0
804
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.08.2002 00:00:00

Время голосует за вас

Тэги: апмк, полосин, выборы, дума


- Сегодня проведение предвыборных кампаний - это производственный процесс. Как и на любом другом производстве, политические технологии представляют собой определенный набор методов организации предвыборного процесса. Поэтому любому политику, прежде чем принять решение об участии в выборах, следует задуматься о двух вещах.

- О чем же должны думать те, кто стремится к вершинам власти?

- Во-первых, политик должен четко определить цель своей избирательной кампании. Для чего он идет на поле "предвыборной брани"? Каков должен быть окончательный или промежуточный результат его избирательной кампании? Любой ход в предвыборной борьбе может иметь далеко идущие последствия. Часто какая-либо активность политика в информационном поле или его участие в выборах является лишь началом другой, более важной для него избирательной кампании. Достаточно вспомнить историю избрания в Государственную Думу нынешнего созыва депутата Валерия Гальченко. Он вел активную социальную кампанию в Московской области, позволившую ему на заключительном этапе предвыборной гонки достичь договоренности о партнерстве не только с "правящим" в Московской области движением ОВР, но и другими политическими силами и одержать в своем округе убедительную победу. Губернатор Самарской области Константин Титов принял участие в выборах президента РФ в 2000 г. отнюдь не для того, чтобы попытаться стать президентом России. Считаные проценты, полученные г-ном Титовым на президентских выборах, позволили ему заявить о том, что он не пользуется доверием у избирателей Самарской области, и уйти в отставку с поста губернатора. Назначаются досрочные выборы, к которым готов сам Титов, но никак не готовы его конкуренты. В итоге Константин Титов дает свое согласие вновь баллотироваться на пост губернатора и выигрывает досрочные выборы.

- Что может дать политику столь четкая постановка цели кампании?

- Прежде всего значительную экономию финансовых затрат на производство предвыборной кампании. В случае с депутатом Гальченко общая стоимость его избирательной кампании составила 50-70% от стоимости успешных кампаний в соседних избирательных округах. Поэтому вопрос о том, дорого или дешево обходятся услуги политконсультантов, как мне представляется, некорректен. Главным оружием политика в предвыборной борьбе являются не политконсультанты как таковые, а все те ресурсы, которыми обладает данный политик. И это второе, над чем следует задуматься политику перед началом своей избирательной кампании.

- О каких ресурсах идет речь?

- Это стартовая электоральная ситуация, административный, финансовый и временной ресурс, а также наличие или отсутствие "дружественных" СМИ и квалифицированных политтехнологов. Взаимозаменяемость этих ресурсов в современной России возможна, но не полностью. Административная поддержка позволяет сэкономить деньги и время, необходимые для "раскрутки" кандидата. Действующий политик с учетом правильно выбранного времени начала кампании имеет больше шансов на победу. Уже упоминавшийся мною Константин Титов правильно оценил стартовую электоральную ситуацию, варианты развития событий и выбрал наиболее удачное время для начала своей губернаторской кампании. Создав после своего участия в президентских выборах ситуацию досрочных выборов губернатора, он значительно удешевил стоимость своего переизбрания.

Если у политика на территории есть собственные СМИ, то это позволит значительно снизить финансовые и временные расходы, необходимые для запуска медиакампании даже в ситуации работы против действующей власти. Федор Провоторов, находившийся в оппозиции к действующему главе города Касимова Рязанской области во время предвыборной кампании в областное Законодательное собрание, именно за счет дружественных СМИ смог нейтрализовать попытку снятия его кандидатуры за один день до выборов.

Можно провести кампанию против действующей власти и при этом обойтись без использования СМИ. Например, в этом году во время кампании по выборам депутатов Верховной Рады Украины главным оппонентом нашего кандидата в Харькове был депутат ВР прошлого созыва. Доступ на телеканалы нашему кандидату был закрыт, поэтому были активизированы другие ресурсы, и это позволило выиграть кампанию.

Но необходимо помнить, что при отсутствии одного ресурса требуется увеличение расходов тех ресурсов, которые есть в распоряжении политика.

- А есть ли ресурсы, без которых нельзя обойтись?

- Да. Это прежде всего сам политик, который является ресурсом первостепенной важности. Причем в полном понимании этого слова. А еще нельзя обойтись без времени и некоторых материальных вложений, масштаб которых в зависимости от уровня выборов и ситуации может быть очень разным.

- Что вы можете посоветовать политикам, собирающимся участвовать в предстоящей предвыборной гонке?

- Для тех, кто собирается стать депутатом Государственной Думы нового созыва, я бы посоветовал сначала рассмотреть оба варианта избрания, которые предоставляются кандидатам в соответствии с законодательством. Во-первых, это включение вашей кандидатуры в избирательный список от одной из партий, которые гарантированно пройдут в Думу. Необходимо занять в этом списке как можно более высокое место. Именно тогда вы с наибольшей вероятностью станете депутатом. Возможность влиять на распределение мест в избирательном списке партии вы можете получить и в том случае, если будете контролировать процесс проведения избирательной кампании этой партии в своем регионе. Во-вторых, можно определить, где именно с наименьшими затратами вы можете быть избраны в Думу по одномандатному округу. Для этого необходим детальный анализ ситуации в округе и проведение специальных исследований.

Далее, сравните затраты по обоим вариантам избрания и оцените риски. В случае острой необходимости быть избранным в Думу необходимо запускать оба варианта.

- Что можно порекомендовать тем, кто собирается избираться в Госдуму по одномандатному округу?

- После выбора одномандатного округа необходимо принять решение о том, когда нужно начинать избирательную кампанию. Это очень важно. Выбор времени старта кампании зависит от того, какие ресурсы имеются в распоряжении кандидата, а также от времени, оставшегося до выборов. Наличие значительного временного ресурса на проведение избирательной кампании существенно повышает вероятность победы кандидата на выборах и позволяет ему наращивать другие ресурсы, отсутствие которых наблюдается на первом этапе кампании. Когда у вас есть запас времени, вы сможете сэкономить такой значимый ресурс, как деньги. В этом случае можно спланировать и провести эффективную сценарную кампанию, которая позиционирует вас как единственно разумный выбор для избирателя. Такие кампании оказываются, как правило, не только дешевле, но и надежнее обычных, "стандартных" предвыборных кампаний.

- Почему сценарные кампании так эффективны?

- Суть всех сценарных кампаний заключается в запуске на территории, по которой баллотируется кандидат, целевых социальных процессов как среди элит, так и среди населения, формирующих отношение к данному политику. Еще раз повторю, что для этого необходимо достаточное количество времени. Надо заранее создать необходимые договоренности со значимыми людьми на территории, сформировать популярность кандидата в местных СМИ, собрать вокруг него союзников со своими ресурсами. Последнее особенно важно сделать в случае, когда на территории одновременно проходят несколько избирательных кампаний разного уровня. Весьма показательной в этом отношении является ситуация, которая складывается сейчас в Тульской области. Там, судя по сообщениям прессы, одновременно разворачиваются сразу две избирательные кампании. Выборы в Государственную Думу состоятся в следующем году, а до очередных выборов губернатора Тульской области еще целых три с половиной года. Казалось бы, куда торопиться? Однако анализ публикаций в центральной прессе по этому поводу позволяет предположить начало обеих кампаний.

Итак, проведение сценарных кампаний позволяет политикам достигать поставленных целей, эффективно использовать имеющиеся ресурсы и экономить деньги. В этом главный "секрет" успеха в предстоящей предвыборной гонке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1949
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4606
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2503
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2879

Другие новости