0
1355
Газета Идеи и люди Интернет-версия

27.01.2006 00:00:00

Официальные представители и независимые эксперты

Владимир Карташкин

Об авторе: Владимир Алексеевич Карташкин - доктор юридических наук, профессор, председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ в 1996-2002 гг.

Тэги: оон, реформирование


В минувшем году исполнилось уже 60 лет, как существует Организация Объединенных Наций. Несмотря на критику, все чаще звучащую в последнее время в адрес этого международного института, ООН по-прежнему остается уникальным форумом для обсуждения и согласования позиций международного сообщества, сохраняя за собой роль ведущей правозащитной организации. Учитывая те важнейшие решения, которые были в рамках 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН – на так называемом «Всемирном саммите-2005» в Нью-Йорке, сейчас крайне важно подвести итоги сотрудничества государств в области прав человека на протяжении последних десятилетий и поразмышлять о его перспективах.

Именно Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав и свобод человека – основной свод международных нормативных стандартов в области прав человека. Надо, однако, иметь в виду, что она является не международным договором, а лишь резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН и потому не может рассматриваться как юридически обязательный документ. Но в международном праве наряду с договорным значительную роль в нормотворческом процессе играет обычное право, которое формулируется в результате международной практики и постепенно признается государствами в качестве юридических норм. Подобным же образом основные права и свободы, провозглашенные во Всеобщей декларации, рассматриваются сейчас практически всеми государствами в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм. При этом изложенные во Всеобщей декларации прав принципы и нормы постоянно развиваются и уточняются по мере заключения все новых и новых международных соглашений.

Развитие положений Всеобщей декларации прав человека происходило в процессе принятия более чем 50 основополагающих международных кодексов, договоров и соглашений по правам человека. Среди них можно выделить семь основных международных соглашений. Это Пакт о гражданских и политических правах, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток, Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Эти соглашения принято считать основными, поскольку именно в соответствии с ними при ООН в рамках Комиссии по правам человека созданы комитеты, которые наблюдают за выполнением требований этих документов. Впервые предложения о необходимости создания какого-либо контрольного механизма по наблюдению за реализацией Декларации прав человека были внесены еще в ходе разработки этого документа в 1947–1948 годах, однако в то время подобные идеи были отвергнуты. Первые комитеты под эгидой ООН по контролю за соблюдением положений основных международных соглашений по правам человека были учреждены спустя почти 20 лет после того, как такие мысли были высказаны.

Наряду с комитетами, которые рассматривают доклады государств, межгосударственные жалобы и жалобы отдельных лиц на нарушения их прав и свобод, большую роль в реализации положений Всеобщей декларации прав человека играют Комиссия ООН по правам человека и Подкомиссия ООН по поощрению и защите прав человека. Комиссия ООН по правам человека состоит из представителей 53 государств-членов, а в Подкомиссию по поощрению и защите прав человека входят 26 экспертов, выступающих в личном качестве. Безусловно, такая структура органов внутри ООН, объединяющая как представителей государств, так и независимых экспертов, дает возможность Организации Объединенных Наций вырабатывать решения, в наибольшей степени отвечающие тенденциям развития современных международных отношений.

В ООН широко обсуждаются вопросы реформирования организации, причем предложения по реформированию касаются и Комиссии по правам человека, и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека. Комиссия в последние годы подвергается серьезной критике, многие обвиняют ее в том, что она руководствуется не интересами защиты прав человека, а субъективными интересами государств, входящих в ее состав. Подобные взгляды выражают не только неправительственные организации, но и политические и общественные деятели. Критика, высказываемая в адрес комиссии, заслуживает самого тщательного рассмотрения. Действительно, в состав этого органа входят не только демократические государства, но и такие, на территории которых имеют место широкомасштабные нарушения основных прав и свобод человека. Многие из них стремятся стать членами комиссии, чтобы иметь возможность защитить собственные интересы и приглушить критику в свой адрес. Тем не менее комиссия ежегодно принимает резолюции, осуждающие нарушения прав человека многими странами, в том числе и теми, которые являются ее членами.

