0
1359
Газета Идеи и люди Интернет-версия

24.12.2004 00:00:00

Государство и «оранжевая революция»: за кулисами событий

Елена Афанасьева

Об авторе: Елена Эдуардовна Афанасьева - ответственный секретарь Центра содействия стабильности.

Тэги: чиновники, государство, аналитика


В предыдущей статье («НГ», 21.12.04) мы подробно разобрали, как устроен «оранжевый сценарий» внутри. И становится очевидным: первое, от чего зависит успех или неуспех его реализации в России, – это поведение нашей власти. Увидит ли она адекватные контрходы, а если увидит – то решится ли на них?

Значит, надо разбираться, что в России происходит с властью...

Уровень некомпетентности

Первое, что бросается в глаза, – в России произошло массовое достижение чиновничеством уровня некомпетентности.

Любая профессия (а управление государством – тоже профессия) требует соответствующих личностных качеств. Без музыкального слуха невозможно быть музыкантом, а главное личное качество для управленца – способность самостоятельно разобраться в сути любой проблемы и найти решение, максимально адекватное обстановке.

Но в нынешнем госаппарате главное – исполнительность. Ситуацию усугубляет старый принцип «подчиненный не может быть умнее начальника», ибо тогда он – прямой конкурент своему начальнику, который постарается как можно быстрее от такого подчиненного избавиться. Так что умный и инициативный молодой человек, придя на госслужбу – попервоначалу на низовые должности, естественно, не имеет шансов долго удержаться во «властной пирамиде», а уж тем более сделать в ней карьеру.

Иными словами, в госаппарате идет негативный естественный отбор. Каждый нижестоящий оказывается, если можно так сказать, слабее и мельче своего вышестоящего. И так – сверху донизу.

А естественная смена кадров не прекращается. Один начальник ушел, другой – более низкого ранга – ему на смену, на повышение. И вот исполнительный, но безынициативный чиновник, вполне справлявшийся с работой референта, но уже напряженно – с обязанностями начальника отдела, становится сначала безобразным начальником департамента, а потом совершенно отвратительным министром... А больше некому! Остальные еще хуже.

Это явление называется «вырождение вертикально интегрированной системы управления из-за смены поколений». Результат – система теряет дееспособность, перестает адекватно реагировать на окружающую обстановку, и в один далеко не прекрасный для нее момент просто разваливается. В России в прошлом веке это случалось уже дважды: в 1917-м и 1991-м.

Ну а в краткосрочном плане такая ситуация – это прежде всего жуткий кадровый голод на всех уровнях государства. И удивительная серость, если не сказать грубее, катастрофически подавляющего большинства государственных чиновников.

Особенно это касается так называемого экономического блока, о котором никаких слов, кроме матерных, я сказать не могу.

Наши экономисты просто не могут быть специалистами высокого класса. Все они выбирали специальность в 70–80-е. А тогда в финансово-экономические вузы – находившиеся на самом низу негласной «табели престижности» – шли в основном усидчивые, но не блещущие талантами девочки, будущие бухгалтера и «старшие экономисты» советских заводов. А из парней – те, кого в более приличные институты просто не приняли бы... Я очень сомневаюсь, чтобы хоть кто-то из тех, кто нынче рулит экономикой России, смог – не говорю уж поступить, а просто сдать не на двойку первый экзамен, например, в МВТУ имени Баумана. Или на мехмат МГУ.

И вот результат. Путин весной 2004 года дает Грефу с Кудриным задание «достижения полной конвертации рубля». За два года.

Я готова спорить на что угодно, что за эти два года Греф с Кудриным так и не придумают, как добиться конвертации. Да они и думать не будут. Ибо принцип Ходжи Насреддина никто не отменял: «За эти годы либо осел, либо падишах сдохнет».

Кстати – для сведения – полная конвертация рубля уже достигалась в нашей относительно недавней истории. А именно – в 1922 году, когда вводился нэп. Только тогда «введение конвертации» никто и за задачу-то не считал. Так, технический момент, реализация принятого политического решения «конвертацию рубля – ввести». И ввели. Легко, быстро и непринужденно. Если не ошибаюсь, своя полностью конвертируемая валюта тогда утвердилась в России чуть ли не за месяц. А ведь страна тогда, после двух страшных войн – Первой мировой и Гражданской, – находилась в несравнимо более тяжелом положении, чем сегодня.

