0
1008
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.09.2002 00:00:00

Время зрелых решений

Кирсан Илюмжинов

Об авторе: Кирсан Илюмжинов - президент Республики Калмыкия.

Тэги: дума, выборы, калмыкия


Осень 2002 года фактически дает старт продолжительному политическому марафону, сопровождающему избирательные кампании в органы исполнительной власти и местного самоуправления различного уровня - кампании, которые будут увенчаны выборами в Государственную Думу. Никто и не скрывает, что подобные предстоящие события уже сегодня накладывают явственный отпечаток на реально действующие лица: на депутатов, политические партии, многочисленные общественные организации, финансовые и предпринимательские структуры, средства массовой информации и т.д.

Цена вопроса на первый взгляд складывается из двух составляющих - интересы (зачастую противоречивые и даже противоположные) непосредственных участников предстоящих баталий, персонифицированных в жаждущих победы кандидатов в депутаты, и очевидные интересы десятков миллионов российских избирателей, еще не разуверившихся, что, голосуя за левых, правых или центристов, они голосуют за лучшую жизнь прежде всего для себя, а не для более удачливого соседа.

Но есть еще один весьма заинтересованный участник, способный оказать и оказывающий безусловное влияние на избирательный процесс и настроения электората, - само государство, владеющее не только общедоступными средствами воздействия, но и уникальным, "эксклюзивным", присущим только ему по определению так называемым административным ресурсом. Именно последний может решающим образом изменить не только общественно-политическую судьбу претендентов, избирательных объединений и входящих в них партий и движений, но и весь расклад политических сил в стране в целом.

Значимость и роль административного ресурса признают все: и оппозиционеры, и сторонники президентского курса. Первые открыто пытаются найти противодействие чиновничьим хитросплетениям, вторые - тайно надеются на их всесильную поддержку.

Не будем сейчас анализировать перспективы тех и других и выстраивать возможные схемы взаимоотношений с властью. Административный ресурс - это объективная данность, равно как и стремление одних нейтрализовать его влияние и надежда других на его благосклонность.

На этом поле "вечной брани" еще далеко не вся грязь вылита и не все копья сломаны. Но государству вполне по силам поставить пресловутый "административный ресурс" на службу собственным гражданам-избирателям, а не держать его в качестве политической дубины против несогласных или же использовать как "яблоко общественного раздора" - провоцирующее социальное напряжение и всеобщую подозрительность, подменяющее конструктивную полемику и содержательные дискуссии эмоциональными выпадами и скандальными эскападами.

Наверное, это кому-то выгодно, но только не избирателям, не большинству кандидатов в депутаты, не действующей власти. И тем более не президенту России В.В. Путину, пользующемуся убедительной поддержкой основной массы населения.

Вряд ли найдутся желающие утверждать, что позиция государства по отношению к избирательному процессу должна состоять в том, чтобы открыто или тайно кого-то либо поддерживать, либо развенчивать. Это слишком примитивный взгляд, играющий на руку лишь беспринципным политикам да пиарщикам, поднаторевшим на грязных технологиях.

К тому же обеспечение законных избирательных прав граждан - вопрос скорее технический, вполне решаемый уполномоченными на то органами: Центральной избирательной комиссией и избирательными комиссиями субъектов Федерации, Министерством юстиции и его региональными управлениями, силами правопорядка, представителями общественности.

Содержательный смысл государственного участия в избирательном процессе заключается в упреждающем, задолго до выборов, формировании своеобразной "информационно-политической платформы", включающей актуальные проблемы стратегии и тактики всесторонних демократических преобразований в России в целом и в каждом из регионов, приглашение всех заинтересованных слоев общества к обсуждению и выработке соответствующих предложений по их разрешению, консолидации на этой основе различных социальных групп и широком информировании российских граждан о ходе своеобразной общероссийской дискуссии.

По закону избирательные программы обнародуются за месяц до выборов. В эти же сроки проводится и избирательная кампания. В целях повышения ее качества и результативности государство, на наш взгляд, может и должно загодя выступить с основополагающими идеями, касающимися перспектив развития отдельного региона, исходя из общегосударственной концепции поступательного движения вперед, и пригласить к конструктивному обсуждению все заинтересованные стороны.

Во-первых, тем самым будут легитимно намечены цивилизованные рамки будущих избирательных кампаний. Во-вторых, в течение года в этот процесс естественным образом втянутся не только миллионы избирателей, информированность и осознанные действия которых станут важным условием объективного выбора, но и открыто проявят себя различные политические силы. В-третьих, избирать будут не "котов в мешке", а вполне узнаваемых политиков и других общественных деятелей, которые реально участвуют в публичной жизни на глазах всего народа (независимо от того, по партийным спискам или по одномандатному округу избирается кандидат). В-четвертых, в предвыборных программах неизбежно должны будут найти отражение и общероссийская (федеральная), и конкретно-региональная тематики, что, конечно, облегчит выбор, а саму избирательную кампанию сделает более содержательной. В-пятых, результаты голосования фактически будут указывать, какие из предлагаемых путей востребованы обществом "со знанием дела", а не вследствие одномесячного "информационного блицкрига", когда люди просто не успевают оглядеться и распознать, кто есть кто.

В данной связи весьма показателен пример Калмыкии, который свидетельствует о полном взаимопонимании региона и Центра при разработке и реализации крупнейших проектов, способных дать мощный импульс развитию экономики не только отдельно взятого субъекта Федерации. Я сейчас говорю о проекте создания трансконтинентального транспортного коридора "Север-Юг". Наши предложения в этом направлении на ранних стадиях встречали некоторое противодействие и непонимание в коридорах центральной власти, но в итоге были полномасштабно поддержаны нынешним руководством страны. И в этом мы видим как государственную мудрость руководства Российской Федерации, так и новые подходы федерального Центра к оценке позитивных инициатив регионов, стремящихся к реальной самодостаточности. Но важно здесь еще отметить и то, что изначально мы как раз и имели в виду главное обстоятельство: все достигнутое нами - не только наши "личные" успехи, направленные на улучшение условий жизни граждан республики. Мы всегда считали и считаем, что развитие Калмыкии - это развитие одного из российских регионов, а вместе с тем и наша растущая способность успешно участвовать в проектах общероссийского и даже международного масштабов во имя интересов Калмыкии, своей малой родины и всей Российской Федерации. Таким образом, сегодня в республике есть по меньшей мере одна конструктивная базовая идея, способная связать воедино интересы разных политических групп и всех слоев общества.

И это не единственный в Калмыкии пример, где можно говорить о реализации государственной идеологии общего развития, спроецированной на уровень конкретного региона. А когда государственная идеология разделяется большинством населения - это и есть идеология общественного согласия и социального партнерства, сотрудничества и созидания, в основе которой общенациональная идея - развитие и процветание России.

Десятилетие изгнания государства из всех сфер жизнедеятельности российского общества осталось в прошлом, равно как и предшествовавший ему длительный период государственного тоталитаризма.

В преддверии грядущих политических баталий первый ход по определению необходимо сделать государству. Образно говоря, авторитетная государственная власть начинает - и вместе со всем российским обществом выигрывает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
986
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2791
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1581
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1944

Другие новости