0
3126
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.09.2002 00:00:00

Российские автономии: между федерацией и унитаризмом

Владимир Таштамышев

Об авторе: Владимир Павлович Таштамышев - председатель Межпарламентской ассамблеи российских республик и автономий.

Тэги: автономия, государство


Проблема, загоняемая вглубь

Покидая Кремль, Борис Ельцин сказал Владимиру Путину многозначительную фразу: "Сохрани Россию". Она не утратила актуальности и сегодня. Москва боится потерять важные экономические зоны, богатые ресурсами регионы, благодаря которым сегодня с нею еще считаются в мире, верят в возврат ранее выданных кредитов. Именно под сырье автономий выдавал и обещает в дальнейшем давать валютные кредиты Запад. Вот почему идет борьба за сохранение Чеченской Республики в составе России. Властям оказалось легче сровнять мятежный регион с землей, чем пойти на диалог, принять компромиссные для обеих сторон решения. На примере Чечни Москва хочет показать республикам, где их место. Но проблема-то в целом не решена. Ее просто загоняют вглубь. И ни у кого нет уверенности, что завтра на месте Чечни не окажется любая другая автономия. Особого повода для этого Центру не надо. Уже сегодня он заявляет о своих претензиях к некоторым республикам, Конституции и законодательные акты которых не согласовываются с федеральными. Но не допустить повторения Чечни - наша общая задача. Тем более что вновь национальная политика ведется без учета интересов коренных жителей автономий, территория которых составляет добрую половину России. А ведь предлагаются и варианты, исключающие автономный статус российских республик и округов, лишающие их суверенитета. Эти регионы хотят уравнять с обычными российскими областями. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: Россия разделена на 7 федеральных округов, поглотивших и автономии. Теперь хозяйствовать на своей земле будет не коренное население, а Москва в лице представителей президента, наделенных чрезмерными правами и возможностями, опорой которым на местах стали военные округа и укрупненные спецслужбы.

В правительстве нет людей, защищающих права нацменьшинств. Упразднены Госкомсевер, Министерство по национальной политике. И это не случайно. С осени 1996 г. в России начал реализовываться основанный на опыте аборигенов Канады проект по оказанию содействия непосредственному участию коренных народов российского Севера в процессах принятия решений на международном, национальном, региональном и местном уровнях по всем вопросам, касающимся их повседневной жизни. Рассчитан он был на три года. Но некоторые руководители сырьевых автономий посчитали его вмешательством в свои полномочия и информировали об этом Москву. Тем более что в этом проекте предусматривалось участие государственных органов, в первую очередь Госкомсевера и Министерства по национальной политике. Результат известен. Одновременно в Думе В.Жириновский и другие политики позволяют себе шовинистические высказывания. Национальный вопрос сегодня определяется созданием образа врага, замалчивается реальная историческая фактология - а ведь вхождение современных субъектов РФ в состав России не всегда было добровольным. Мы забыли, что на пространстве от Кавказа до Чукотки, кроме русских, есть другие народы и что основу федерации составляют национальные автономии и республики. Ошибка Ельцина была в том, что он этого не обговорил, законодательно не утвердил структуру федерации. К сожалению, этого не сделано до сих пор.

То, что федеративную природу современной России определяют не области и края, а национальные республики и автономии, - принципиальный политический момент, отличающий РФ от других государств с федеративным устройством. Непонимание его чиновниками приводит к тому, что государство воюет само с собой. Безграмотные законы и указы Центра провоцируют сепаратизм, в основе которого лежит пропаганда второсортности тех или иных народов страны. Вдобавок государственная политика в этом смысле подкрепляется массированной пропагандой СМИ, направленной против малочисленных народов, по отношению к которым за последние годы достаточно успешно ввели в общероссийский лексикон такие понятия, как "лица кавказской национальности", "чурки", "духи", "черные" и т.д. В свою очередь, в традиционно русских областях как протест местных элит против ограничения их самостоятельности возникает тенденция к регионализму.

Титульным народом России, естественно, является русский этнос, но Россия как империя прирастала провинциями. История вхождения народов в состав России в течение последних трех столетий при всей разности причин и политических предпосылок имеет одну общность: договорную основу.

