0
1002
Газета Идеи и люди Интернет-версия

25.05.2005 00:00:00

Академик Виктор Ивантер: «В российском энергомашиностроении появится эффективная компания»

Тэги: силовые машины, сименс, инвестиции, ивантер


– Вы не разочарованы запретом правительства на продажу контрольного пакета «Силовых машин» концерну «Сименс»?

 

– Считаю, что Федеральная антимонопольная служба приняла абсолютно обоснованное решение. Мотивы «Сименса» были достаточно прозрачны: получив контроль над «Силовыми машинами», немцы устранили бы мощного конкурента на мировом рынке. Конечно, «Сименс» обеспечивал бы дальнейшее развитие компании, но только в качестве своего вспомогательного ресурса, ресурса второго уровня. Для России, рассчитывающей на инновационный прорыв, это неприемлемо. К тому же наличие оборонных мощностей в «Силовых машинах» также представляет большую проблему, и пути ее решения не были понятны. Так что полагаю, что вопрос передачи иностранному собственнику контроля над ведущей энергомашиностроительной компанией РФ можно считать закрытым.

 

– А как же упущенные иностранные инвестиции?

 

– Есть разные виды инвестиций. С точки зрения государства продажа иностранцам стратегических предприятий с целью получения денег – несерьезна и даже безответственна. Есть не вполне благополучные отрасли, где приток инвестиций востребован практически в любом виде – автопром, например, или производство сельскохозяйственной техники. В отношении благополучных отраслей – тем более стратегических, к которым относится энергомашиностроение, – необходим совершенно другой подход. Обычная распродажа активов здесь неприемлема. Здесь нужны инвестиции на основе кооперации.

 

– Сразу вслед за решением ФАС президент в своем Послании к Федеральному собранию заявил о необходимости на законодательном уровне четко определить те сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе и государственного, капитала.

 

– Будем исходить из того, что свою позицию по вопросу передачи «Силовых машин» иностранному собственнику государство выразило достаточно четко. Теперь оно должно быстро, я подчеркиваю – быстро, оформить эту проблему законодательно. И это не проблема энергомашиностроения – это проблема выработки правил игры для инвесторов. Импульс к этому дан в Послании президента, но мы знаем, что одного импульса у нас часто недостаточно. Кто-то должен контролировать исполнение поставленной задачи. Нужен ответственный – человек с конкретным именем, фамилией, отчеством. Ему должен быть поставлен срок, скажем, месяц. Если дать больше, это не будет сделано никогда. Это принципиально.

 

– Сегодня активно обсуждается предложенная Ильей Клебановым идея создания на основе «Силовых машин» национальной энергомашиностроительной корпорации на принципах государственно-частного партнерства.

 

– Главное, чтобы эта идея не была загублена в зародыше. А для этого нужно четко понять, какие обязательства готов принять на себя частный капитал, а какие – государство.

 

– Что именно, по вашему мнению, государство должно взять на себя?

 

– Есть несколько направлений. Первое: государство должно внятно сказать, что оно хочет приобрести и в течение какого периода. То есть должен быть сформирован портфель заказов для корпорации. Естественно, должны быть предоставлены определенные финансовые гарантии, иначе эта система, связанная с большим количеством соисполнителей и партнеров, работать не будет.

Второе: прямое лоббирование интересов корпорации на международных рынках. У нас есть соответствующие внешнеэкономические структуры. Где нужно сосредоточить основные усилия, известно, – там, где позиции российского энергомашиностроения традиционно сильны, а продукция востребована. Это азиатские рынки, Средний и Ближний Восток, СНГ.

Третье: создание финансовой инфраструктуры как в России, так и за рубежом. Нужно понимать, что продукция энергомашиностроения – это не нефть, которая торгуется за наличные. Должна быть отработана система связей и долговременных контрактов. Привлечение кредитов – безусловно, поэтому в деятельности компании должен активно участвовать экспортно-импортный банк. Но я против создания новых банков – у нас есть Внешторгбанк или Сбербанк, которые могут работать в связке с этой корпорацией.

Четвертое: налоговые преференции. На мой взгляд, сегодня налоги на прибыль, идущую на инвестиции, необходимо вообще отменить. Это моя принципиальная позиция, причем не только в области энергомашиностроения. Еще одна из форм государственного участия – преференции на конкретные НИОКР при условии согласования их с государством.

 

– Как должна формироваться корпорация?

 

– Конфигурации могут быть различными. Если со стороны государства будут выполнены условия, о которых мы говорили выше, то я думаю, что будущих участников скорее придется отбирать по конкурсу, чем искать и привлекать. Потому что это хороший, надежный бизнес. Я не исключаю и прямого вхождения государственного капитала в эту корпорацию, но, по моему мнению, государственный пакет должен быть впоследствии продан.

 

– Как ведущий российский эксперт по экономическому прогнозированию, какого эффекта вы ожидаете от создания национальной энергомашиностроительной корпорации для отрасли и для национальной экономики в целом?

 

– Гадать сейчас о конкретных числах – дело бессмысленное. Но общий вектор понятен: растет экономика России, растет спрос на энергомашиностроительную продукцию. Растут профильные рынки в Индии, в Китае. Так что, во всяком случае, это будет живая и эффективная компания.

Есть еще одно немаловажное преимущество будущей корпорации – ее двойное назначение. Почему у Европы по сравнению с США ниже конкурентоспособность в области самых передовых технологий? Там мало военных расходов. А они сегодня – мощнейший фактор научно-технического развития. Интернет, сотовая связь – все это продукты, первоначально предназначавшиеся для ВПК.

Кроме того, мировой рынок высоких технологий – это своего рода закрытый клуб. И собственные высокие технологии – это входной билет туда. Энергомашиностроение – наряду, например, с нашим ракетно-космическим комплексом – особая отрасль, где наши позиции традиционно сильны.

Конечно, речь не идет о том, что на следующий день после создания компании наступит счастье и успокоение. Все только начнется. Но, вы знаете, когда говорят, что нам надо уходить от экспортно-ориентированной экономики, снимать страну с нефтяной иглы, – это общие слова. А вот создание национальной энергомашиностроительной компании – это конкретно и по делу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3250
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1841
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2165

Другие новости