0
1063
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.07.2005 00:00:00

Детям – время, потехе – час

Нина Останина

Об авторе: Нина Останина - депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по делам женщин, семьи и молодежи.

Тэги: телевидение, здоровье, дети, психика


Так ли безобидны семейные посиделки у телевизора, когда мамы и папы, уверенные в несмышленности своих малышей, смотрят вместе с ними совсем не детские фильмы и программы? Какое влияние на подростков могут оказать компьютерные стрелялки, просмотр боевиков или ток-шоу? Если судить по содержанию телевизионных программ – нашим детям доступна любая информация. Аналогичная ситуация наблюдается и с продажей печатной продукции, и с видеопрокатом.

Во многих странах установлены правовые нормы, защищающие детей от деструктивной информации. Россия не входит в число таких государств и, судя по всему, не особенно торопится сделать это. И пока сторонники и противники принятия специального закона, направленного на защиту детей от информации, способной нанести вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, выясняют истину, большинство малышей и подростков практически целиком находятся во власти СМИ.

Педагоги, психологи, родители уже давно настойчиво требуют создать защитный барьер между детьми и бесконтрольной информацией. Они уверены, что информационная среда, в которой находятся дети, изобилующая насилием, жестокостью, эротикой, прямой или косвенной пропагандой алкоголя и наркотиков, восхваляющая легкий, направленный на получение сплошных удовольствий образ жизни, зачастую сводит на нет кропотливый труд воспитателей.

Самые сильные возмутители общественного мнения – жестокость и секс на телевизионных экранах. Юные зрители разного возраста неодинаково воспринимают и реагируют на сцены, изображающие насилие и непристойность. Способность к восприятию информации меняется в зависимости от возраста. Маленькие дети очень тяжело переносят жестокость, даже ту, которая есть в детских сказках. Они боятся мутантов, монстров и всякой прочей нечисти. Детей школьного возраста больше пугает показ опасных ситуаций из реальной жизни, сцены катастроф. Подростки переживают то, что происходит с героями фильмов или программ. Даже если экранная опасность для взрослого представляется нереальной, вполне реальным оказывается сам страх, с которым ребенку приходится бороться.

Еще одно последствие чрезмерного просмотра – моделирование поведения героев. У детей, наблюдающих за актами насилия, поступки становятся грубыми и жесткими по сравнению с их обычным поведением. Известны случаи прямого копирования «подвигов» телегероев, как, например, это случилось после показа телесериала «Бригада». В судебной практике зафиксирован ряд уголовных дел, по которым проходили подростки, совершавшие разбойные нападения и убийства по примеру «благородных разбойников» из кино. Парни «бригады» из Винницы, совершившие шесть разбойных нападений, для пущего сходства даже взяли себе их клички.

Другая крайность – привыкание к киношным страданиям и равнодушное, бесчувственное отношение к близким людям. Подростки дезориентируются в болевых порогах, в границах дозволенного по отношению к телу человека. Удар кулаком, применение силы, причинение боли в определенных ситуациях становится для них нормой. Вспомним вопиющий случай, произошедший в Петербурге в феврале 2004 года, когда группой молодых людей были крайне жестоко избиты житель Таджикистана, его дочь и племянник. Девочка скончалась от одиннадцати ножевых ранений.

Конечно, родители имеют право воспитывать детей в соответствии со своими представлениями о правильном поведении и сами могут решать, что слушать, во что играть или что смотреть их детям. Но в отсутствие родителей дети должны быть защищены от вредной информации. Поэтому во многих странах применяется возрастная классификация аудио- и видеопродукции. Вводятся временные границы, в рамках которых нельзя показывать продукцию, содержащую сцены насилия.

Это и предлагает сделать закон о защите детей от информации, способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию, обсуждение которого планируется в Государственной Думе.

Наиболее последовательные «сторонники» либерализма, многие журналисты весьма болезненно относятся к идее вмешательства в сферу их деятельности. И как только слышат рассуждения о каких-либо ограничениях в подаче информации, тут же выдвигают обвинения во введении цензуры, посягательстве на свободу слова. Убежденно доказывают, что в цивилизованном государстве регулировать столь тонкую материю, как содержание информационной продукции, способно только само журналистское сообщество.

На самом деле все не так. И мне хочется кратко возразить по всем приведенным аргументам противников закона. Во-первых, разработчики не собираются отменять какие-либо передачи, программы, печатные издания и прочую информационную продукцию. Речь идет только о временном ограничении демонстрации и о рекомендациях просмотра видеопродукции в соответствии с возрастом. Такие ограничения не противоречат законодательству и Конституции РФ. Во-вторых, как уже говорилось выше, в западных странах действуют правовые нормы, направленные на защиту детей от деструктивной информации. Такой подход выражен в решениях Европейского суда по правам человека, в европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о трансграничном телевидении. Последняя подписана многими государствами, но подписи России там нет. В ней отражено мнение мирового сообщества по защите детей в сфере информации. Согласно статье 7 Конвенции о трансграничном телевидении, программы, транслируемые телевидением через границы государств, не должны наносить вред детям. Игнорирование Россией требований международного законодательства может привести к запрету трансляции наших телепрограмм или каналов. Так уже поступила Молдова, запретив на своей территории трансляцию канала Ren TV.

Кроме законодательства, за рубежом существуют государственные органы, общественные организации, экспертные советы, которые следят, как подобное законодательство исполняется.

Я далека от того, чтобы обвинять СМИ во всех общественных грехах. Телевидение – только часть нашей жизни. Но даже если небольшой процент от всех совершенных преступлений провоцируется увиденным и усвоенным с экранов, то надо принять все возможные меры, чтобы устранить эту причину. Если талантливо созданный фильм порождает в чьей-то детской голове романтику преступления, необходимо перенести его с прайм-тайма к полуночи. Пора понять, что демократия – это соблюдение интересов и прав меньшинства, и в первую очередь наиболее слабых и уязвимых членов общества – детей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1719
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4246
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2333
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2639

Другие новости