0
1788
Газета Идеи и люди Интернет-версия

02.03.2002 00:00:00

Постсоветская идеосфера

Тэги: постсоветская идеология


В результате антикоммунистического переворота в горбачевско-ельцинские годы в России была разгромлена советская социальная организация. При этом наиболее жестоко обошлись с советской идеологической сферой. В Россию устремились потоки западной идеологии, началась поощряемая властями реанимация православия, стали расцветать всякого рода секты и шарлатанские учения, была отброшена и дезорганизована немарксистская часть советской идеологии, включая философию, социальные учения, этику, эстетику. Наступило состояние, по отношению к которому слово "беспредел" уместно с не меньшими основаниями, чем по отношению к прочим аспектам социальной организации страны.

Утопающим в трясине идеологического беспредела россиянам с высот "элиты" время от времени бросают соломинки, а порою даже целые охапки соломы, ухватившись за которые граждане вроде бы должны обрести идейную ориентацию в постсоветском идейном пространстве. Это делается по трем основным линиям - по линиям советизма, западнизма и национально-русского фундаментализма.

Но, хотя советская идеология разрушена и всячески очерняется, от нее осталось достаточно значительное наследие. Не только потому, что его невозможно истребить в течение короткого времени, но и потому, что оно преднамеренно сохраняется и даже подкармливается из самых различных соображений. Хозяева новой России всячески стремятся создать видимость, будто продолжается некий "нормальный" ход жизни, будто отброшены лишь некие ужасы коммунизма, а все ценное живет как ни в чем не бывало.

Среди спасительных идеологических соломинок по линии советизма попадаются, естественно, идеи реставрации советской социальной организации. Имеют ли эти идеи какие-то перспективы? Думаю - никаких. За последние годы в России и в мире произошли такие перемены, что в нашей стране сейчас просто некому сражаться за идеалы коммунизма. Эти идеалы дискредитированы настолько, что даже крупнейшая Коммунистическая партия (КПРФ) в значительной мере отреклась от них. И Запад не остановится перед применением новейшего оружия против России, если возникнет реальная угроза реставрации коммунизма. А в самой России нет людей, способных мобилизовать россиян на сопротивление западной агрессии. Да и без вмешательства Запада нынешняя политическая власть России, какой бы она ни была беспомощной в прочих отношениях, достаточна сильна и решительна, чтобы самым жестоким образом подавить всякие попытки реставрации коммунизма. Подавить под видом благородной борьбы против терроризма и экстремизма. Давая клятву конгрессу США не допустить возрождения "чудовища коммунизма", бывший кандидат в члены политбюро ЦК КПСС Ельцин имел для этого веские основания.

В ходе западнизации в сферу российского менталитета и в головы россиян неудержимым потоком вливаются помои западной идеологии. Но и тут в идеологическую российскую трясину сыплют спасительную солому. В одном популярном мультфильме есть персонаж - кот Леопольд, который обращается к мышам, делающим ему всяческие пакости, с призывом: "Ребята, давайте жить дружно!" Этого кота можно считать основателем данной линии постсоветской идеологии. Не Маркса и Ленина - с этими исчадиями коммунизма покончено, - а именно демократического кота Леопольда. Его последователем стал первый президент России Ельцин, который после учиненного под его водительством погрома советской России обратился к россиянам с призывом жить в единстве и дружбе. У Ельцина, естественно, нашлись продолжатели. Они обогатили это учение новыми идеями такого же высочайшего интеллектуального уровня: ребята, давайте жить в согласии, по справедливости и по закону!

При этом не предпринимается никаких попыток осуществить хотя бы мало-мальски объективный анализ той социальной организации, которая создается в России вместо разрушенной советской. Возможно ли вообще в рамках новой постсоветской социальной организации для миллионов людей жить в согласии, по справедливости, по закону? Могут ли жить в согласии миллиардеры, нажившие богатства за счет ограбления миллионов сограждан, и ограбленные и обнищавшие сограждане? Владельцы роскошных особняков и обитатели трущоб, безработные, беспризорники, коррумпированные чиновники, преуспевающие политики, банды преступников, жиреющие попы, атеисты, проститутки, охранники, торгаши; офицеры, выброшенные из армии, и ученые - из науки? Можно ли уговорами заставить миллионы преступников, порождаемых самими условиями новой социальной организации, жить по закону?

