0
2358
Газета Идеи и люди Интернет-версия

26.06.2001 00:00:00

Государство и адвокатура: взаимные ожидания

Генри Резник

Об авторе: Генри Маркович Резник - председатель президиума Московской городской коллегии адвокатов.

Тэги: адвокат, государство, суд, реформа


КАЖЕТСЯ, наступает конец ставшей едва ли не скандальной ситуации - российская адвокатура обретает новый закон. За последнее десятилетие успешно обновилось, и не единожды, законодательство о судебной системе, прокуратуре, органах государственной безопасности и милиции. Только адвокатура по-прежнему функционирует на основе Закона РСФСР 1980 года, все нормы которого с той поры остались неприкосновенными. Добрый десяток проектов так и не превратились в закон. Препятствовали тому прежде всего сами адвокаты. Когда в 1996 г. президент Ельцин отозвал внесенный им год назад и прошедший первое чтение в Думе закон об адвокатуре - он был подготовлен представителями одной части адвокатского сословия и не устраивал другую его часть - я на съезде Федерального Союза адвокатов, помнится, сделал мрачный прогноз: во втором тысячелетии мы закона об адвокатуре не увидим. Прогноз, к сожалению, сбылся. Последняя пятилетка перед миллениумом прошла в беспрерывных распрях между традиционной и народившейся в 90-х гг. новой, так называемой альтернативной или параллельной, адвокатурой. В наблюдениях за ними нарастала тревожащая уверенность: окрепнув, государство само решит за адвокатов их судьбу. Но, честно говоря, не рассчитывал, что станет решать столь быстро и твердо... И вот в Государственную Думу новым президентом внесен новый проект закона об адвокатуре. Разработан он без участия адвокатов и, судя по всему, обречен на принятие. Тут же выяснилось, что в отличие от прежних проектов, устраивающих одну часть адвокатуры и не устраивающих другую, этот, хотя и не без оговорок, не устраивает всех.

Чрезвычайный съезд Федерального Союза адвокатов России 25 мая принимает резолюцию: "Съезд отмечает, что законопроект, предусматривая коренное изменение организационных структур адвокатуры, разрушает испытанные временем и практикой принципы обеспечения юридической помощью... Изменение традиционных форм организации деятельности адвокатуры может быть пригодно лишь для столицы и крупных промышленных центров России и является данью бездумному стремлению к новшествам в терминологии и не отвечает действительным потребностям общества в организации правозащиты в Российской Федерации". Такова же позиция недавних антагонистов - Гильдии российских адвокатов, объединяющей народившиеся в 90-е годы новые адвокатские образования.

ОТВЕРГАТЬ НЕЛЬЗЯ ПОДДЕРЖИВАТЬ

Для того чтобы понять, чем мотивирована эта непримиримость, попытаемся оценить состояние нынешней российской адвокатуры. Как уже было отмечено, ее деятельность покуда регламентирована коммуно-советским законом двадцатилетней давности, а он сохраняет организацию адвокатуры неизменной аж с 1939 г. Советская адвокатура являлась частью коммунистической тоталитарной системы. Следуя большевистским догмам, режим стремился централизовать адвокатуру, как и все иные учреждения, обезличить отношения адвоката и клиента, не дать адвокату заработать больше рядового службиста. Затушевать тот факт, что юридическую помощь оказывают не адвокатские объединения, а конкретные адвокаты - они защищают и представительствуют в суде и других государственных органах, участвуют на предварительном расследовании, консультируют по законодательству, - было, разумеется, невозможно. Но адвокат в Законе (Положении) 1980 г. спрятан куда-то в конец. Он включен в жесткую коллегиальную структуру, может практиковать только в составе юридических консультаций, подлежит исключению из коллегии за "систематическое нарушение внутреннего трудового распорядка"; коллегия, в лице заведующего юридической консультацией, заключает за адвоката соглашение об оказании юридической помощи - а тот может и не заключить, посчитав, что адвокат перегружен, и отправить изумленного клиента к другому адвокату, который сидит без дел. Неясна природа гонорара, выплачиваемого гражданами и организациями в кассу юридической консультации: то ли это изначально деньги адвоката, из которых производятся отчисления на общеколлегиальные нужды, то ли - средства коллегии, а та уже выделяет суммы для оплаты труда адвоката. Хотя высшим органом коллегии является общее собрание адвокатов, реальную власть осуществляет исполнительный орган - президиум, избираемый на три года, и его председатель. Само приобретение статуса адвоката сопряжено с приемом в члены коллегии. Нечего и думать о поступлении в коллегию, если претендент в неприязненных отношениях с председателем. Именно коллегия - место работы адвоката, хотя их отношения не трудовые, а членские - еще одно противоречие действующего советского законодательства. Получается, что коллегия - не профессиональная ассоциация, а огромная региональная юридическая фирма, и адвокат в ней - чуть ли не наемный работник.

