0
856
Газета Идеи и люди Интернет-версия

08.10.2002 00:00:00

Последние дни Содружества

Станислав Белковский

Об авторе: Станислав Белковский - генеральный директор Совета по национальной стратегии.

Тэги: снг, саммит, кишинев


В воскресенье в Кишиневе открылся очередной саммит СНГ. Почти все представители стран - членов Содружества сочли своим долгом в преддверии саммита сделать оптимистичные или по меньшей мере успокаивающие заявления. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе пообещал не раздражать своего российского коллегу Владимира Путина разговорами о выходе Грузии из СНГ. Президент Азербайджана Гейдар Алиев заявил, что едет в Кишинев, дабы обсудить с главой Армении Робертом Кочаряном новые "прорывные" рецепты карабахского урегулирования. Принимающая же сторона - Молдова - просто не может скрыть радостного возбуждения. Премьер-министр страны Василий Тарлев и лидер Демократической партии Думитру Дьяков уже сообщили СМИ, что саммит - "уникальный шанс" возобновить широкомасштабное сотрудничество Молдовы с другими странами СНГ в торговой сфере, а также сформулировать сценарий решения застарелой приднестровской проблемы. Излучают оптимизм и российские официальные лица. Бесспорно, добавляет энтузиазма участникам мероприятия и центральное событие саммита - празднование 50-летия Владимира Путина. Впрочем, есть и другое объяснение этой плохо скрываемой радости, с которой лидеры стран СНГ говорят о грядущем саммите. Мероприятие действительно получается знаковым - оно подводит черту под эпохой, когда в СНГ доминировала Россия. За последние 2 года стало очевидно, что Москва утратила статус системообразующей силы постсоветского пространства. Каждая из стран СНГ нашла альтернативного главного покровителя на Западе или на Востоке. Возможно, деликатные партнеры Владимира Путина по Содружеству не станут говорить об этом открытым текстом. Но результатом саммита может быть лишь признание очевидного факта: существование Содружества Независимых Государств в рамках идеологии, заложенной при его основании в 1991 году, завершается.

33 месяца после Ельцина

В годы правления Бориса Ельцина только ленивый не критиковал Кремль за отсутствие внятной концепции и стратегии развития СНГ и отношений с основными партнерами по Содружеству. Сегодня, оглядываясь назад, мы должны признать, что некоторая стихийная квазистратегия все же осуществлялась. При Ельцине Россия поддерживала существование нескольких "реперных точек" - стран и анклавов с откровенно промосковскими режимами у власти, сам факт существования которых позволял нам в нужное время давить на менее лояльных членов СНГ и добиваться от них требуемых уступок. Поставляя оружие Армении, Россия удерживала от полного выхода из сферы своего влияния Азербайджан. Оказывая помощь непризнанному режиму Приднестровья - предотвратила тотальную "румынизацию" Молдовы. Опираясь на Абхазию и Южную Осетию, сдерживала Грузию. Защищая Таджикистан и Узбекистан от исламистов и афганского нашествия, контролировала Среднюю Азию. Наконец, поддерживая миф о грядущем объединении с Белоруссией, Кремль выпестовал полуинфернального Александра Лукашенко, чтобы использовать как вселенское пугало и одновременно определенный противовес тяготеющей к НАТО Украине. Можно утверждать, что, когда Владимир Путин в 2000 году "без очереди" стал председателем Высшего совета глав государств СНГ, он в известной мере пожинал плоды политики своего предшественника. Но за 33 месяца пребывания у власти Путина Россия фактически перестала быть региональной державой. Это закономерный результат кремлевской политики, в которой стратегия полностью подменена системой изощренных тактик, а соображения PR и интересов крупного капитала вытеснили систему национальных ценностей. Попробуем проанализировать эволюцию ситуации в тех самых "реперных точках".

