0
1098
Газета Идеи и люди Интернет-версия

17.05.2005 00:00:00

Административная юстиция или приватизация права?

Валерий Филиппов

Об авторе: Валерий Дмитриевич Филиппов - юрист.

Тэги: судопроизводство, адвокатура, закон, реформа


Уже довольно давно ведутся разговоры о необходимости создания Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ) и отдельной ветви судебной власти – административной. Проект этого документа опубликован в журнале «Российская юстиция». В качестве главного аргумента в обоснование необходимости дополнить судебную систему административной юстицией выдвигают ч. 2 ст. 118 Конституции РФ – о том, что «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». При этом о необходимости создания системы уголовных судов почему-то умалчивается, несмотря на наличие специального процессуального закона и объема рассматриваемых уголовных дел, который, как известно, растет. Умалчивается и о том, что удельный вес дел, выделяемых проектом КАС РФ, в общей структуре только гражданских дел в 1990 году составил 0,2%, а к концу прошлого века – около 2%. По отношению к общему количеству дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, этот процент ничтожен. Тем не менее авторов инициативы это не останавливает, и они продолжают ратовать за загромождение судебной системы, предполагая создание дополнительно 500 судов.

Вторым и главным доводом сторонников административной юстиции является доктрина о построении правового государства. Исповедующие ее вновь ссылаются на Конституцию, ибо статьей 1 Основного закона Россия определена как демократическое правовое государство.

Беда в том, что не все российские законодатели понимают основной смысл демократии и правового государства. Между тем главное здесь даже не верховенство закона и права, а принцип равной ответственности всех и каждого перед законом. В противном случае можно наиздавать массу законов, интересных лишь для власти и тех, кто ее защищает, и объявить это правовым государством.

Сторонники законопроекта на первый взгляд именно эту идею и берут за основу. Так, В.Радченко в журнале «Российская юстиция» утверждает, что КАС будет защищать исключительно частное право – права граждан и хозяйствующих субъектов от произвола недобросовестных чиновников, и говорит об особом статусе (при сохранении принципа состязательности и равноправия) обращающегося за судебной защитой, об отсутствии необходимости оплачивать обращение госпошлиной.

Но это на словах. А на деле? Согласно проекту КАС РФ, госпошлина взыскивается после рассмотрения дела и составляет только за подачу иска не менее 1000 руб. в межрайонном суде, 5000 руб. в окружном и 10000 – в Верховном суде (ст. 69). Разумеется, взыскивается не с той стороны, в чью пользу состоится решение.

Но действительно ли законопроект гарантирует судебную защиту гражданина от властей предержащих и само обращение в новоиспеченный суд не чревато для него негативными последствиями? Во всяком случае, однозначного ответа на этот вопрос проект не дает.

В нем продекларировано право гражданина вести свое дело лично, но только у мирового судьи и в межрайонном суде. В окружном и Верховном судах предписывается ведение дела только через представителя. Представлять интересы гражданина может только адвокат, которого при необходимости назначает суд за счет средств федерального бюджета. Эти средства наравне с пошлиной войдут в судебные издержки и могут быть взысканы с заявителя по окончании рассмотрения дела (ст. 33, 71).

Чем не известная с прошлого века «забота партии и правительства о трудящихся»? И адвоката предоставят, и оплатят его услуги, но сам гражданин и слова сказать не моги. Даже вопросы противной стороне разрешено задавать лишь через того же адвоката (ст.33).

То есть заявление можно составить и подать лично. Можно обжаловать решение суда, собственноручно составив и подав жалобу. Но слово молвить в процессе опять же вправе только адвокат.

Российская адвокатура находится сейчас в стадии становления, и профессионалов в ее рядах явно недостаточно. Поэтому всякие ограничения в выборе представителя сегодня по меньшей мере преждевременны. Запрет на личное ведение дела вообще не выдерживает никакой критики. Личное участие гражданина со всеми процессуальными правами сегодня разрешено даже в Конституционном суде. Поэтому трудно определить место предлагаемого новым кодексом административного суда в системе судебной власти.

Обращает на себя внимание еще одна новелла авторов проекта – то, что сам заявитель или кассатор может быть допрошен только в качестве свидетеля. Порядок допроса свидетелей в российских судах небезупречен. Свидетель предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ от дачи показаний. После соответствующей подписки он всецело попадает во власть секретаря и судьи. Его никто не ознакомит с тем, как в протоколе интерпретированы его показания, – не огласят и не предложат подписать. Последствия очевидны: в случае отказа в иске чиновник или судья могут инициировать привлечение к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Даже тех, которых свидетель не давал, но которые оказались зафиксированы в протоколе┘

Конституция РФ устанавливает только три федеральных органа судебной власти: Конституционный суд РФ (ст. 125), Верховный суд РФ (ст. 126) и Высший арбитражный суд РФ (ст. 127). Поэтому конституционность законопроекта небесспорна.

В период после Второй мировой войны в Болгарии, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Югославии и Польше функционировало административное судопроизводство, но затем повсеместно было упразднено.

Действительно ли специфика этой разновидности судопроизводства такова, что, несмотря на ничтожный процент дел, требуется создать еще 500 судов, а затем и Высший административный суд?

Сегодня любой гражданин, столкнувшийся с проблемами, которыми согласно проекту КАС РФ должен заниматься административный суд, может, заплатив 15 рублей, обратиться в суд общей юрисдикции. При этом он свободен в выборе представителя и никак не ограничен в своих процессуальных правах.

Проблема, как мне представляется, все-таки в том, что действующее законодательство судьи позволяют себе истолковывать каждый на свой лад. Ее с недавних пор небезуспешно пытаются разрешить Верховный суд и Высший арбитражный суд РФ посредством совместных постановлений своих пленумов. Создание же административных судов может привести как раз к тому, что разночтение в толковании одних и тех же норм различными судами только усилится.

Контроль за единообразием толкования и применения законов, а следовательно, и за декларируемой законопроектом защитой прав граждан, возможен посредством создания специализированных коллегий в судах субъектов Федерации и в Верховном суде РФ. В составах федеральных арбитражных судов и в Высшем арбитражном суде РФ такие коллегии действуют. Целесообразность создания административной юстиции – предмет спора специалистов со времен дореволюционной России. Все «за» и «против» давно известны, и сказать что-то принципиально новое здесь вряд ли возможно.

Принципиально то, что законопроект, предназначенный для борьбы с чиновничьим произволом, представляют чиновники от правосудия. Плоды их законотворческой деятельности известны – это все новые процессуальные и основообразующие кодексы. Согласно Конституции – судья независим и подчиняется только Закону. Поэтому весь императив в новых кодексах заменен на расплывчатое «Суд вправе».

Законодательство и политика вряд ли могут сосуществовать вне взаимозависимости. При этом первое является составной частью второго. Судья, как известно, не вправе заниматься политикой. Роль чиновников от правосудия в законодательной инициативе должна быть скромнее. Иначе страну ожидает новая диктатура – не закона, но чиновника, себя с ним отождествившего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
643
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
565
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
675
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
471

Другие новости