0
1113
Газета Идеи и люди Интернет-версия

15.02.2005 00:00:00

Ставки повышаются

Владимир Осаковский

Об авторе: Андрей Кунов, Владимир Осаковский, Александр Апокин - сотрудники Института открытой экономики.

Тэги: рейтинг, sp, инвестиции, кризис


Если российская история чему-то и учит, так это тому, что во всем хорошем всегда есть что-то плохое. Тот факт, что наиболее консервативное агентство Standard&Poors присвоило России инвестиционный рейтинг, – явление для нашей страны, без сомнения, хорошее. Заветные три В с минусом открывают российский рынок для целого ряда зарубежных инвесторов, управляющих десятками и сотнями миллиардов долларов. Приток этих капиталов может сыграть значительную роль в модернизации экономики, ее диверсификации и стимулировании дальнейшего роста.

Что же в этой новости может быть плохого? Только то, что инвестиционный рейтинг резко повышает масштаб потерь от ошибок власти. Отныне просчеты правительства и политический волюнтаризм Кремля могут привести к значительно более серьезным последствиям для экономики страны. К сожалению, противоречивые действия власти делают повышение рейтинга новостью не столько хорошей, сколько настораживающей. Почему?

Начнем с того, что рейтинги способны не только расти, но и снижаться. И потерь от их снижения для страны может быть гораздо больше, чем выгод от роста. Так, падение суверенного рейтинга ниже инвестиционного уровня заставит всех консервативных инвесторов покинуть российский рынок, причем одновременно и в достаточно короткие сроки. Это может посеять панику среди остальных инвесторов и привести в конечном итоге к обвалу финансовых рынков.

Во второй половине 90-х гг. у нас уже был печальный опыт массового привлечения западного капитала в страну. Тогда около 40 млрд. долл. из средств зарубежных инвесторов в основном пошли на строительство пирамиды ГКО. Результат всем известен. Не все, однако, помнят, что западные инвесторы приходили в Россию поодиночке и в течение нескольких лет, а ушли все вместе и практически сразу. Такой массовый исход был обусловлен тем, что российская власть оказалась бессильной перед потрясениями как внутреннего, так и международного масштаба.

Что же гарантирует от повторения этого цикла? Чтобы понять это, нужно честно осознать, что стоит за ростом рейтингов сегодня и что может спровоцировать их падение завтра. Согласно отчету S&P, основной причиной повышения рейтинга России является «значительное улучшение показателей государственной задолженности и внешней ликвидности». В самом деле, размеры профицита бюджета, резервов ЦБ и Стабфонда впечатляют. Равно как и то, какими ударными темпами Россия выплачивает государственный долг. Однако не стоит забывать, что основанием для всех этих результатов являются высокие цены на нефть, а не эффективная политика по диверсификации источников роста. Как раз с нею у нас основные проблемы.

В отчете S&P больше всего настораживает то, что в заслугу России ставятся не достижения власти как таковые, а то, что свалилось на нас с неба, – хорошая конъюнктура на внешних рынках. А по поводу «достижений» власти агентство предупреждает, что «дальнейшее значительное ухудшение политической ситуации могло бы радикально поколебать доверие инвесторов и привести к увеличению оттока частного капитала». Отчасти эти опасения, похоже, уже сбываются. Согласно предварительным данным ЦБ, отток капитала из России в 2004 г. увеличился более чем в 5 раз по сравнению с предыдущим годом. Ситуация парадоксальная: рейтинги растут все выше, а денег из страны утекает все больше.

В основе этой противоречивости лежит стремление власти навязать всем общие правила, подчиняться которым сама она, тем не менее, не желает. В результате одной рукой власть активно пытается улучшать инвестиционный климат в России, а другой – сама же его разрушает. Чрезмерно жесткие меры власти в отношении бизнеса, непредсказуемые действия налоговых и других контролирующих органов, отсутствие независимой судебной системы – все это повышает и без того немалые политические риски, связанные с вложениями в нашу экономику.

Уже никого не удивляет имидж налоговых органов как средства для устрашения бизнеса. Можно только представить, что произойдет в скором будущем, если будут приняты поправки в Налоговый и Уголовный кодексы и налоговые органы смогут без участия суда взыскивать налоговые штрафы и самостоятельно конфисковывать доходы от собственности, даже саму собственность.

Другие инициативы власти по «улучшению» делового климата также впечатляют. Например, идея отменить банковскую тайну физических лиц. Если сейчас доступ госорганов к информации банка возможен только при наличии уголовного дела против вкладчика, то в проекте изменений Закона «О банках» это условие снимается. Не нужно гадать, сколько понадобится времени, чтобы каждый из нас в метро мог купить подробную информацию о частных банковских счетах, как это сейчас можно сделать, например, с базой домашних телефонов.

Или возьмем недавнее обращение Михаила Фрадкова к работникам ФСБ. Премьер попросил их обеспечить правительство информацией для принятия «качественных» решений так, чтобы «развивать экономику и не выстраивать барьеры для развития бизнеса». При отсутствии какого-либо контроля общества над деятельностью этих органов пожелание премьера о том, что «ФСБ не должна создавать преимущества одним компаниям по сравнению с другими», выглядит, мягко говоря, наивным.

В любой стране, где есть правосудие, защитой инвесторов от произвола чиновников занимается суд. Но в нашей стране сами же создатели судебной реформы признаются, что реформа провалилась. Можно ли в таких условиях рассуждать об улучшении инвестиционного климата в стране?

Если отношение государства к бизнесу не улучшится, то обратный пересмотр рейтингов произойдет в самое не подходящее для России время – когда цена барреля Urals упадет.

Что будет в этом случае, представить несложно: в условиях завышенных ожиданий населения по различным государственным выплатам профицит бюджета и резервы ЦБ растают вместе со Стабилизационным фондом. Это вызывает снижение рейтинга, что, в свою очередь, повлечет массовый уход консервативных инвесторов – тех же миллиардов, которые сегодня пророчат России. А это уже кризис по сценарию 1998 года, только масштаб больше и игроки крупнее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2184
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1340
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1657
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
1040

Другие новости