Белоруссия

Точкой экстремума в российско-белорусских отношениях можно назвать августовскую встречу Владимира Путина и Александра Лукашенко в Москве. Заявлением о готовности поглотить 7 белорусских областей Путин добился практически невозможного: примирения между "батькой" и доселе ненавидевшей его демократической оппозицией. Бесспорно, тем самым президент России премного поспособствовал консервации авторитарного режима в Минске: на фоне общей борьбы белорусского народа за национальную независимость вопросы прав человека и гражданских свобод логично уходят на второй план. В сентябре существенно изменились направленность и тональность официальных белорусских СМИ: теперь они настроены в отношении Кремля и его хозяина достаточно скептически, а аналитические программы государственного ТВ - откровенно критично. Есть основания полагать, что, получив карт-бланш от всех не разгромленных за время его правления политических сил Белоруссии, Лукашенко попытается сориентироваться на новый центр влияния, например на Германию. Вопрос же о создании единого государства явочным порядком снят с повестки дня. В окружении госсекретаря фантомного Союзного государства Павла Бородина сегодня уже открыто говорят, что слияние никогда и не планировалось, а единственная миссия улыбчивого Пал Палыча в ближайшее время сведется к официальной констатации этого печального факта. На фоне восторгов московского бомонда по поводу исключительного "остроумия" Путина, изящно забросившего мяч интеграции на сторону Лукашенко, мало кто смог оценить подлинный результат происшедшего: мы стремительно теряем Белоруссию как стратегический плацдарм.

Грузия

Все последние месяцы Кремль планомерно готовит российско-грузинскую войну. По некоторым сведениям, планы войсковой операции в Панкисском ущелье были разработаны Генштабом еще в мае. По-видимому, речь идет о новой PR-акции президентской власти, которая хочет отвлечь внимание населения от непопулярных экономических реформ, в первую очередь электроэнергетики и ЖКХ. При этом кремлевские тактики почему-то не учитывают, что осень 2002 г. во многом отличается от осени 1999 г. Весьма скептически к новой войне относится армия. Многие влиятельные генералы, в частности Анатолий Квашнин и Геннадий Трошев, считают, что с ними до сих пор не расплатились за стремительный рост рейтинга Путина, достигнутый благодаря чеченской кампании 1999 г. Недоволен генералитет и фактическим провалом военной реформы, и министром-разведчиком Сергеем Ивановым, который как был, так и остался в "Арбатском военном округе" чужеродным элементом. В такой ситуации боевые действия, возможно, пойдут далеко не так бодро, как в благословенную эпоху "мочиловки в сортире". Это значит, что рейтингу война если и поможет, то не слишком. Зато ее геополитические последствия легко прогнозируемы. В решающий момент в игру вмешается сверхдержава - США. Это сейчас Вашингтону нужна поддержка России при рассмотрении вопроса об атаке на Ирак в Совете Безопасности ООН. Когда же вожделенная резолюция будет получена, Соединенные Штаты вспомнят уже о своем долге спасти независимую Грузию. К тому же Вашингтон никогда не позволит России парализовать строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, призванного исключить нашу страну из маршрутов транспортировки каспийской нефти. В результате Российская армия вернется на исходные позиции несолоно хлебавши, а Кремль под давлением Белого дома вынужден будет окончательно признать Абхазию и Южную Осетию неотъемлемыми частями единого грузинского государства. И шумная рекламная акция с тотальным получением жителями Абхазии российского гражданства (на сегодняшний день паспорта с двуглавым орлом получили уже 70% жителей непризнанной республики) обернется очередным провалом. Впрочем, это случится через 5-6 месяцев, а так далеко вперед в Кремле сегодня не заглядывают. Следует отметить, что своими яркими заявлениями о грядущих превентивных ударах по базам боевиков в Грузии Москва уже дала Эдуарду Шеварднадзе повод для военной операции в Южной Осетии. Не исключено, что первым результатом надвигающейся войны станет ликвидация этой пророссийской автономии и арест ее президента Эдуарда Кокойты.