Временно уважаемые люди

Любой госслужащий прекрасно понимает: он – «временно уважаемый человек». На время нахождения в должности. А потому это время превращается в средство обеспечить себе жизнь после неизбежной (рано или поздно, но неизбежной) отставки.

Результат: государственному служащему наплевать на государство, общегосударственные интересы и на эффективность своей работы. У него другой приоритет – заработать «для дома, для семьи». На чем угодно – на торговле должностями, решениями, квотами. На «курировании» госкомпаний и госмонополий. На взимании денег с шоферов за проезд через блокпост или пост ГАИ. Способов много, они зависят от уровня госслужащего и места его службы.

То есть нынешний госслужащий – это торговец возможностями, предоставляемыми его должностью. Есть покупатель – чиновник его обслуживает. Нет покупателя – чиновник не делает ничего. Как продавец в пустом магазине.

Выполнение прямых указаний вышестоящего начальника? Так ведь начальник – такой же чиновник и занят тем же самым, зарабатывает «для дома, для семьи»...

А ведь совокупность чиновников – это и есть государство. Получается – государство не управляет страной. Скорее наоборот – страна управляет государством. Ибо если нефтяная фирма «лоббирует» через чиновников правительства нужное фирме решение (например, дополнительную квоту на экспорт нефти) – то кто кем управляет: правительство фирмой или фирма правительством?

Собственно говоря, страна еще как-то живет именно потому, что отдельные граждане и целые организации, матерясь, покупают нужные им решения. А вот государство – хиреет. Ибо покупателя, готового заплатить конкретным чиновникам за принятие решений, отвечающих интересам государства в целом, – нет.

Мы не одиноки во Вселенной...

А теперь задайте себе вопрос: если вас не удивляет, что российская фирма может «пролоббировать» через госаппарат почти что любой свой интерес, то почему вы считаете невозможным точно такое же «лоббирование» со стороны иностранных фирм? И даже целых государств?

Только наивные караси-идеалисты – вроде того, какого изображал недавно Немцов в «К барьеру» с Леонтьевым, – могут утверждать: мол, если мы никому не будем угрожать и у нас будет демократия, то все остальные страны с Россией будут дружить. А экономические интересы? А конкурентная борьба? В старом фильме «Псы войны», снятом по сценарию знаменитого английского писателя и разведчика Фредерика Форсайта, есть замечательная фраза – «Природные ресурсы истощаются, мистер Шеннон. Скоро мы начнем войну из-за риса...»

«В Вероне, где встречают нас событья...»

В так устроенном государстве образование кланов – неизбежность. По очевидным причинам.

А к чему приводит клановость?

В технике есть такое понятие – «самоблокирующийся механизм». Это когда каждый вал, каждая шестеренка и колесико сами по себе вроде бы имеют достаточно степеней свободы, но когда они собраны вместе – движение одной детальки вызывает встречные подвижки остальных, и в результате механизм стопорится.

Вот именно такой самоблокирующийся механизм и есть нынешняя российская власть. Любое решение, любой шаг, предложенный одним кланом, будет встречен в штыки остальными.

К чему приходим...

В результате нынешняя российская власть как система либо бездействует, либо действует по шаблонам. Никакое новое решение – пусть даже и отвечающее обстановке и решающее проблему – появиться не может.

И при столкновении с нестандартной, ранее не встречавшейся ситуацией, для которой нет готовых шаблонов, госслужащие лишь имитируют деятельность, а власть в целом впадает в ступор. Если же эта нестандартная ситуация сопряжена с угрозой для власти – то власть оказывается неспособной защитить саму себя.

Примеров настолько много, что их приводить даже не хочется... И «оранжевый сценарий» – один из них.

Как поведет себя государство?

Вот мы наконец и пришли к тому, с чего начали, – к ответу на вопрос: как будет реагировать государство, если «оранжевый сценарий» станет разворачиваться в России?

Ответ таков: по шаблону партаппаратных игр. Со всех сторон посыплются советы «сесть за стол переговоров» и там «сделать хитрый ход». Ничего другого чиновники придумать не в состоянии. Но мы же с вами уже разобрали (в предыдущей статье) – «оранжевый сценарий» устроен так, что никакие «хитрые ходы» за столом переговоров эффекта не дадут...