Социальная сущность всей этой идеологической соломы тривиальна: заставить россиян примириться с теми последствиями, к каким привел антикоммунистический переворот, уйти от постановки и тем более от решения действительно жизненно важных социальных проблем, уговорить жертв реформ быть послушными, не конфликтовать друг с другом и с властями, сделать вид, будто все случившееся было неизбежно и пошло на благо страны и народа, уйти от ответственности за исторические глупости и преступления, имитировать начало эпохи подъема и движения к процветанию.

Просматривая программы партий и выступления партийных лидеров, невольно задаешься вопросом: в каком веке мы живем - где-то в Средние века, еще до появления великих мыслителей XVIII и XIX веков, или в XXI веке, имея за плечами грандиозные научные открытия и не менее грандиозный опыт социальных преобразований XX столетия? Куда все это испарилось? Неужели все впустую? Неужели сочинители спасительной идеологической соломы никогда и ничему не учились? Неужели они уверены в том, что с интеллектом кота Леопольда сделают вклад в эволюционное творчество человечества?!

А сколько соломенной трухи сыплется в идеологическую трясину постсоветской России по мере реанимации российского фундаментализма, в первую очередь православия! Новые правители страны, значительная часть которых в свое время входила в атеистическую элиту КПСС и получила атеистическое образование, быстренько обучились кое-как креститься и, прикинувшись ревностными христианами, сделали ставку на Православную Церковь, претендующую на роль духовного вождя в деле возрождения России. Такого раболепства перед всем, что так или иначе связано с православием, монархией, дворянством и т.п., какое можно наблюдать сейчас, не было даже в дореволюционные годы. Если вдруг будет принято решение превратить президента в царя или императора и ввести дворянские титулы для чиновников и богачей, наверняка поднимется ликование, какого не было даже в мае 1945 года. Пигмеи контрреволюции готовы стать князьями, графами и баронами, превратив прочий люд в холопов.

Теперь я не удивлюсь, если вдруг увижу разъяренную толпу, бегущую за одиноким человеком, которого эта толпа заподозрила в атеизме. Причем толпу не невежественных дикарей, а людей образованных, с научными степенями и званиями, писателей, политиков, общественных деятелей, генералов, профессоров, академиков и прочих представителей постсоветской элиты. Из самой просвещенной страны с самым высоким уровнем гражданской (светской, нерелигиозной) идеологии Россия в поразительно малый срок превратилась в страну религиозного умопомрачения, сопоставимого с таковым отсталых мусульманских стран.

Россиянам усиленно навязывается утверждение, будто православие выражает национальные интересы русского народа и поэтому началось его бурное возрождение. В реальности под предлогом отмены марксизма-ленинизма как государственной идеологии была разрушена вообще вся сфера гражданской (светской, нерелигиозной) идеологии, создававшаяся усилиями советских ученых, писателей, художников, учителей, деятелей кино и театра в течение многих десятилетий. Православие при поддержке постсоветской власти просто захватило освободившееся место подобно тому, как была захвачена небольшой частью ловкачей вся экономическая сфера, созданная в советские годы.

Одновременно с реанимацией православия в среде российской интеллигенции (точнее, той ее части, которую я называю идеологенцией) начались поиски некоей "национальной идеи", которая по силе воздействия на массы населения была бы сравнима с марксизмом-ленинизмом недавнего прошлого, но при этом являлась бы его отрицанием. Это должна быть национально русская идеология. Ее должно принять большинство этнических русских, вдохновиться ею, забыть о различиях положений и интересов, объединиться и зашагать дружными рядами по пути возрождения, подъема и процветания России.

