0
850
Газета Идеи и люди Интернет-версия

02.08.2005 00:00:00

Никаких двойных стандартов!

Тони Брентон

Об авторе: Тони Брентон - посол Великобритании в РФ.

Тэги: лондон, теракты, терроризм


Террористические акты, произошедшие в Лондоне 7 и 21 июля, как любые акты насилия против невинного населения, глубоко потрясли всех. Мы давно знали, что экстремистская сеть, связанная с «Аль-Каидой» или разделяющая ее идеологию, считает Великобританию одной из своих основных целей. Они не раз заявляли об этом публично. Британские граждане уже подвергались террористическим атакам со стороны исламских экстремистов за границей, например, в Саудовской Аравии. А в ноябре 2003 года террористы совершили нападения на моих соотечественников в Стамбуле, убив нескольких из моих коллег, в том числе консула Великобритании. Нам также было известно, что такого рода сети активно изыскивают возможности нанесения удара на территории Великобритании. Однако до 7 июля 2005 года их попытки не имели успеха.

Отчасти у них ничего не получалось благодаря усилиям наших правоохранительных структур, органов безопасности, спецслужб, которые выявляли и преследовали потенциальных террористов и не давали им готовить и осуществлять террористические акты. За последние месяцы британские суды вынесли несколько обвинительных приговоров лицам, планировавшим террористические акты. Например, один из обвиняемых собирался использовать взрывное устройство, помещенное в обуви.

Но даже самые совершенные спецслужбы и полиция не могут обеспечить абсолютной защиты. И, как мы и опасались, рвущиеся к своей цели террористы смогли обойти наши превентивные меры защиты и унесли с собою жизни десятков невинных пассажиров лондонского общественного транспорта.

Мы получили от россиян большое количество соболезнований. Во многих посланиях подчеркивалось, что у нас общее горе и одна беда. Министр иностранных дел России Сергей Лавров написал в нашей книге соболезнований: «Так же, как вы были с российским народом в дни Дубровки и Беслана, мы – с вами».

Россия за последние годы подверглась целому ряду террористических атак, самой ужасной из которых был захват заложников в бесланской школе номер 1 в сентябре прошлого года. Ваши слова поддержки для нас имеют большую ценность, и в это трудное время мы принимаем их с искренней благодарностью. Меня особенно тронул венок у входа в посольство, полученный от жертв осады в Театре на Дубровке.

Однако печально то, что сразу после случившейся трагедии, когда огромное число людей выражало сочувствие, некоторые стали обвинять нас в двойных стандартах.

Террористы, которые принесли смерть и страдания на Дубровку, в Беслан, Москву, Лондон, Мадрид, Нью-Йорк и на побережье Египта, а также во многие другие места, являются носителями извращенной идеологии, которая обещает личные духовные блага в обмен на бессмысленное убийство невинных людей независимо от их религиозных убеждений. Это не политика. Это не религия. Это зло, насилие и страдание. Правительство Великобритании последовательно, четко и недвусмысленно осуждает терроризм независимо от того, чем руководствуются его приверженцы. Мы не придерживаемся двойных стандартов. Думать иначе – неправильно.

Мне недавно попались слова одного российского комментатора о том, что «джентльменское соглашение» с экстремистами защищало Великобританию от нападений. Это утверждение столь же оскорбительно, сколь и неверно. Моя страна и мой народ страдали от рук террористов как у себя дома, так и за границей. Многолетний конфликт в Северной Ирландии, серия взрывов в британских городах, осуществленная Ирландской республиканской армией; в Бейруте и Чечне террористы захватывали британцев в качестве заложников; десятки граждан Великобритании погибли в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, а также во время взрыва лайнера компании «Пан Американ» над Локерби в 1988 года.

То, что «Аль-Каида» и подобные террористические группы до сих пор не преуспели в осуществлении террористических актов на территории Великобритании, не имеет никакого отношения к соглашению с террористами. Их планы провалились только благодаря тому, что они были сорваны в стадии подготовки.

В российской прессе прошло широкое обсуждение того, является ли Великобритания убежищем для потенциальных террористов. Эту тему следует обсуждать, и ее в последние годы часто затрагивает наша и иностранная пресса.

