0
1352
Газета Идеи и люди Интернет-версия

18.08.2001 00:00:00

Так что же страшнее ваххабизма?

Гаджимурад Омаров

Об авторе: Гаджимурад Омаров - депутат Государственной Думы РФ.

Тэги: дагестан, ислам, ваххабизм


ТРИ ГОДА назад в Махачкале был зверски убит великий патриот России - муфтий Дагестана Саидмухаммад Абубакаров. Этот светлый человек погиб от рук бандитов. Еще задолго до вторжения в нашу республику бандформирований из Чечни Саидмухаммад Абубакаров возглавил общественное движение против распространения ваххабистской идеологии, противоречащей и исламу, и менталитету дагестанских народов. Какие бедствия и страдания принесло это вторжение, сегодня известно всем, особенно в Дагестане. Вот почему опубликованная в "НГ" (07.08.01) статья Гаджи Магомедова "Что страшнее ваххабизма" представляется мне политически вредной, научно не обоснованной, морально безнравственной.

К чему призывает автор статьи "Что страшнее ваххабизма"? Если судить по заголовку, то он ратует за борьбу против того общественного явления, которое было традиционно присуще верующей части населения Дагестана и известно в исламской литературе как суфизм. Я не специалист по исламу, но достаточно хорошо знаю религиозную ситуацию в Дагестане, знаю вековые традиции своего народа. В статье говорится, что дагестанские власти, "изгнав" ваххабизм, дали зеленую улицу другому течению ислама. Но на самом деле никто - ни власти, ни общественные структуры, ни деловые круги - не содействовал распространению суфизма, ибо это течение имеет в Дагестане давние и глубокие корни, которые с введением в действие Закона "О свободе вероисповедания" (октябрь 1990 г.) дали обильные всходы. Этот процесс свидетельствует, что в Дагестане, как и во всей России, обеспечено право каждого гражданина свободно выбирать религиозные убеждения и исповедовать любую религию. Своеобразие Дагестана заключается в том, что ислам здесь не только вера, но и образ жизни, стиль поведения. Это и мораль, и право, и механизмы регулирования взаимоотношений человека с человеком, в том числе семейных отношений. Возврата к запретам, к тотальному атеизму быть не может.

Автор статьи сетует на то, что в Дагестане построено много мечетей, что открыты исламские учебные заведения, что растет число последователей и учеников (мюридов) у авторитетных религиозных деятелей республики. Все это подается в статье как однозначно негативное явление. Гаджи Магомедов делает ничем не обоснованный вывод о сплошной исламизации Дагестана, и при этом между строк читателю внушается мысль о том, что нынешняя ситуация в Дагестане несет страшную угрозу для общества и государства.

Какой смысл вкладывает автор вышеупомянутой статьи в следующие, на первый взгляд нейтральные строки: "В период Кавказской войны XIX века именно суфии под идеологическим знаменем шейха Магомада Ярагского были катализаторами движения горцев под руководством шейха Мансура и имама Шамиля"? Да, это исторический факт. Только невежественные люди не знают, что Дагестан и дагестанцы всегда гордились и гордятся своими великими и славными сынами, какими были имам Шамиль, шейхи Магомад Ярагский и Джамалуддин Казикумухский, наиб Хаджи-Мурат и другие. Только невежественный не знает, что и имам Шамиль, и его учителя Магомад Ярагский и Джамалуддин Казикумухский были крупными прогрессивными мыслителями своего времени, что именно они в первой половине XIX века, когда в Америке процветала работорговля, в Европе жестоко подавлялись революционные выступления за равенство и братство, в царской России усиливалось крепостничество, возглавили борьбу не только за свободу и независимость, но и реализовали в имамате реальное равноправие граждан и их одинаковое социальное положение. Только невежественный не знает, что в Дагестане была самая известная и сильная в исламском мире школа мыслителей и просветителей, что из многих стран Востока приезжали к дагестанским шейхам учиться истинному постижению Священного Корана. Дагестан всегда славился шейхами, "народная тропа" к которым никогда не зарастала потому, что людей влекли их нравственная чистота и мудрость. Шейхами становятся не по указам и постановлениям, а народным повелением. Они поистине народные избранники.

Авторитет шейхов действительно непререкаем, и даже статья в общероссийской газете нисколько его не запятнает. Тем не менее считаю своим догом сказать несколько слов о шейхе Саиде-афанди Чиркейском, которого я хорошо знаю. Прежде всего это скромный, простой, порядочный человек. Саид-афанди - настоящий патриот России. Он всегда был и остается сторонником традиционного для Дагестана умеренного ислама, противником ваххабизма и фундаментализма. Сегодня он - один из самых авторитетных суфийских наставников, глубоко познавший ислам, изучивший Священный Коран, законы шариата, знающий адаты и традиции, разбирающийся в тонкостях человеческой души, осведомленный в процессах общественно-политической и социально-экономической жизни страны. В его дом ежедневно приходят сотни людей. "Не думайте, что я радуюсь такому большому количеству людей, - говорит шейх. - Я плачу оттого, что мне трудно сегодня всех принимать. Сейчас время такое трудное, и мой долг - помогать".

Со всего Дагестана, из других районов Северного Кавказа люди идут и идут к шейху Саиду-афанди. Люди верующие и неверующие. Кто из государственных мужей, где и когда видел у себя в приемных такой нескончаемый поток граждан, служить которым обязано государство? Статья "Что страшнее ваххабизма" представляет читателям шейха Саида-афанди этаким олигархом, у которого под контролем целое Духовное управление мусульман Дагестана, почти все мечети, треть депутатов парламента, члены правительства и даже некоторые руководители республики. Еще чуть-чуть - и весь Дагестан будет под властью шейха. Не верите? Да у него, если верить автору статьи, уже есть "политическая организация, проводящая политику постепенной, мягкой шариатизации Дагестана"... Полноте, господа!

Вот некоторые данные социологического исследования, проведенного в мае-июне 2001 г. с целью изучения общественного мнения о религиозно-политической ситуации в Дагестане. Опросом было охвачено 2000 респондентов. На вопрос "В каком государстве (светском или религиозном) вы хотели бы жить?" около 60% опрошенных ответили, что в светском, 22% - в религиозном, остальные затруднились с ответом. В среднем 20% представителей различных групп населения назвали себя истинно верующими, тогда как просто верующими - более 65%. Абсолютное большинство всех опрошенных (и верующих, и неверующих) - более 80% - поддерживают законодательный запрет ваххабизма в Дагестане. Это свидетельствует о том, что дагестанцы не потерпят насилия над собой ни в какой форме и хотят жить в свободном, демократическом государстве.

Есть и другие социологические данные, относящиеся к данной теме. Думаю, нет необходимости утяжелять газетный материал лишними цифрами. Важно подчеркнуть: данные социологов свидетельствуют о том, что угрозы всеобщей исламизации в Дагестане не существует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1298
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
653
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3499
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2735

Другие новости