0
948
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.11.2005 00:00:00

Политика в стиле MTV

Дмитрий Бадовский

Об авторе: Дмитрий Владимирович Бадовский - руководитель отдела специальных программ Института социальных систем.

Тэги: культура, политика


культура, политика Дискуссии и конфликты между членами правительства часто напоминают парадоксальную клиповую стилистику.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

«Высокие риски политической неопределенности» – таков наиболее распространенный вердикт политических экспертов, бизнеса и СМИ при ответе на вопрос о том, что более всего ограничивает развитие сегодняшней России.

Иначе говоря, если есть причина, которая мешает стране максимально эффективно реализовать свой стратегический потенциал и благоприятные конъюнктурные возможности, то это непрозрачность, непоследовательность, а часто и непредсказуемость властных действий и решений в политике и экономике.

Под ковром

Объяснения подобной ситуации традиционно чаще всего сводятся к противостоянию различных башен Кремля и подъездов здания администрации президента на Старой площади по поводу вопроса о власти в России. Соответствующие объяснения дела ЮКОСа, стратегий развития «Газпрома» и «Роснефти», загадочных периодических появлений и исчезновений поста президента из текста союзной Конституции России и Белоруссии у всех на слуху.

Возвышение Сергея Иванова и выход из тени Дмитрия Медведева также во многом объясняются сложными предстартовыми маневрами операции «Преемник-2008». Даже появлению на кремлевском Олимпе фигуры Сергея Собянина приписывают некий глубокий смысл.

Все это вполне естественно. В конце концов никто не отменял справедливости стародавних слов Черчилля о том, что политическая борьба в России есть схватка бульдогов под ковром. И одним из проявлений такого способа организации политического процесса всегда являются периодически доносящиеся из-под этого самого ковра весьма противоречивые и искаженные сигналы, отражающие всю напряженность внутривидовой политической борьбы.

Однако было бы неверно и слишком поверхностно объяснять все сегодняшние примеры «раздвоения» логики властных действий и решений высокими материями борьбы за власть в стране вообще и за победу на выборах 2008 года в частности.

Мерцающие правительства

Есть целый ряд иных особенностей современной российской политической системы, объясняющих гораздо более многочисленный класс, скажем так, текущих, «не судьбоносных» противоречий и нестыковок в политическом и экономическом развитии. Впрочем, эти противоречия и нестыковки также вполне серьезны – будь то богатая история дискуссий вокруг снижения НДС, незавидная судьба среднесрочной правительственной программы социально-экономического развития, сложные интриги вокруг Стабфонда и создания Инвестиционного фонда, а также бюджетный процесс и политика управления инфляцией.

Объяснение многих из этих явлений, несомненно, кроется в давно сформировавшейся и достигшей в настоящее время в России высшей фазы своего развития системе «параллельных правительств». Ее основой до недавнего времени являлось наличие в стране двух премьер-министров – реального, политического премьера в лице президента Владимира Путина и технического главы кабинета министров Михаила Фрадкова. В полном соответствии с этой структурой существовало и два полноценных органа высшей исполнительной власти – собственно правительство России и администрация президента.

Однако сами эти органы также всегда были достаточно сложны по своей внутренней организации и являлись в полном смысле слова коалиционными. Более того, соответствующие правительственные альянсы пронизывают данные структуры насквозь, «по вертикали», создавая крайне сложную и подвижную структуру реальных центров власти и принятия решений.

Результатом этого было, например, сосуществование последние полтора года уже внутри Белого дома по меньшей мере двух кабинетов министров – «правительства Фрадкова» и не всегда единого, но все же политически реального «финансово-экономического блока» во главе с Алексеем Кудриным и Германом Грефом.

Потом картина была дополнена Советом по национальным проектам «без Фрадкова», но с ключевой направляющей ролью в нем помощника президента Игоря Шувалова. А новое назначение Дмитрия Медведева дает основания предполагать, что в России появился еще и «третий премьер-министр» с некой политической перспективой, что приведет к новой перестройке «правящих коалиций» в самом Белом доме, а также в отношениях правительства с администрацией президента.

Кроме того, нельзя забывать, что непостоянными, «мерцающими» правительственными центрами в зависимости от ситуации и по тем или иным отдельным вопросам у нас традиционно являются также Центральный банк, Госсовет, Совет безопасности и аппарат правительства России как самостоятельная политическая единица. Иногда в подобной же роли выступают «парламентское большинство» Госдумы в лице политического руководства администрации президента и самой партии «Единая Россия» или даже отдельные полпреды президента в федеральных округах.