Отдавая в империю себя, свое национальное имущество, территорию, народ, в свою очередь, требовал от России и некоторых обязательств: например, не заселять аборигенные земли пришлыми, если на это не будет согласия коренных владельцев территории; предоставить последним право пользоваться земельными богатствами и т.д. Борис Ельцин, принимая власть в демократической России, эти договорные условия не пересмотрел, поэтому они остаются основополагающими в территориально-административном устройстве России. Безусловно, независимо от политических решений народы мигрируют, обживают новые места. В советский период великое переселение народов резко изменило этнический состав автономий, и ратовать сегодня за чистоту аборигенного населения на исторически коренных землях - политическое безумие. Речь идет об уважительном отношении к автономиям. Особенно обидно населению сырьевых регионов, которое дотирует, кормит других, но живет все хуже и хуже. Расположенные там месторождения нефти и газа практически наполовину выбраны. В казну только от продажи нефти ушло около 2 трлн. долл. А коренные народы до сих пор ютятся в неприспособленных жилищах, передвигаются на оленьих упряжках. И планомерно изгоняются со своих исконных территорий эксплуатационниками-временщиками. "Газпром" и нефтяные компании имеют свои санатории, в которых отдыхают их сотрудники, а коренное население, чьи земли они подвергают разрушению, медленно вымирает. Только за последние десять лет население малочисленных народов российского Севера, Сибири и Дальнего Востока сократилось на 60%. Если в 1989 г. 36 коренных народов этих регионов насчитывали 260 тыс. человек, то в 2000 г. - 155 тыс. После разработки месторождений почва не плодоносит, олени лишаются корма, и, чтобы сохранить стада, аборигены-оленеводы уходят все дальше на север. Сегодня самая высокая смертность и безработица в России - в северных национальных республиках и автономиях: на 10-25% выше, чем в других субъектах РФ. Новые капиталисты считают, что ханты, манси, эвенки, чукчи, ненцы потенциально не способны заниматься промышленным трудом. Пусть, мол, разъезжают на своих оленях. Отсутствие куска хлеба, уверенности в завтрашнем дне, элементарной социальной защищенности приводит эти народы к деградации, они спиваются, нередки самоубийства. В то время как русские, проживающие в автономии, довольно свободно передвигаются по территории России в поисках работы, северянину-аборигену при существующих жестких правилах перемещения податься некуда. Если он чувствует себя изгоем на родной земле, то какой прием ждет его на просторах России?

В таком случае неизбежно возникает вопрос: кто в доме хозяин? Почему на территориях автономий, где сегодня сосредоточены все основные природные богатства, беспардонно властвуют любители легкой наживы?

Чиновная слепота

Меньшинства согласились жить вместе в расчете на добропорядочные отношения, помощь друг другу, справедливое распределение доходов, но оставаясь на своей земле истинными хозяевами. Впрочем, на таких же условиях строился и ушедший в небытие Советский Союз - но все это оставалось лишь на бумаге. Не в лучшем положении находятся сегодня и российские автономии, по-прежнему ограниченные в своем самоуправлении. Все важнейшие для них политические и социально-экономические вопросы решаются не на местах, а в Москве. Более того, руководители автономий, пытающиеся реально влиять на жизнь своего народа, сразу же получают по рукам, и на них вешают ярлык сепаратистов. На моей родине, в Республике Алтай, единую народность - алтайцев, насчитывавшую в недавнем прошлом около 85 тыс. человек, год назад разделили по секам (родам) тубаларов, кумандинцев, челкарцев, телеутов, теленгитов и в таком виде занесли в реестр малочисленных народов России. Естественно, численность каждого рода меньше 50 тыс. Для московских изобретателей этот факт стал основой для подготовки обоснований ликвидации республики. Ухудшилась и морально-психологическая обстановка в этих родах. Люди попросту перессорились из-за дележки дотационных грошей. Надо отдать должное руководству Алтая. По инициативе бывшего заместителя председателя правительства, ныне министра культуры И.И. Белекова было принято решение на предстоящей переписи указывать единую национальность - алтаец. Хотя, я думаю, при существующей национальной политике скоро и это понятие станет неактуальным. Мало того, что идет нивелировка национального менталитета, но и предпринимаются вполне конкретные шаги для растворения малочисленных народов в славянском этносе. На севере идет повсеместно насаждение казачества, даже в тех районах, где их исторически никогда не было. Например, казаки не дошли до земель нынешней Тувы, а сейчас в республике казачьи формирования официально сотрудничают с правительством, при этом ущемляются интересы собственно национальных организаций, зато всячески поддерживаются объединения славянского толка. Широкую деятельность в Туве развернул Российский Славянский собор, штаб-квартирой которого стало здание правительства. В Хакасии с подачи губернатора Лебедя закрыт народный совет Чон Чоби (сейчас этот вопрос обжалован его лидерами в Верховном суде), но откуда-то находятся деньги на славянское движение. Республиканская газета "Хакасия" выходит со вкладышем "Православный листок", который, впрочем, и листком не назовешь - он имеет формат самой газеты.