Закрепленная в законе 1980 г. организация адвокатуры, плохо вяжущаяся с представлением об адвокате как лице свободной профессии, с восторгом была воспринята новыми, параллельными коллегиями. По той причине, что многие из них только называются коллегиями. На самом деле это - типичные юридические фирмы, и председатель там - не демократически избранный лидер профессионального сообщества, а хозяин бизнеса, глава предприятия, работодатель.

Но произошедшая коммерциализация адвокатуры еще полбеды. С появлением в целом ряде регионов нескольких коллегий извращенный характер приобрела конкуренция. Многие новые адвокатские структуры образованы бывшими чиновниками от юстиции, а поскольку статус адвоката создается приемом в коллегию, адвокатура стала массированно, без конкурсных испытаний пополняться, мягко говоря, далеко не лучшими выходцами из милиции, органов безопасности и прокуратуры: они имеют весьма смутные представления о принципах адвокатской деятельности, зато умело используют свои связи в правоохранительных органах. Традиционные коллегии вынуждены снижать планку требований при приеме - отвергнутый претендент уйдет к конкурентам, заменившим вступительный экзамен вступительным взносом. Уровень профессионализма в адвокатуре заметно снизился, уровень коррумпированности резко возрос, поле деятельности для честного, добросовестного адвоката сузилось до минимума.

Новый проект ставит целью кардинально изменить ситуацию - ликвидировать существующую только в России и Белоруссии (не готов, правда, "сказать за" Северную Корею) колхозную организацию адвокатуры. Коллегии адвокатов и юридические консультации упраздняются. В центр правового поля ставится адвокат как единственный субъект оказания юридической помощи, защищенный абсолютной конфиденциальностью отношений с клиентами и правовыми гарантиями. Приобретая статус после сдачи экзамена независимой квалификационной комиссии при органе адвокатского самоуправления - в ней преобладают адвокаты, но участвуют также представители управления юстиции, законодательной и судебной власти субъекта Российской Федерации - сам адвокат решает, в какой организационной форме ему работать: индивидуально или в составе товарищества. Для решения корпоративных задач - представительства и защиты своих прав и интересов, поддержания профессионального и этического уровня, информационного и методического обеспечения, рассмотрения жалоб, проведения дисциплинарного производства - адвокаты избирают орган самоуправления - адвокатскую палату субъекта Российской Федерации. В каждом регионе только одна палата - такая организация кладет конец межрегиональной вакханалии, когда в Москве, например, помимо 14 (?!) столичных коллегий могла функционировать юридическая консультация Мурманского отделения Орловского филиала Ярославской коллегии адвокатов.

И такой прогрессивный проект построения отечественной адвокатуры по общемировым образцам (не называю их западными, поскольку так адвокатура организована во всем мире) отторгается не только руководителями коллегий - их можно понять: они теряют свои должности, - но и рядовыми адвокатами! Казалось бы, удивительно? Ничуть. Реакция наших адвокатов на проект - еще один пример другого общемирового феномена последнего времени - "бегства от свободы". Едва ли не самое страшное наследие тоталитарного режима - всеобщее иждивенчество. Взамен личного выбора, индивидуальной инициативы тоталитаризм давал каждому гарантированную пайку. При нынешней советской организации адвокатуры статус адвоката автоматически гарантирует трудоустройство. Президиум обязан распределить каждого вновь принятого в коллегию в одну из юридических консультаций. Новый порядок трудоустройства не гарантирует, принимать новобранца в свои ряды адвокатские партнерства не обязывают. Выбрал свободную профессию - решай сам проблему трудоустройства, начинай конкурировать с коллегами по корпорации, обрастай клиентами, доказывай, что ты нужный специалист. Обратная сторона свободы - ответственность. Собственная, личная. Многих адвокатов свободное плавание в конкурентной среде пугает.

