать в одном исправительном учреждении разные категории осужденных, обеспечив их необходимую изоляцию (в соответствии с назначенным видом режима), что позволит организовать отбывание лишения свободы по месту жительства или осуждения. Для этого вносятся необходимые изменения в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство.

Одновременно в уголовно-исполнительное законодательство вносятся отдельные уточнения и изменения, направленные прежде всего на гуманизацию условий отбывания наказания, устранение противоречий, содержащихся в ряде норм, а также пробелов в правовом регулировании. В частности, существенно изменяются условия расходования денег, имеющихся у осужденных на лицевых счетах (в пределах от одного до трех минимальных окладов или вообще без ограничения), в зависимости от вида учреждения, режима и условий отбывания наказания. Сокращается срок до 5 лет (вместо 10) для перевода осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, в облегченные условия отбывания наказания. Условно-досрочное освобождение предусматривается как с облегченных условий отбывания наказания, так и с обычных.

Представляется, что предложенная система мер по корректировке карательной политики России на современном этапе ее развития не скажется отрицательно на укреплении состояния борьбы с преступностью, так как она в своей основе не коснется ее главного ядра - тяжких и особо тяжких преступлений и лиц, их совершающих. Здесь карательные меры могут наращиваться. Определенное число лиц, совершивших преступления на корыстной основе, также может попасть под действие расширительного применения конфискации, что будет иметь достаточно большое значение в плане восстановления социальной справедливости и профилактики преступлений.

В места заключения и лишения свободы в большинстве своем не попадут лица, совершившие преступления небольшой и средней степени тяжести. Это позволит в УИС создать более или менее достойные условия отбывания наказания, сделать их хотя бы несколько более человеческими (особенно в СИЗО). Другого пути наведения порядка в этой системе в настоящее время просто нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1176
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
905
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1089
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
715

Другие новости