Кстати, еще один настораживающий факт - исключение из переписи графы о языковой принадлежности. Подобная акция является нарушением Конституции РФ, которая признает указание собственной национальности правом человека. Кроме того, в ст. 6 Закона "О Всероссийской переписи населения" имеется положение об указании гражданами наряду с национальной принадлежностью и родного языка, в том числе и русского как государственного. Излишне доказывать роль родного языка в национальной культуре народа. И лишение этноса возможности открыто определять свой родной язык является первым шагом на пути к разрушению его менталитета. Российское чиновничество плохо представляет политические последствия этой деструктивной акции, которая лишила народы России права зафиксировать свою языковую принадлежность.

Видимо, кремлевские стратеги спешат таким образом построить гражданское общество по типу унитарного государства. Но в данном случае надо учитывать, что те же Соединенные Штаты создавались пришельцами-иммигрантами. И на чужой земле они все были в равном положении. У нас другая ситуация. И население к такому нововведению пока не готово. К тому же вряд ли нынешний властный аппарат, пришедший из коммунистического прошлого, сможет без ущемления провинции создать демократические равноправные анклавы. Уже сейчас в некоторых национальных регионах под ширмой демократических выборов идет замена руководителей коренной национальности на московских пришельцев. В таких регионах, как Ханты-Мансийская и Таймырская автономии, Чукотка, Ямало-Ненецкий, Эвенкийский и Ненецкий округа, Бурятия, Алтай, Хакасия, Республика Коми, Карелия, и многих других руководители не представляют титульную нацию. Одним словом, и здесь зреет серьезная проблема.

Конечно, причины экономической несостоятельности многих регионов кроются не только в "пришлости" их руководителей. Сказывается, например, нежелание или неспособность Центра обеспечить работу тех отраслей, которые могли бы принести регионам прибыль. Так, в экономике Кабардино-Балкарии до cих пор не занял достойное место горнолыжный район мирового масштаба - Приэльбрусье. При нормальном развитии этого курорта работу получили бы тысячи людей, а в федеральную и республиканскую казну пришли бы немалые деньги. С другой стороны, трудно понять, почему местному правительству не удается реанимировать единственный в своем роде вольфрамо-молибденовый комбинат, который во времена Союза работал на космическую и оборонную промышленность. Мешает и такая экономически абсурдная ситуация, когда субъект Федерации не связан с соседним субъектом магистральными трассами. Так обстоит дело у Республики Алтай с Тывой, Хакасией. Китай предложил проложить в республику прямую железнодорожную ветку, но это не в компетенции региона, а Центр на такой проект денег не дает. А ведь железная дорога в Китай через алтайские земли принесет большие экономические блага всему региону - прежде всего дешевые товары и получение налоговых доходов. К тому же расстояние от Тюмени до Китая через Алтай в два раза короче, чем через Восточную Сибирь. Та же проблема существует относительно Казахстана: если это суверенное государство связать с Россией через Алтай, существенно снизились бы издержки при российско-казахстанской торговле. Осуществление этих проектов могло бы вывести Республику Алтай из дотационного состояния. Увы, все подчинено централизации власти и сбору максимальных налогов с регионов. Но так дотационные субъекты никогда не выберутся из долговой ямы. Уж не организуется ли финансовая несостоятельность сверху, чтобы свести на нет самостоятельность автономий и их титульных народов?

Выходит, мы объявили себя федерацией, которая в отличие от унитарного государства предоставляет гораздо больше прав регионам, а на самом деле субъекты, образующие федерацию, не имеют рычагов влияния на экономические и политические решения Центра. Не надо быть политиком, чтобы прийти к выводу, что золотой запас страны, ее недра и все государственное имущество принадлежат всей федерации в целом. Но до сих пор отсутствует закон, определяющий, каким образом в контроле над распределением этих ценностей участвуют регионы. К тому же между самими субъектами не существует договорных отношений.

В последнее время в политической жизни страны явно просматриваются тенденции к авторитарному управлению государством, игнорирование интересов национальных автономий, централизация власти в Москве. Назревает конфликт, бунт автономий. Уже началось формирование муниципальных образований внутри федеральных округов. Это приведет к тому, что многие области, республики будут преобразованы. На наш взгляд, реформу государства следует начать с административного устройства: с сокращения расходов на содержание бесполезных госструктур, дробления предприятий-монополистов и создания альтернативных им хозяйственных структур, что должно устроить большинство регионов. Необходимо, чтобы в случае просчетов и ошибок центрального государственного аппарата население автономий, как и других регионов, было максимально защищено. Эта мысль должна стать краеугольным камнем государственной внутренней политики России. Давно назрела необходимость привести структуру и количественный состав государственного аппарата в соответствие с идущими в обществе демографическими процессами. Население России сейчас уменьшается, теряя ежегодно до миллиона человек. А управленческий аппарат на этом фоне все больше раздувается. Бюджетно-финансовая, налоговая и законодательная деятельность федеральных ведомств должна строго опираться на предложения региональных правительств и государственных собраний. Возможно, необходима разработка таких форм законов, которые позволят регионам с учетом местных условий вносить необходимые изменения, дополнения в так называемые рамочные законы. Опыт прежних лет показывает отрицательное влияние чрезмерной централизации власти на жизнь в стране.

