0
1144
Газета Идеи и люди Интернет-версия

01.10.2004 00:00:00

Планировать или не планировать

Евгения Швец

Об авторе: Евгения Швец - ведущий специалист Института комплексных стратегических исследований.

Тэги: бразилия, опыт, реформирование, сотрудничество


Выбранный российским государством курс на ускоренное экономическое развитие и рост возможностей национального бизнеса требуют адекватных форм и моделей партнерства государства и частного сектора, что становится одной из наиболее актуальных задач российского общества. В этой связи представляются ценными результаты исследовательского проекта Института комплексных стратегических исследований совместно с Лондонской школой экономики «Стратегия развития инфраструктуры: уроки из бразильского опыта», в котором анализируется разработка и реализация государственных планов Бразилии.

К середине 1990-х гг. в Бразилии, после преодоления гиперинфляции и достигнутой относительной макроэкономической стабильности, возможности роста экономики во многом сдерживались неудовлетворительным состоянием транспортной и энергетической инфраструктуры, а также катастрофической нехваткой частных инвестиций. В связи с этим администрация президента Ф.Э. Кардозо разработала в рамках государственного четырехлетнего бюджетного плана правительственную программу 42 приоритетных проектов с акцентом на развитие инфраструктуры и социальной сферы. Практически все они в той или иной степени предусматривали участие частного капитала.

За четыре года половина отобранных проектов была завершена, остальные должны были быть завершены в процессе выполнения следующего четырехлетнего плана. Пятую часть всех инвестиций, около 14 млрд. долл., составил частный капитал. Во многих случаях участие частных инвесторов способствовало снижению изначально запланированных затрат на 30 – 40%. С мертвой точки были сдвинуты некоторые крупные инфраструктурные объекты, приостановленные по причине нехватки финансирования. На каждый вложенный в проекты доллар приходилось 5–7 долл. дополнительных привлеченных инвестиций.

Добиться таких результатов бразильскому правительству удалось благодаря использованию комплекса мер. Во-первых, в качестве объектов государственных и частных инвестиций выбирались ключевые с точки зрения достижения экономического роста отрасли – транспорт и энергетика. Количество отобранных проектов было решено ограничить несколькими десятками. За основные критерии отбора были взяты создание рабочих мест, рост эффективности производства и создание возможностей для дополнительных взаимозависимых инвестиций.

Во-вторых, взаимодействие государства и предпринимательского сектора закреплялось взаимными обязательствами и гарантиями. Более половины всего финансирования гарантированно поступало из федерального бюджета, средств госкомпаний и Национального банка экономического и социального развития. В свою очередь, частный партнер обязывался выполнять свои работы четко в срок, в противном случае государство оставляло за собой право приостанавливать финансирование проекта, то есть применить принцип бюджетирования по результатам.

В-третьих, организационное обеспечение партнерства государства и бизнеса заключалось в использовании проектного типа работы и механизма персонифицированной ответственности за реализацию проекта. Наличие у каждого проекта личного менеджера, который должен был быть в курсе всего, что относилось к его проекту, позволило предотвратить нецелевое расходование ресурсов и сделать процесс контроля максимально прозрачным. Для оперативного управления проектами была разработана специальная информационная система, действовавшая в режиме реального времени и объединяющая все задействованные в проекте стороны.

В-четвертых, государство оказало проектам серьезную политическую поддержку. Выражалось это в том, что все проекты были оформлены в виде отдельной правительственной программы, за реализацией которой президент мог осуществлять личный контроль. Тем самым имидж руководителей проектов и президента зависел от результатов программы. Строительство всех объектов достаточно широко освещалось в прессе: раз в месяц в газетах обязательно появлялась фотография президента, присутствующего на инаугурации того или иного проекта. В поиске иностранных инвесторов активно участвовал бразильский МИД.

Для отбора проектов в бюджетный план 2000–2003 гг. Министерство планирования и Национальный банк экономического и социального развития заказали частному консорциуму, отобранному на открытом тендере, широкомасштабное аналитическое исследование тенденций социально-экономического развития страны. В ходе исследования, длившегося чуть больше года, сопоставлялись существующие и потенциальные экономические проекты национальной значимости с выявленными «узкими местами», главным образом в инфраструктуре, которые препятствовали экономическому развитию страны. Отбирались те проекты, которые могли бы ликвидировать «узкие места». Перед окончательным утверждением список проектов открыто обсуждался в каждом из 26 штатов Бразилии с местными властями, представителями бизнеса и другими заинтересованными физическими и юридическими лицами. Итогом исследования стал портфель инвестиционных проектов, в котором были определены обязательства государства по участию в финансировании и выполнении каждого проекта. В ряде проектов преимущество изначально отдавалось частным инвестициям.

В ходе проведенного исследования государство использовало современную научную методологическую базу для обоснования отобранных проектов и активно включало общественность в процесс инвентаризации существующих инвестиционных возможностей. Таким образом, все инвесторы получили реальную возможность участия не только на стадиях финансирования и реализации проектов, но и при их отборе. Во-вторых, для национально значимых проектов, где привлечение частных инвестиций было бы весьма желательным, государство проводило анализ экономической эффективности, повышая тем самым привлекательность таких проектов для бизнеса.

Сегодня в России задача развития инфраструктуры и роста экономики не менее актуальна, чем это было в Бразилии десять лет назад, и разработка механизма государственно-частного партнерства находится в процессе становления. Поэтому обращение к опыту южноамериканского гиганта целесообразно как для того, чтобы заимствовать их методы, так и для того, чтобы понимать механизмы реформирования, причины неудач и условия успехов.

В ходе многочисленных бесед, которые мы проводили с основными участниками программы «Бразилия в действии» и независимыми экспертами непосредственно в Бразилии, звучали различные оценки ее результатов. Если государственные служащие в целом были склонны немного преувеличивать значимость проведенных преобразований и говорить об общих положительных эффектах для экономики, то бизнесмены применяли для их оценки показатели рентабельности проектов. И тем не менее все единодушно соглашались, что новая практика госуправления с элементами государственно-частного партнерства позволила сделать работу госаппарата эффективнее, а диалог власти с бизнесом – доступнее и прозрачнее. Как сказал Ж.П. Силвейра, руководивший этой программой в Министерстве планирования Бразилии: «Для меня, как человека, пришедшего в министерство из бизнеса, было ужасно осознавать, что за отведенные нам четыре года половину проектов не удалось завершить. Я пришел в отчаяние и считал, что это полный провал. Однако мои коллеги по министерству, карьерные госслужащие, не менее меня были потрясены другим фактом – тем, что половина проектов была реализована, к тому же в срок и достаточно эффективно. Проработав в министерстве еще несколько лет, я понял, что они правы».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1198
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
612
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3312
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2600

Другие новости