По-видимому, Организации Объединенных Наций следует обратить пристальное внимание на порядок избрания членов Комиссии по правам человека. В настоящее время этот орган состоит из представителей 53 государств, избираемых на три года Экономическим и социальным Советом (ЭКОСОС) ООН, при этом 15 мест в комиссии предоставляется африканским государствам, 12 – азиатским, 11 – латиноамериканским, 10 – западным и 5 – восточноевропейским. В процессе реформирования ООН, на мой взгляд, следует принять решение о том, что государства, не ратифицировавшие большинство базовых международных соглашений по правам человека, о которых я упоминал, не должны избираться членами комиссии.

В известном докладе «Безопасный мир – наша общая ответственность», подготовленном по поручению генерального секретаря ООН группой высокого уровня и представленном ему 1 декабря 2004 года, предлагалось внести определенные изменения в структуру ООН и в ее деятельность, и в том числе изменить состав Комиссии ООН по правам человека. Однако принять предложение этой рабочей группы и сделать состав комиссии универсальным, то есть включить в нее представителей всех государств – членов ООН, означает, по моему мнению, заранее обречь будущую деятельность комиссии на неудачу. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, напомню, сначала выступил в поддержку предложения рабочей группы об изменении состава Комиссии по правам человека, однако затем подчеркнул необходимость сокращения числа ее членов. Учитывая опыт и практику работы комиссии, следует, по-видимому, или сохранить ее нынешний численный состав, или незначительно уменьшить его, уделив особое внимание выборам его членов.

Заслуживает особого внимания также решение о преобразовании Комиссии по правам человека в Совет по правам человека, принятое на «Всемирном саммите-2005». Наиболее безболезненным, на мой взгляд, было бы сделать Совет по правам человека вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи, что не повлечет изменений в Уставе ООН. Совет по правам человека, как подчеркивается в итоговом документе саммита, будет нести ответственность за обеспечение всеобщей обязанности уважать и защищать права и основные свободы всех людей без каких-либо различий и на справедливой и равноправной основе. Председателю 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по итогам саммита было поручено провести переговоры с членами Организации Объединенных Наций с целью определить мандат, принципы, функции, членский состав, методы работы и процедуры совета.

Как показывает 60-летняя деятельность Комиссии по правам человека, ее работа не может быть плодотворной без вспомогательных органов и значительного числа процедур, а также проведения исследований по актуальным вопросам, относящимся к правам человека. Поэтому сейчас все более значимой становится подкомиссия по поощрению и защите прав человека, состоящая не из представителей государств, а из независимых экспертов. Основная деятельность подкомиссии заключается в том, что она проводит исследования по актуальным проблемам, относящимся к правам человека, таким как глобализация и ее воздействие на осуществление прав человека; права неграждан; мирные и конструктивные способы обеспечения прав меньшинств, в том числе национальных; последствия деятельности транснациональных корпораций, и т.п. На основании этих исследований подкомиссия разрабатывает различные рекомендации и предлагает Комиссии по правам человека принять те или иные резолюции.

В ходе обсуждения путей реформирования ООН подкомиссия высказалась против идеи о ее замене группой экспертов из 15 человек (такое предложение, кстати, содержалось в упомянутом выше докладе генеральному секретарю ООН) и приняла развернутый документ под названием «Роль независимого экспертного органа как составной части механизма ООН». В этом документе подкомиссия пришла к выводу, что независимый экспертный орган, если он будет создан, должен быть достаточно большим по своему составу, чтобы не только представлять различные регионы мира, но и отражать различия, которые существуют внутри отдельных регионов, учитывать различные юридические системы, национальные и региональные особенности. Как показывает опыт работы подкомиссии, такой орган, чтобы быть эффективным, должен состоять не менее чем из 25–26 независимых экспертов. Их следует не назначать, а выбирать для придания этому органу открытости и демократизма.

Ситуация с преобразованиями, которые планируется провести в Комиссии по правам человека и Подкомиссии по поощрению и защите прав человека, лишний раз демонстрирует нам, что реформирование ООН – это длительный и довольно болезненный процесс. И самое главное в нем состоит в том, чтобы не допустить навязывания международному сообществу точки зрения той или иной державы, решений, отражающих лишь ее эгоистические интересы. Реформирование ООН в конечном счете должно привести к расширению возможностей организации по поддержанию международного мира и безопасности, а также способствовать наилучшей реализации основных прав и свобод человека, провозглашенных Всеобщей декларацией прав 1948 года и другими международными документами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2211
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4968
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2729
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3142

Другие новости