Экономический интерес или сила?

Существует проблема возвращения в страну капиталов, выведенных за границу. Почему бы не взять за основу казахстанский опыт и, вместо того чтобы облагать налогом возвращенные суммы, не направить их в регионы под нормальный европейский процент в виде кредитов на реализацию конкретных региональных и межрегиональных производственных проектов сроком на 10 лет? Сейчас самый благоприятный период, когда можно сделать это.

Можно было бы отдельные дотационные районы, где нет крупных залежей природного сырья, для подъема экономики освободить от налогов на четко выверенное инвестиционное время (не менее 10-15 лет). Такие прецеденты существуют в мире. В Тунисе нет природных ресурсов, но, чтобы народ не уезжал из страны в поисках работы, президент принял решение отменить налоги для иностранных инвесторов, которые будут создавать производства для тунисцев, и за короткий срок капиталовложения пришли.

Необходимо создать своего рода межрегиональный институт по подготовке резервных кадров. Растить новую политическую и хозяйственную элиту - важнейшая задача. В СССР существовал резерв национальных кадров. За годы перестройки и демократизации мы забыли о необходимости формирования национального управленческого аппарата. В республиках дорабатывает свое старый партийно-хозяйственный актив.

Было бы разумно ликвидировать Госсовет, тем более что его функции законодательно не прописаны. Минимум наполовину можно было бы сократить нынешний аппарат администрации президента и правительства. Если скромен по масштабам России государственный бюджет, то умеренными должны быть и затраты на содержание управленческого аппарата. Большую пользу принесло бы создание государственно-общественного консультативного органа регионов, в который вошли бы некоторые старейшины, бывшие руководители, парламентарии автономий. Подобный опыт есть в Великобритании, где большую роль в управлении государством играет межрегиональный государственный орган - Объединенный комитет министров.

Нужна взаимоувязанность региональных экономик. Для этого можно было бы политически безболезненно, на основе добровольной взаимовыгодной договоренности провести присоединение малонаселенных районов. Подобная практика апробирована в Казахстане - там в интересах экономической целесообразности объединили несколько областей. Автономные регионы могли бы объединиться на определенных условиях в Поволжье, Южной, Восточной Сибири и на Севере. В сущности, многие смежные субъекты решают общие вопросы, включая глобальные. Через 30 лет в условиях всемирного потепления многие северные автономии просто зальет водой. Надо объединять усилия для решения общих проблем. В Сибири есть районы с благоприятным климатом - их надо обживать. На Чукотке обнаружены газ и нефть, но нужны инвестиции для их разработки. Во всех подобных случаях требуется объединение бюджетных ресурсов регионов.

В разработке оптимальной модели управления государством необходимо участие множества профессионалов, и прежде всего этнических аборигенов, знающих и болеющих за интересы своих народов, способных решать важнейшие вопросы на государственном уровне. В этих целях Межпарламентская ассамблея российских республик и регионов готова организовать круглый стол с участием представителей автономий Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Испании и других стран для выработки концепции государства, из которого ни один народ, ни один субъект Федерации не хотел бы выходить.

Следует сдержаннее относиться к предстоящей реформе административного устройства и возможным поправкам к Основному закону страны. Нельзя забывать, что федерация в отличие от унитарного государства представляет гораздо больше прав регионам. И этим надо умело пользоваться, а не слепо соглашаться с любыми предложениями московских политических конструкторов. Так, по одному из последних кремлевских проектов Россию предлагается разделить на 45 областей и 8 автономных республик, ликвидировав национальные округа, края; значительная перекройка административных регионов планируется при этом на Северном Кавказе. Между тем в цивилизованных государствах, откуда мы черпаем опыт, единодушия на эту тему нет. В США законодательства штатов разнятся. Но ни конгресс, ни президент не устраивают разборки властям этих штатов, не требуют от них наведения порядка. Потому что они верны главному - Конституции, которая не меняется с приходом очередного хозяина Белого дома. И замечу, выполняется всеми без исключения, в том числе и властями. В ФРГ никто не паникует и не грозится в адрес Баварии, отказавшейся ратифицировать Основной закон. Практика подсказывает, что законодатели пойдут на компромисс и приведут текст в соответствие с замечаниями жителей этой земли. По-другому такие вопросы здесь не решаются, потому что это нормальное демократическое государство. Сила в данном случае - признак слабости, недалекости.

Сама жизнь обязывает нас в национальных регионах активизировать свою деятельность и усиленно работать для становления новой России. Ведь если встанут на ноги народы, воспрянет и страна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1111
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
871
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1053
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
697

Другие новости