В разговорах и публикациях на эту тему русский народ и его история идеализируются. В их описаниях в возвышенно-хвалебных тонах предстают и православие, и монархия, и великодержавность, и черты социальной организации, против которых шла вековая борьба лучших представителей народа. Очерняется советский период. Игнорируются реальные качества русского народа, такие, как низкий уровень самоорганизации и национальной солидарности, покорность перед властями, низкопоклонство перед Западом и другие, практически исключающие консолидацию русского народа, независимую от центральной власти и представителей других народов.

Со все нарастающей настойчивостью россиянам в качестве спасительной соломы навязывается якобы прирожденный патриотизм. Приводятся примеры выдающихся патриотов и времен, когда патриотизм сыграл выдающуюся роль в исторических событиях. Россияне призываются беззаветно возлюбить Россию и действовать на благо ее. Неясно только, к чему эти призывы, если нам от природы свойственен патриотизм! Но так ли это на самом деле?

В качестве образца патриотизма называют обычно поведение россиян в годы войны с Германией. При этом не знают или преднамеренно умалчивают о том, что на одного Матросова приходились сотни шкурников и трусов. А главное - умалчивают о том, что советская (сталинская) власть и идеологический аппарат прилагали титанические усилия, чтобы поднять степень патриотизма советских людей. Непатриотическое поведение массы людей жесточайшим образом наказывалось. Была разработана и педантично проводилась в жизнь система поощрения патриотических поступков.

В той ситуации, которая сейчас сложилась в России, степень патриотизма российского населения близка к нулю. Но даже если бы она была высокой, в России просто нет условий для того, чтобы она заметным образом сработала как важный фактор социальной эволюции страны. Более того, я в России не вижу сил, способных поднять степень патриотизма и заинтересованных в этом. Тут возможна лишь имитация патриотизма, подделка, спектакли на эту тему и словоблудие, не обязывающее к патриотическому поведению массы россиян. Патриотические умонастроения просто не могут воплотиться в действия, объединяющиеся в единый поток поведения народа в интересах страны, ибо такого единства народа и его интересов нет в самом постсоветском состоянии России. Где тот внешний враг, в борьбе с которым народ выступит как единое целое? Какова та великая цель, ради достижения которой народ в массе своей готов пойти на жертвы? Основные враги для большинства россиян - их собственные соотечественники, выгадавшие от контрреволюционного переворота. А эгоистические цели нынешних хозяев России, составляющих меньшинство населения, не могут стать историческими целями страны как единого целого. В нынешней России просто нет таких "амбразур", на которые могли бы броситься новые Матросовы, нет таких Матросовых и нет тех, кто способен воздать им должное. Патриотизм как массовое явление просто лишен смысла.

В России предпринимаются отдельные разрозненные попытки (в основном - кустарные) выработать идеологию, отвечающую современным условиям и требованиям, причем идеологию нерелигиозную и ненациональную, опирающуюся на научные исследования современной реальности. Но в стране нет достаточно влиятельных сил, способных оценить эти попытки. Зато в изобилии есть силы, желающие и способные помешать этому.

Что же остается? Существующий идеологический беспредел, который со временем может быть истолкован как западный плюрализм на российской почве. Усиление православия. Тоска по всесильной "национальной идее". Конъюнктурные лозунги вроде призыва сплотиться перед лицом мирового терроризма. Пустословие партийных программ, обещающих бороться за все хорошее против всего плохого. Эпоха, когда умами и чувствами россиян владели идеи глобального и эпохального масштаба, безвозвратно ушла в прошлое. Эпоха осужденная и оплеванная неблагодарными потомками, но не понятая в ее трагическом величии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1504
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1105
Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Нейтральные страны Европы сближаются с НАТО

Геннадий Петров

Австрия, Швейцария, Мальта и Ирландия просят защиты от России

0
1262
В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

В Польше атаку России по объектам Украины сопроводили шумом истребителей

Наталья Приходко

В "Укрэнерго" предупредили об отключениях света по всей стране

0
1312

Другие новости