На протяжении многих лет Соединенное Королевство действительно является убежищем для тех, кто обоснованно опасается серьезных преследований у себя на родине. Да, это факт, что небольшое число людей, пытавшихся найти спасение от жестоких режимов в своих странах, воспользовалось готовностью британских властей предложить им убежище от преследования, которого они опасались у себя на родине. Мы всегда очень четко объясняем тем, кому предоставляем убежище, что им не разрешено заниматься преступной деятельностью, такой, как содействие террористическим организациям, и что мы предпримем меры против тех, кто это правило нарушит.

Печально также то, что некоторые молодые британцы, вдохновленные извращенным учением и фальшивыми обещаниями учителей, проповедующих религиозный экстремизм, отправились за границу, чтобы получить террористическое образование и принять участие в военных конфликтах, которые они считают джихадом, или священной войной против неверных. Некоторые вернулись в Великобританию, приобретя навыки, которые могут быть использованы в террористических целях. Террористы-смертники, убившие так много британцев и представителей других стран в Лондоне 7 июля, были гражданами Великобритании.

В обоих случаях те, о ком идет речь, представляют собою малую, но потенциально опасную часть нашего многонационального населения. Правительство делает все, чтобы ужасные события 7 июля не сказались на хороших взаимоотношениях между этническими и религиозными общинами, которые живут в современной Великобритании. Ужас и отвращение, выраженные членами нашей мусульманской общины (в состав которой входят 1,8 млн. человек), сравнимы с теми чувствами, которые испытали другие группы нашего общества.

Один член парламента Великобритании, мусульманин, сказал, что произошедшее является «самой сложной проблемой, которую придется решать мусульманской общине Великобритании за все время ее существования». Как сказал премьер-министр Великобритании Тони Блэр, «вместе с мусульманскими лидерами нам надо суметь противостоять этому злу, ведь группка экстремистов-смертников не представляет мусульманскую общину Великобритании, члены которой являются в высшей степени законопослушными и достойными членами общества».

Правительство также четко дало понять, что любые попытки использования последствий террористических актов в расистских целях, направленные против мусульманской общины, являются недопустимыми. Лидер нашей парламентской оппозиции при поддержке премьер-министра очень хорошо сформулировал свое отношение к этой проблеме, сказав, что «любой человек, потянувшийся за камнем, чтобы разбить окно мечети, наш враг, потому что он поступает так, как того хотят террористы».

И эти вопросы, касающиеся присутствия в нашем обществе небольшого числа экстремистов, ни в коей мере не новы для Великобритании. Ошибочно думать, что Великобритания занимает мягкую позицию в отношении терроризма. Однако всегда нужно соблюдать баланс между защитой прав и свобод граждан и необходимостью защищать население от угроз. Мы приняли ряд строгих законодательных мер, создающих для террористов неблагоприятную среду на территории Великобритании, однако сохранив при этом основные судебные гарантии. Ключевым моментом здесь является наличие убедительных доказательств причастности индивида к террористическим деяниям. Мы считаем, что это правильно. Наши законы защищают всех, кто их соблюдает, независимо от того, разделяем мы взгляды и убеждения этих людей или нет.

Мы создали крепкую законодательную базу, в которую вошли Акт о терроризме 2000 года, Акт о борьбе с терроризмом и преступностью и обеспечении безопасности 2001 года и Акт о предотвращении терроризма 2005 года.

Акт о терроризме 2000 года был принят, чтобы впервые предоставить Великобритании постоянную законодательную базу, которая охватит все формы терроризма. Среди преступлений, подпадающих под действие Акта, были названы:

– организация или прохождение обучения, использования и производства огнестрельного оружия, взрывчатых материалов, химического, биологического или ядерного оружия; или приглашение другого лица обучаться этому на территории или за пределами Великобритании;

– руководство организацией, занимающейся террористической деятельностью;

– подстрекательство другого лица к совершению террористического акта полностью или частично за пределами Великобритании;

– сбор или предоставление денежных средств или собственности террористам;

– отказ от предоставления информации, которая могла бы предотвратить террористический акт.

В рамках данного Акта Великобритания впервые ввела запрет на международные террористические организации, сделав членство и поддержку запрещенных организаций незаконными и наказуемыми. Лица, совершившие данные преступления, могут быть приговорены к тюремному заключению продолжительностью до 10 лет.

