0
1470
Газета Идеи и люди Интернет-версия

06.12.2002 00:00:00

Эгоизм на службе общества

Ютта Лимбах

Об авторе: Ютта Лимбах - профессор, президент Института имени Гете Интер Национес, бывший председатель Конституционного суда ФРГ.

Тэги: общество, свобода, право


В своих письмах об эстетическом воспитании человека Фридрих Шиллер утверждает, что только личные качества граждан создают и сохраняют государство, делают возможной политическую и гражданскую свободу. Шиллер пишет:

"Даже если сама воплощенная мудрость сошла бы с Олимпа и провозгласила самую совершенную конституцию, осуществление оной ей все-таки пришлось бы передать людям".

Уже у древнегреческих философов появляется тезис о том, что политические сообщества, построенные на принципах свободы, нуждаются в особой гражданской этике - только тогда они могут существовать долго. Так, в "Политике" Аристотеля мы читаем, что политическое сообщество зависит от готовности граждан нести ответственность за себя и за других.

Активная общественная позиция

Этот образ политического мышления, называемый республиканским, приобретает популярность, как правило, во времена общественных кризисов. Ему противостоит либеральная традиция политического мышления, где главное место отводится не добродетели граждан, а учреждениям. Согласно либеральному образу мышления для обеспечения стабильности общественного здания достаточно инструментов правового государства и рынка. На этой основе может существовать даже - и в первую очередь - общество эгоистов, озабоченных только собственной выгодой.

Великий Иммануил Кант полагал, что республику можно будет создать и сохранить даже в том случае, когда речь идет о "дьявольском народе". Согласно либеральной модели мышления для стабильного существования общества необходима конституция, в которой закреплены основополагающие права и которая позволяет гражданам следовать своим эгоистическим интересам. Кант считал, что общество обеспечит свое выживание, приняв конституцию, "действующую как "механизм антагонизмов" и способную так увязать между собой "порочные" - в смысле ориентации на собственную выгоду - устремления людей, что они нейтрализуют друг друга".

Итак, кто прав? Аристотель или Кант? Истина находится - как это часто бывает - посередине. Прошлый век с его диктатурами показал, что стабильность государства не могут гарантировать по отдельности ни хорошая конституция, ни сообщество граждан. Даже самая лучшая конституция не действует сама по себе. Надо, чтобы были лояльные граждане, которые активно проводили бы ее в жизнь. Она должна также опираться на консенсус не занимающихся политикой правопослушных граждан, которые понимают необходимость принятых демократическим путем законов.

Однако жизнеспособность современных демократий зависит не от того, насколько они способны политически мобилизовать своих граждан. Существуют и другие сферы, где граждане усваивают такие совершенно необходимые для совместной жизни в демократическом государстве добродетели, как взаимное уважение, терпимость, готовность прислушаться к чужому мнению и взять на себя ответственность. Это семья, школа, церковь, трудовые коллективы и профессиональные ассоциации, общественные объединения и неправительственные организации.

Для гражданского общества характерно активное участие граждан, мужчин и женщин, в общественной жизни. При этом речь идет не только о политической жизни, но и о культурной, спортивной, социальной. Гражданское общество формируется из объединений самого разного толка и происхождения - будь то спонтанные митинги, союзы, фонды или профессиональные ассоциации.

Важнейшим признаком гражданского общества является автономия его членов, организаций и объединений. Под этим имеется в виду независимость от властного центра, то есть как от государства, так и от партий. Идеалы гражданского общества - это идеалы прав человека, свободы и собственной инициативы. Гражданин в этом смысле слова - не спрашивает, что могут сделать для него другие (в частности государство), он спрашивает, что он может сделать для общества. Для гражданского общества характерна добровольная, бескорыстная и направленная на общее благо деятельность. Ее принципы - гуманизм, терпимость и ненасильственность. Спектр тем и проблем гражданского общества практически безграничен.

Деятельность структур гражданского общества не ограничена никакими специфическими формами проявления и организации. Стихийные и единичные акции также могут быть формой гражданской активности. Пример тому - местные праздники, очень популярные в небольших городах и городских районах, или экскурсии и поездки для детей-инвалидов, которые для своих юных верующих часто проводят церковные организации.

Многообразие форм гражданской активности

Активное участие граждан в общественной жизни чрезвычайно многообразно, оно не замыкается в национальных границах. В качестве примера можно привести хотя бы такие организации, как "Международная амнистия", "Деятели искусства за мир", "Врачи мира за предотвращение атомной войны". Сегодня мы часто говорим о неправительственных организациях, имея при этом в виду дистанцированность этих ассоциаций от государства. Уже сам факт огромного многообразия форм гражданской активности не позволяет говорить о том, что структуры гражданского общества как таковые могут либо поддерживать государство, либо оппонировать ему. Ральф Дарендорф справедливо называет "угодливым недоразумением" стремление рассматривать гражданские инициативы как "силу, выступающую против демократических правительств". Этому не противоречит исторический опыт, накопленный на закате ГДР и свидетельствующий о том, что инициатива граждан может способствовать устранению диктатуры, ускорить этот процесс. Нет здесь противоречия и в том плане, что структуры гражданского общества создают питательную почву для эффективной оппозиции по отношению к авторитарной и тоталитарной власти.