Но есть еще одно, более конкретное опасение: уйдя из-под власти президиума, подпасть под диктат власти государственной. Насколько оно оправданно?

КОНТРОЛИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ КОМАНДОВАТЬ

Фундаментальное отличие профессии адвоката от других свободных профессий состоит в ее публично-правовом характере. На адвокатуру возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе и прежде всего в суде. Профессиональный защитник или представитель - адвокат вступает в правовой спор с государством: всегда - в уголовном процессе, нередко - в процессе гражданском. Для выполнения этой своей правозаступной задачи адвокат должен обладать независимостью от административной власти, ни в коем случае не находиться у нее в подчинении. Однако, с другой стороны, особая роль адвокатской профессии для правильного, справедливого отправления правосудия, для утверждения правовых начал в жизни общества не может полностью вывести ее из-под государственного контроля. Исторически определились мягкие, косвенные формы такого контроля, полностью исключающие вмешательство государства в деятельность самоуправляемого института гражданского общества. Форма контроля "на входе" - установление известного профессионального и нравственного ценза для доступа к адвокатской практике, "на выходе" - судебный порядок разрешения споров между адвокатом и выборным органом адвокатского самоуправления, адвокатурой и административными органами. Все. (Само собой разумеется привлечение адвоката к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с профессиональной деятельностью.) Понятно, что "вольная адвокатская дружина" никак не вписывалась в тотальное огосударствление страны. Советская адвокатура изначально (с 1922 г.) оказалась под пятой органов юстиции, хотя в иезуитском стиле большевиков, стремящихся создать видимость демократии, формально была объявлена самоуправляемой организацией, не находящейся в прямом государственном подчинении. О реальной независимости адвокатуры при советской власти следует судить не по нормам закона, закреплявшим ее демократическое устройство, а по инструкциям и циркулярам Минюста, подлежавшим обязательному исполнению.

В ныне действующем Положении об адвокатуре РСФСР 1980 г. функции Министерства юстиции по отношению к адвокатуре определены как "общее руководство". Так, без согласования с органами юстиции нельзя открыть юридические консультации, назначить и освободить от работы их заведующих. Формально не отменена и норма, позволяющая государственным органам регулировать численность членов коллегии. Уже десяток лет сохранившийся в законе термин "руководство" стараются не упоминать. Слишком очевидно противоречит такая функция государства международно-правовым актам об адвокатуре как независимой корпорации - можно легко вылететь из Совета Европы.

Но даже советское законодательство, отдав адвокатуру под начальствование государства, не решилось наделить "руководителя" полномочием лишать права заниматься адвокатской деятельностью, исключать адвоката из коллегии. В проекте такое полномочие появилось: Министерство юстиции или его региональный орган вправе самостоятельно, не обращаясь в суд, прекратить статус адвоката. За что? За очень многое. Например, за: "неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих обязанностей перед клиентом, а также неисполнение решений адвокатской палаты", "совершение поступка, порочащего честь и достоинство или умаляющего авторитет адвоката", невыполнение "требования об обязательном участии адвоката в уголовном судопроизводстве, а также оказания бесплатной юридической помощи в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

Эта очевидно антиконституционная норма появилась в проекте буквально за день, а может быть, даже час перед официальным его внесением президентом в Государственную Думу. Определенно, кто-то из разработчиков впал в административный восторг.

ПЛАТИТЬ НЕЛЬЗЯ ПРИНУЖДАТЬ

В статье 48 Конституции России каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Здесь же записано, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Но в Конституции есть еще одна статья, 37-я, запрещающая принудительный труд. Никто не должен принуждаться к бесплатной работе. Бесплатность для клиента не означает бесплатности для адвоката. И оплачивать труд адвоката в таких случаях должно государство, возлагающее на адвокатуру публичную обязанность оказывать юридическую помощь тем, кто не в состоянии ее оплатить. Как записано в "Основных положениях о роли адвокатов" (приняты Конгрессом ООН), "правительства должны обеспечить необходимое финансирование и другие ресурсы для юридической помощи бедным и другим несостоятельным людям, так как они сами не в состоянии отстаивать свои права и нуждаются в помощи адвоката".