Акт о борьбе с терроризмом и преступностью и обеспечении безопасности 2001 года, принятый в ответ на события 11 сентября 2001 года, расширил возможности противостояния терроризму. Ключевые положения Акта включили в себя возможность задержания лиц, подозреваемых в международном терроризме и являющихся иностранными гражданами, до вынесения решения о депортации, а также более жесткие меры, касающиеся финансирования террористической деятельности, в том числе замораживание активов отдельных лиц или организаций, представляющих угрозу для граждан Великобритании или резидентов.

Затем в начале этого года в связи с некоторыми сложностями юридического характера (в особенности в вопросе права на задержание) в ранее принятом законодательстве правительство инициировало Акт о предотвращении терроризма 2005 года. В рамках этого Акта в целях предотвращения, ограничения и пресечения связанной с терроризмом деятельности были введены ограничения (при наличии соответствующего решения суда) на действия, передвижения, выбор места пребывания отдельных лиц, в отношении которых имеются достаточно обоснованные подозрения в террористической деятельности.

В настоящее время правительство проводит консультации в отношении других законодательных мер, которые, по мнению полиции и служб безопасности, помогут в борьбе с терроризмом.

Международные террористы действуют вне рамок национальных границ. И в этой связи крайне необходимо международное сотрудничество в борьбе с терроризмом. Такое сотрудничество осуществляется на ряде уровней. Ключевые вопросы решаются в рамках ООН. ООН приняла 12 конвенций, в которых речь идет о терроризме. Великобритания активно сотрудничает с Россией в вопросе достижения соглашения по предложенной Москвой Конвенции о пресечении актов ядерного терроризма, которая, мы надеемся, будет официально принята на Генеральной Ассамблее ООН осенью этого года. Эти резолюции, например, по вопросу об активах террористов, создают весьма неблагоприятную среду для осуществления их преступной деятельности. Сотрудничество в борьбе с международным терроризмом не снимается с повестки дня лидеров «большой восьмерки».

Также стоит отметить, что международные организации неустанно занимаются проблемой финансирования терроризма. Совет Европы, ОБСЕ, Совет НАТО/Россия и многие региональные организации, в том числе ЕС, также оказывают значительное содействие в борьбе с международным терроризмом. В промежутках между саммитами и генеральными ассамблеями проводится огромная работа на рабочем уровне с целью помешать действиям террористов.

Мы сотрудничаем и на двусторонней основе. Великобритания и Россия проводят регулярные встречи совместной рабочей группы и обмениваются мнениями и заключениями. Мы высоко ценим такую возможность, так как обмен информацией о действиях террористов очень важен. Однако помимо международных конвенций и формальных встреч чрезвычайно важна ежедневная работа, которую проводят наши эксперты из спецслужб, а также правоохранительные органы со своими коллегами во многих странах и которая позволяет нам срывать планы террористов и предотвращать террористические акты.

Террористы сеют ненависть и национальную и религиозную рознь. Люди разных стран, придерживающиеся различных религиозных убеждений, должны объединиться и дать им отпор и тем самым защитить себя от терроризма.

И последнее. Совершенно очевидно, что лица, считающие, что Великобритания придерживается двойных стандартов, имеют в виду Ахмеда Закаева. Поэтому я хотел бы прояснить нашу позицию.

Великобритания ответила отказом на требование об экстрадиции Закаева 13 ноября 2003 года и 26 ноября 2003 года после соответствующего рассмотрения его дела. На основании обязательств Великобритании в рамках «Конвенции ООН о беженцах» 1951 года и внутреннего законодательства ему было предоставлено убежище в Великобритании. Это решение принималось не британским правительством, а абсолютно независимым судебным органом.

Прежде чем суд сможет удовлетворить требование о выдаче, ему должны быть предоставлены убедительные доказательства причастности лица, в отношении которого выдвинуто требование об экстрадиции, к преступной деятельности, которая влечет за собою в Великобритании тюремное заключение сроком от 12 месяцев или более (данные требования изложены в Европейской конвенции об экстрадиции).

Суд также должен быть уверен в том, что лицо, в отношении которого выдвинуто требование об экстрадиции, а) не станет подвергаться негуманному обращению по возвращении на родину и б) в отношении него будет проведено честное судебное разбирательство. Когда в ноябре 2003 года судья Уоркман выносил свое решение по экстрадиции Закаева, он выразил сомнение в том, что первое условие будет выполнено.

Мы неоднократно объясняли российским властям, что им следует предоставить веские доказательства, которые смогут быть приняты судом. У российской прокуратуры по-прежнему остается такая возможность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1764
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4314
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2367
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2685

Другие новости