Однако именно по этой причине государственные структуры уделяют все большее внимание гражданским инициативам. Германский бундестаг создал так называемую Анкетную комиссию, которая не только провела своего рода системную инвентаризацию, но, кроме того, должна выработать рекомендации в плане политических мер. При этом власти исходят из правильного понимания того, что демократические институты не могут длительное время сохраняться только на основе регулярно проводимых выборов. Для демократических институтов гораздо важнее наличие демократической политической культуры. Живая и жизнеспособная демократия нуждается в гражданах, готовых высказывать свое мнение и действовать, определяя судьбы общества не только в день выборов.

Школа и гражданские добродетели

Ответственная гражданская позиция должна закладываться еще в школе. Здесь уместно вспомнить пословицу: "Чего не выучил Ванюша, того не будет знать Иван". Посмотрите на биографии наших известных и политически активных сограждан: они еще в школе на общественных началах были старостами, председателями комитетов школьного самоуправления или редакторами школьных газет. В мои школьные годы я побывала на всех трех должностях. Сейчас я состою - и плачу членские взносы - примерно в 20 научных, культурных и женских союзах, часть из которых является международными, а также на общественных началах занимаю посты в научных и культурных организациях, издаю два журнала и книжную серию. Все это не только стоит денег, но и требует массы личного времени. Однако эта чрезвычайно увлекательная и разнообразная деятельность очень обогащает меня.

Вернемся к школе как к месту обучения гражданским добродетелям. Для активного участия в политической жизни необходима, наверное, определенная образовательная база, ведь тот, кто хочет воспользоваться свободой слова, должен уметь высказывать нечто важное и стоящее.

Школа должна стимулировать учебные процессы, ведущие к становлению частной и общественной морали, а также к укреплению у людей чувства ответственности. За основу должно быть взято понимание того, что каждому поколению приходится заново учиться добродетелям гражданского общества. Прежде всего это касается культуры терпимости и отказа от насилия, а также способности войти в положение другого человека.

Составить собственное мнение

Размышления о стратегиях развития гражданского общества не ограничиваются распространением идей терпимости и ненасильственности. Палитра форм гражданской активности чрезвычайно широка. Каждый пикет, каждая цепочка людей со свечами или, например, демонстрация выражают определенное мнение или критику со стороны граждан. Формы постоянных объединений граждан также могут быть самыми разными - от стола постоянных посетителей в кафе до союза или фонда.

Новыми формами в этой сфере являются гражданские конференции или гражданские форумы, на которых может выступить любой гражданин. Так, в ноябре прошлого года в судебном зале Немецкого музея гигиены в Дрездене состоялась конференция, на которой 19 случайно выбранных граждан обсуждали спорную тему "генетической диагностики". Они задавали вопросы экспертам, слушали выступления, составляли собственное мнение и затем голосовали по вопросу о том, допустимо ли проводить генное тестирование эмбриона до рождения ребенка, исследовать наследственный материал, а также имеют ли право страховые компании и работодатели использовать результаты такого тестирования. Не по всем вопросам был достигнут консенсус. Но в одном пункте, однако, все 19 граждан пришли к единому мнению: прогресс в генных технологиях предполагает широкую и глубокую работу по просвещению населения.

На таких гражданских конференциях - эта замечательная идея впервые пришла в голову датчанам - в определенном смысле звучит "глас народа". Сейчас множество стран опробует подобную форму политических консультаций с неспециалистами. Но вопрос о том, насколько велико в действительности влияние этих конференций, остается открытым. По мнению политологов, их ценность состоит скорее в том, что они активизируют дискуссии в обществе и оказывают на политиков давление посредством аргументов. Но даже те участники конференций, которые были разочарованы слабым откликом на них в политических и общественных кругах, считают, что участие в конференциях принесло им несомненную пользу, поскольку оно "свидетельствует о том, что гражданин серьезно подходит к своей роли в жизни государства". В то же время подобные конференции не должны расти как грибы после дождя, поскольку их проведение стоит денег.

Радость от общественной работы

Общественная работа должна приносить человеку удовольствие. Она должна воспитывать и развивать в людях положительные качества, которые сплачивают общество. К их числу относятся вежливость, готовность поставить себя на место другого человека, терпимость, способность преодолевать конфликтные ситуации, правильно воспринимать критику, а также желание высказывать свое и выслушивать чужое мнение. Ведь демократия как форма жизни отличается не согласием всех граждан друг с другом, а тем, что она располагает средствами и процедурами, которые позволяют находить компромиссы в спорных вопросах. Активная гражданская позиция нуждается в постоянных импульсах, которые дают людям понять, что общественная деятельность приносит радость и не только служит сплочению общества, но и духовно обогащает каждого конкретного человека.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Противники Пашиняна сплотились вокруг священника

Артур Аваков

В Ереване проходят самые масштабные за последние шесть лет протесты

0
1161
Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Доверие к Путину вернулось на довыборный уровень

Иван Родин

Социология дает сигнал, что наступает политический штиль

0
1279
В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

В губернаторы пока будет попадать не военная "элита СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Принципы подбора региональных кадров видоизменяются незначительно

0
1347
США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

США берут под контроль гидроресурсы Центральной Азии

Виктория Панфилова

Запад вынуждает страны региона отказаться от сотрудничества с Россией

0
2519

Другие новости