0
1240
Газета Идеи и люди Интернет-версия

01.08.2003 00:00:00

Страны Балтии нуждаются в России

Ренальд Симонян

Об авторе: Ренальд Хикарович Симонян - директор Российско-Балтийского центра Института социологии РАН.

Тэги: балтия, россия, калининград


Калининградская область - это прежде всего проблема региона Балтийского моря. Именно в этом, оставшемся без внимания российских политиков аспекте содержится основной ресурс ее решения и для ЕС, и для России, и для эксклава. Калининградская проблема может быть наиболее оптимально решена только в общей системе государств региона. Нарастающие в мире процессы регионализации - естественная реакция на глобальные вызовы. Сама Европа убедительно показывает, что регионализация становится ведущим направлением внутренней политики. В то же время и Балтийским государствам нет никакого резона соседствовать с изолированным куском прибрежной полосы.

Если судить по материалам наших СМИ и высказываниям политиков, то российский истеблишмент сейчас озабочен вопросом: как минимизировать убытки от вступления стран Балтии в ЕС? Но вопрос должен быть поставлен иначе: какие выгоды можно извлечь из вступления стран Балтии в ЕС? Для ответа на этот вопрос необходимо осознать, что процесс формирования и укрепления социально-экономического единства стран региона является полезным для государственных интересов России. И Россия в целом и эксклав в частности заинтересованы в развитии Балтийского региона как особой целостности, в осознании государствами региона своих региональных интересов. (Этот процесс уже оформляется в виде различных вариантов вроде "Северного измерения", нового Ганзейского союза).

Исходным тезисом должен быть рассмотрен следующий: социально-экономически (не политически!) в ЕС должен войти весь регион. А уже затем, на операциональном уровне, - насколько возможно этого достигнуть в складывающейся новой политической конфигурации Европы.

Заинтересованы ли страны Балтии в этом процессе? И в развитии региона, и в расширении экономического партнерства с Россией? Несомненно. Лидеры этих стран отлично понимают, что самое ценное в них для объединенной Европы - географическое положение.

Латвия, Литва и Эстония - не окраина Европы, за ними - огромный российский рынок. Это во многом определяет их экономические интересы. При этом вступление в ЕС для них - важный психологический момент. Пропадает или, во всяком случае, резко уменьшается генетический страх перед Россией. У стран Балтии отношения с Европой уже оформлены, и теперь возникает необходимость улучшить их с Россией. Идея "моста" между Западом и Востоком доминирует в самопредставлении политической элиты наших соседей по Балтийскому региону. Ее представители осознают, что для Евросоюза вступление стран Балтии - это возможность не отгородиться от России, а, наоборот, наладить с ней тесную связь.

Что касается концептуальной установки по отношению к нашим соседям, то у них должно сложиться четкое представление, что до тех пор, пока не будет создана система инфраструктурного взаимодействия с Калининградским эксклавом (экономическая, политическая, социальная, культурная, информационная), вопрос взаимовыгодного сотрудничества в рамках региона нельзя считать решенным. Несмотря на нашу заинтересованность в развитии внутрирегионального сотрудничества, для огромной России идея "моста" не имеет столь определяющего значения, у нас достаточно возможностей для развития прямых связей с ЕС (в том числе и через российские морские порты Балтики).

Регион Балтийского моря становится одним из наиболее динамично развивающихся геополитических центров в Европе, и ясно, что без России как активного и интегрированного участника этот регион не реализует свой потенциал. В будущем страны Балтии при сохранении общей прозападной ориентации будут еще более настойчиво пытаться налаживать экономические отношения с Россией, так как объективно нуждаются в улучшенном доступе к российским транзиту, сырью и рынку сбыта. И страны Балтии, и Россия в целом составляют промежуточное пространство между Востоком и Западом, между двумя основными мировыми рынками.

Тенденции глобальных процессов показывают, что, во-первых, рост мировой торговли будет все больше опережать рост мирового производства, значимость мировых транспортных коммуникаций превысит роль центров добычи сырья и промышленного производства. Во-вторых, наиболее быстрый рост товарообмена пойдет в треугольнике "Северная Америка - Европа - страны Азиатско-Тихоокеанского региона", непосредственно охватывая Россию в выгодном ей качестве естественного моста между Европой и Азией. Получение "транзитной ренты" от перевозок через российскую территорию - это огромный нереализованный национальный ресурс России.

Экономические преимущества транзитных регионов в условиях глобализации становятся особенно значительными. Страны, входящие в эти регионы, получают прямые инвестиции в развитие инфраструктуры, становятся объектами внедрения современной транспортной техники и технологии.

Россия находится в самом центре перекрестка кратчайших торговых путей между Западом и Востоком, странами Балтийского бассейна и Индийского океана, Персидского залива и Тихого океана. Необходимо заставить этот географический фактор работать на российскую экономику.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
897
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2582
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1492
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1854

Другие новости