Средняя Азия

Россия перестала быть центром силы для среднеазиатских республик, когда в Узбекистане и Киргизии разместились американские военные базы. Тогда же США подписали со среднеазиатскими республиками ряд прямых двусторонних соглашений. Изначально предполагалось, что военные базы США в регионе - явление сугубо временное, и цель их - обеспечение безопасности нового, "посттоталитарного" правительства Афганистана. Но поскольку режим Хамида Карзая держится и будет держаться исключительно на американских штыках, их базы останутся в регионе навечно. Российское же военное присутствие неизбежно будет сокращаться до уровня обеспечения контроля над каналами поставок наркотиков. Тем временем американские компании берут под контроль природные ресурсы Памира и Тянь-Шаня. Намечаются новые маршруты строительства газо- и нефтепроводов через Среднюю Азию в обход России. Весной 2002 года Россия дала вовлечь себя в инициированную американцами PR-кампанию против Туркменбаши: все прокремлевские СМИ запестрели материалами о тяжелых буднях тоталитарного режима Ашхабада. Тем самым Москва вновь подыграла Вашингтону, который надеется после завершения иракского блицкрига устранить Туркменбаши и взять под прямой контроль еще одну каспийскую страну. Что, в свою очередь, позволит усилить изоляцию Ирана и давление на него. Не очень понятно, впрочем, при чем здесь стратегические интересы России.

Приднестровье

С 1992 года Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) жила надеждой на Россию и в ожидании полномасштабного прихода России. Собственно, сам факт существования самодостаточного в экономическом и военно-полицейском плане анклава на левом берегу Днестра предотвратил ликвидацию Молдовы как независимого государства и поглощение ее Румынией. Но при Владимире Путине политика Москвы в отношении Тирасполя кардинально изменилась. Однозначная ставка была сделана на нового президента Молдовы, коммуниста Владимира Воронина, который строго придерживается линии на ликвидацию приднестровской автономии в ее нынешних формах и фактическое превращение ее в один из уездов нового молдавского государства. Взамен Воронин обещал Путину возрождение официального статуса русского языка и даже присоединение "единой Молдовы" к Союзу РФ и РБ. Уже очевидно, что обязательства эти не выполняются и выполнены никогда не будут - не столько потому, что президент Молдовы хитер и вероломен, сколько в силу того, что он не в состоянии контролировать ситуацию в собственной стране. Минувшей весной только вмешательство России не позволило радикальной прорумынской оппозиции совершить переворот. При этом Россия полностью поддержала организованную Молдовой экономическую блокаду Приднестровья и инвестировала значительные ресурсы - финансовые и информационные - в конкурентов нынешнего президента ПМР Игоря Смирнова. Правда, на президентских выборах 2001 г. эти конкуренты не преуспели. Но блокада ПМР принесла свои плоды. В Тирасполе уже не говорят о стратегическом альянсе с Россией и грядущем вступлении в состав РФ, что еще пару лет назад было общим местом. Главной заступницей ПМР оказалась Украина; Леонид Кучма уже предложил Игорю Смирнову подумать над "восстановлением исторической справедливости": ведь до реализации пакта Молотова-Риббентропа (1940 г.) Приднестровье было Молдавской ССР в составе Украины. Принципиально не против такого сценария и США: присоединение ПМР к Украине полностью лишит Россию статуса посредника и роли арбитра в регионе, снимет препятствия на пути присоединения Бессарабии (собственно Молдовы) к Румынии. В том, что процесс объективно движется в этом направлении, сомневаться уже не приходится.