Причем каждый чиновник – в своих собственных, личных интересах – будет заигрывать с обеими сторонами. Ведь кто победит – пока еще неясно. А раз так, то чиновнику выгоднее вести себя «и нашим и вашим».

И наконец, если чиновники торгуют своими решениями в повседневной жизни (а попросту – берут взятки, что общепризнанно) – то почему они не могут делать то же самое в момент раската «оранжевого сценария»? Вопрос-то только в цене...

Все это мы и видим воочию – пока на Украине. А в Румынии – там вообще, стоило проигрывающей оппозиции начать праздновать свою победу до объявления итогов выборов и просто пригрозить «оранжевым сценарием», как ее кандидата тут же объявили победителем...

Строго говоря, самой демократической в этой ситуации является позиция «закон есть закон, если подозреваете нарушения – в суд, хоть в международный, а несанкционированные митинги – дело ОМОНа».

Но такая позиция – при том, что «весь Запад» стоит на стороне «оранжевых», – означает неизбежное ухудшение отношений с этим самым Западом. А вот этого наши политики боятся как огня.

Нужны ли России «хорошие отношения» с Западом

Наши политики до сих пор не могут понять, что наши отношения с Западом – хорошие ли, плохие – никак не влияют на политику Запада в отношении нас. Они подсознательно полагают, будто международные отношения похожи на отношения между соседями в коммунальной квартире, сослуживцами в трудовом коллективе, министрами в российским правительстве... Где если ты дружен с Иваном Ивановичем, то и до получки у него стрельнуть можешь или вместе чего-нибудь там провернуть, а если разругался – жди гадостей.

На самом деле действия Запада определяются только и исключительно экономическими интересами самого Запада. Наилучшие отношения России с США ничуть не помешали Америке ввести заградительные пошлины на ввоз российской стали. А отвратительные, на грани ядерной войны, отношения США и СССР при Хрущеве никак не помешали нашим закупкам американской пшеницы.

Как ни парадоксально, но «хорошие отношения с Западом» не просто бесполезны для России, а наоборот – вредны. Ибо при «хороших отношениях» достигаются «договоренности». Российские политики свято верят в их волшебную силу («договоренности» – альфа и омега российской аппаратной жизни), и выполняют всё до буквы. Даже то, что противоречит интересам России. А вот Запад делает только то, что его интересам соответствует, остальную же часть «договоренностей» игнорирует с самым невинным видом. Ставший уже хрестоматийным пример: Горбачев договорился с Западом, что ради снижения международной напряженности мы распускаем Варшавский блок, а НАТО не будет продвигаться на восток. И что? Где сейчас Варшавский блок – а где НАТО и где те договоренности?

«Мне больше других надо?»

Так что, строго говоря, на «хорошие отношения» с Западом в случае развития «оранжевого сценария» в России вполне можно наплевать. Ну, заговорят там об экономических санкциях. А что они могут реально предпринять?

Европа никогда, при сколь угодно плохих отношениях с нами и ни под каким давлением США, не откажется от наших нефти и газа. Это не в ее интересах. Никакие меры США в отношении Европы не могут нанести ей больший ущерб, чем экономический кризис, вызванный прекращением наших поставок.

И если по пунктам разобрать, чем Запад может навредить России, то выяснится – ничем. Нет у Запада реальных рычагов давления на нас. Только миф о необходимости «хороших отношений».

Только вот чтобы увидеть это, надо уметь мыслить и действовать не по шаблону, не в личных интересах и не в интересах своего аппаратного клана. А вот вероятность наличия таких людей в госаппарате, к сожалению, исчезающе мала...

Так что наиболее вероятно, что госчиновники в случае раскручивания «оранжевого сценария» станут действовать по принципу «а мне что, больше других надо?». И сдадут как свою власть, так и свое государство. Как уже один раз и произошло – в 1991 году.

Однако для раскручивания «оранжевого сценария» требуется поднять какие-никакие, но толпы народа. Поднимутся ли они у нас в России?

Об этом – в следующей статье.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1918
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4563
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2482
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2844

Другие новости