Для СССР проблема оплаты труда адвоката не была актуальной. Мощь советского государства в значительной мере держалась как раз на принудительном труде, за что в 1955 г. страну и попросили из Международной ассоциации труда. С другой стороны, все население совдепии было уравнено в нищете. Посему с адвокатами особенно не церемонились. Положение 1980 г. обязывает адвокатов бесплатно оказывать юридическую помощь большим группам населения и по значительным категориям дел: алиментным и трудовым, избирательным спорам, о возмещении вреда, причиненного разного рода обстоятельствами, колхозникам, депутатам, дружинникам и членам товарищеских судов в связи с их общественной деятельностью. Оплата труда во всех таких случаях не предусмотрена. Кроме того, адвокаты обязаны защищать по назначению органов следствия и суда. За обязательные уголовные защиты с 1993 года введена унизительная ставка - четверть минимального размера оплаты труда в день: до 2001 г. - 21 рубль, ныне - 50 рублей. То есть на протяжении семи лет, с учетом налогообложения, адвокат, защищавший в суде по назначению, мог за месяц заработать 250 руб., а сейчас должен получать что-то около 700 руб. Слова "мог", "должен" употребляю не случайно - большей частью и эти крохи до адвокатов не доходят. Объяснение у местных финорганов банальное - нет денег.

Проект не просто наследует Положение, он бесплатную юридическую помощь расширяет. Так, адвокатам вменяется, помимо уже перечисленных категорий гражданских дел, бесплатно помогать всем без исключения военнослужащим, инвалидам и пенсионерам - "по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью". В числе этих "вопросов" - споры о праве наследования и собственности, жилье, банковские вклады, страхование и т.д. и т.п., растягивающиеся нередко не на месяцы - на годы. А вот в вопросе оплаты - туман, отсылка к порядку, который должно установить правительство.

Что-то, конечно, установит. Но судя по отзыву на проект, скорее всего опять выделит ничтожные, унизительные суммы. Между тем требование оказывать бесплатную помощь в проекте адресовано не адвокатской корпорации в целом, как в Положении, а каждому адвокату. За невыполнение - лишение статуса. Организовать нарушение - легче легкого. Например, направить требование адвокату, занятому в другом процессе по соглашению. А статуса лишает сам гарант юридической помощи - государство. Возможность отыграться на "строптивом" адвокате, активно сражающемся против неправедных обвинений, вполне реальна. Право же, адвокатам есть от чего встревожиться.

В странах Запада на финансирование адвокатской помощи неимущим расходуются весьма значительные суммы. Разумеется, размер оплаты уступает гонорару по соглашению. Но согласитесь: 150 долларов, 100 фунтов за судодень - плата далеко не символическая. Российское государство, для того чтобы на деле быть демократическим и правовым, должно выполнять свои конституционные обязанности. На сытом, благополучном Западе судебная адвокатура почти вся на гособеспечении, поскольку 90% преступников поставляют не- и малоимущие слои населения. Но там адвокатура главным образом консалтинговая, потому что преобладающий в обществе средний класс собственников нуждается в постоянном правовом сопровождении. По этой причине заработки "их" адвокатов - высоки и устойчивы. Судебные споры, особенно уголовные дела идут зарубежным коллегам как бы "в нагрузку", существенно не отражаясь на доходах.

У нас адвокатура - почти сплошь судебная. Народившиеся бизнес-адвокаты, специализирующиеся на корпоративном праве и финансах, составляют ничтожное меньшинство даже в адвокатуре столицы и областных центров. В провинции адвокаты зарабатывают исключительно на ведении уголовных и общегражданских дел. Заработки - одни слезы. Средний доход российского адвоката в 2000 г. составил 1700 руб. Так это же средний... Удивляться не приходится: население страны в массе своей богаче не стало. Отсюда 80% дел бесплатных.

Так что тревоги наших адвокатов не напрасны. И постановка запятой в заголовке первого раздела статьи будет определяться запятыми, поставленными в заголовках двух последующих.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1914
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4558
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2479
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2838

Другие новости