Балтия

Еще в середине 90-х годов прошлого века Латвия, Эстония и Литва выяснили, что их экономики в большой степени зависят от транзита российских энергоносителей и других грузов. Уже тогда, 5-6 лет назад, когда эйфорический конфетно-букетный период обретения национальной независимости сменился суровыми буднями самостоятельного существования, сложилась благоприятная обстановка для прихода к власти в странах Балтии пророссийских сил. В таком, и только в таком, случае мог бы быть заторможен процесс вступления бывших республик советской Прибалтики в НАТО. При этом цена вопроса была сравнительно невелика - не более бюджета выборов губернатора Красноярского края. Но Россия - и в этом, бесспорно, значительная ошибка Бориса Ельцина - ситуацию откровенно "проспала". Владимир Путин по отношению к Латвии, Литве и Эстонии оказался достойным преемником первого демократически избранного президента РФ. Так, в очередной раз упущен шанс кардинально повлиять на состав парламента Латвии, выборы которого прошли 5 октября. Неуклюжая публичная поддержка Владимиром Путиным объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) оказалась скорее контрпродуктивной: визит лидера ЗаПЧЕЛ Яниса Юрканса в Кремль слишком напоминал вызов в ЦК КПСС "на ковер" и произвел в самой Латвии весьма неоднозначное впечатление. Не помнит Россия и о предстоящих уже в декабре выборах президента Литвы. Весьма показателен в этом контексте полный провал кремлевских усилий по решению калининградской проблемы. Несмотря на все теплые встречи Владимира Путина с Жаком Шираком и гневную риторику спецпредставителя президента РФ Дмитрия Рогозина, случилось то, что должно было случиться: 1 октября Евросоюз отверг все российские идеи, связанные с безвизовым въездом дорогих россиян в Калининградскую область, сославшись при этом на жесткую позицию Литвы. Литва же, ссылаясь на жесткую позицию Евросоюза, поспешила отменить визовые льготы уже с 1 января 2002 г. И тут - о, чудо! - официальная Россия, подобно Штирлицу из анекдота, догадалась: 2 октября глава МИДа Игорь Иванов заявил, что, оказывается, к переговорному процессу между ЕС и РФ надо подключить Литву. А окончательно сбитый с толку Дмитрий Рогозин зачем-то поехал в Афины и Рим, сообщив журналистам, что позиция Евросоюза по Калининграду изменится, когда Греция и Италия будут председательствовать в ЕС. Впрочем, председатель думского комитета по международным делам скорее просто решил расслабиться после позорного фиаско собственной миссии. Не случайно на Старой площади становится все более популярной версия, что Дмитрия Рогозина и назначили спецпредставителем по решению неразрешимой проблемы, чтоб немного "подставить" и нейтрализовать претензии амбициозного депутата на кресло главы внешнеполитического ведомства. А ведь какие-нибудь 7-10 млн. долл. (жалкая по меркам крупного российского бизнеса сумма), инвестированные в Литву и ее политику 3-4 года назад, позволили бы России чувствовать себя гораздо комфортнее при обсуждении калининградского вопроса. Для кремлевских специалистов хочу напомнить: выборы президента Литвы - 22 декабря 2002 года.

Свекольник "Путин"

Вскоре после избрания Владимира Путина президентом России мне довелось откушать в одном из рижских кафе свекольник "Путин". Хозяйка заведения объяснила, что "Путин" в данном случае - это сметана, белое пятно в центре красной субстанции. Не знаю, едал ли тот фирменный свекольник заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков, но именно ему принадлежит доктрина "красного пояса" вокруг России. Он предполагает, что в странах бывшего СССР должно поддерживать коммунистические режимы, ибо они всегда будут ориентироваться на Москву.

Пока, впрочем, складывается впечатление, что доктрина "красного пояса" разрабатывалась специально под слабого и недолговечного Владимира Воронина - надо же было как-то оправдать поспешную "сдачу" Приднестровья. Ведь каких бы то ни было успехов Кремля по формированию конгломерата лояльных режимов - коммунистических ли, либеральных ли - мы не наблюдаем. А видим лишь набор хаотических телодвижений, укладывающихся в традиционную кремлевскую схему "виртуальной политики": реально лишь то, что показывают первый и второй каналы общенационального телевидения. Как при этом развиваются объективные процессы в мире и смотрят ли Первый канал в Вашингтоне, Брюсселе или Панкисском ущелье, идеологи внешней политики России, похоже, не задумываются.

Что делать?

Достаточно очевидно, что ни одна из острых проблем постсоветского пространства не имеет лобового, одноходового решения. К чему гневные эскапады Рогозина в адрес ЕС, если все механизмы реального давления на Евросоюз давно утрачены? Вот если б Россия контролировала Литву - другое дело. Если б Россия форсировала процесс интеграции с ПМР и Абхазией - тогда можно было бы выторговывать определенные условия и у Европы, и у США. Но Кремль за последние годы приучил весь мир к тому, что готов идти на односторонние бесплатные уступки. И Запад привык к этой халяве, да простится мне сей вульгаризм. Именно за 33 месяца упоения Кремля своей "виртуальной политикой" США и ЕС выстроили прямые отношения со всеми странами, еще недавно находившимися в российской орбите. И страны эти поняли, что посредник в лице РФ им больше не нужен. Уже поэтому кишиневский банкет в честь 50-летия Владимира Путина обернется поминками по Содружеству.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1750
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4295
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2357
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2673

Другие новости