Госкапитализм

Наконец, есть еще один фактор нестабильности и противоречивости государственной политики, который непосредственно связан с доминирующей ныне государственно-капиталистической тенденцией развития России. Достаточно посмотреть на политические маневры вокруг маршрутов прокладки нефтепроводов, загадочные отзывы и «перевнесения» в Думу проекта закона о недрах, мучительные и напряженные процессы создания Объединенной авиастроительной корпорации или подготовки приватизации «Связьинвеста».

Становится очевидным, что стремительное и нарастающее овладение государством командными высотами в экономике выражается не только в повседневной борьбе групп интересов за контроль над теми или иными ресурсами. Важнее другое – сами по себе и новые и старые государственные корпорации превращаются в таких же политических субъектов выработки (или по крайне мере корректировки) государственной политики, как собственно госорганы управления. Подчас в их отношениях с правительством уже достаточно трудно понять, кто кем руководит, в том числе в процессе принятия не только отраслевых, но и вполне макроэкономических решений.

Тем более если вспомнить, что системной практикой современного российского госкапитализма является председательство в советах директоров крупнейших корпораций разных правительственных и президентских чиновников, являющихся ключевыми участниками и системы «параллельных правительств», и стратегических властных противоборств на высшем уровне.

В стиле клипа

Вроде бы логика системы более или менее понятна. Однако закончить на этом изучение причин «высоких рисков политической неопределенности» все-таки нельзя. Ведь не меньшую роль здесь играет, скажем так, политико-культурная подоплека, а именно все нарастающее тяготение российской политики к совершенно определенному – клиповому – стилю.

Понятие клип-культуры вообще одно из базовых для теорий современного информационного общества, и у подобных тенденций в политике, несомненно, есть объективная логика. Причем это касается не только России. Помимо собственно растущей роли медиа в политической коммуникации нельзя забывать, например, и о постепенном приходе в политику новых поколений «next», поколений «X», воспитанных на соответствующей современной культуре.

В нашей стране немаловажное значение имеет и то, что сама устойчивость современного российского политического режима во многом опирается на рейтинг и популярность главы государства, а постоянное стимулирование общественной поддержки, соответственно, превращается в основной способ воспроизводства политической стабильности.

И, как уже давно и многократно говорили политологи, секрет «тефлонового Путина» и абсолютной устойчивости его рейтинга в том, что он в зависимости от ситуации сам играет то одну, то другую политическую роль, держит политическую инициативу и новизну. Становится то правым, то левым. То современным менеджером, то национальным лидером. То строгим руководителем, то «одним из нас». То поборником советских ценностей, то глашатаем новой современной России. Предельно богатый и разнообразный видеоряд только укрепляет эффективность такого политического стиля «фьюжн».

Проектное мышление

Но у клиповой политической стилистики есть и оборотная сторона. Прежде всего она сама по себе порождает множество примеров «удивительности» политического процесса. Ведь клипы крайне редко бывают связаны между собой, они предполагают мозаичность реальности и ее восприятия, короткометражность, быструю смену планов и картинки, интересный монтаж и экшн. Приветствуется парадоксальность, презентация того, что никто и никогда еще не делал, или того, что невозможно в «обычной реальности».

Подчас только используя такую логику и можно объяснить особенности, например, отдельных заседаний правительства с метафорическими дискуссиями между министрами или существование в современной России Андрея Илларионова в должности экономического советника президента.

Соответствующая политическая стилистика во многом диктует созревание и реализацию в окружающей нас политической действительности многих проектов – от смены государственных праздничных дат до движения «Наши». От «правых маршей» до идей выноса Ленина из Мавзолея. Здесь еще нужно всегда учитывать, что в клиповой логике заведомо много шансов на превращение в новый проект имеют те идеи, которые обладают статусом «тотальной новизны» – реализуются «впервые» и «прецедентно».

Короткая реальность

Но главное в клиповой политике то, что это сиюминутная политика «здесь и сейчас», политика сегодняшнего дня, его новостей и его задач. Клиповая система – это «короткая реальность», без прошлого и будущего, без взаимосвязей с окружающей действительностью во времени и пространстве. Без памяти и планирования.

Поэтому в клиповой политике вполне допустима слабая связанность отдельных политических действий между собой, множественность постоянно сменяющих друг друга взглядов на один и тот же предмет или проблему. Здесь остается крайне мало вещей, не подвергающихся сомнению, т.е. фундаментальных ценностей и принципов. Здесь практически нет места стратегическому планированию и постановке целей на 10, 15, 20 лет вперед – в лучшем случае взгляд в будущее простирается до очередных выборов.

Из-за всего этого мы часто оказываемся страной с «непредсказуемым прошлым». Или наблюдаем печальную судьбу различных структурных и социальных реформ, которые проваливаются в силу столкновения «клипа проекта реформы» с реальностью и необходимостью повседневной реализации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
725
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
639
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
752
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
519

Другие новости