0
1172
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.08.2006 00:00:00

Как нам вырастить себе Бжезинского

Сергей Костяев

Об авторе: Сергей Костяев - преподаватель Государственного университета - Высшей школы экономики.

Тэги: лобби, закон


В России необходимо принять закон о лоббизме, который, подобно своему американскому аналогу, обеспечил бы законное право граждан России знать, кто, за какую сумму и в чьих интересах «работает» со слугами народа, включая президента, депутатов Государственной Думы и федеральных судей. (Замечу, что в США отдельной отраслью лоббизма является продвижение интересов в судах, и при этом используются вполне легальные методы – записки друзей суда, взносы в предвыборные фонды кандидатов в судьи в тех штатах, где судьи избираются населением подобно мэрам и членам легислатур.) Принятие такого закона облегчит законное лоббирование интересов различных заинтересованных групп.

Если же говорить о лоббировании российских интересов за рубежом, то принятие этого закона разрешит правовую проблему, которая заключается в том, что по американскому лоббистскому законодательству (закону 1938 года «О регистрации иностранных агентов», закону 1995 года «О раскрытии лоббистской деятельности», поправке Бэрда 1989 года) контракты лоббистов с клиентами ДОЛЖНЫ быть достоянием общественности. В России же, как и в любом другом государстве, где нет законодательства с таким требованием, защита коммерческой тайны противоречит принципу гласности лоббизма, принятому в развитых демократических странах, имеющих подобное законодательство (США, Канада). Выбор в пользу последнего принципа необходимо сделать и нам.

Кроме того, необходимо четко осознавать, что непременными условиями эффективного иностранного лоббизма в США являются не только тесные контакты по дипломатическим каналам с различными представителями политической элиты, но и длительные дружеские отношения со СМИ, академической элитой и различными «мозговыми центрами». России не нужно влияние на американских домохозяек, безработных и фермеров, смотрящих телевизор, на что направлено создание телеканала «Russia Today». России необходимо влияние среди политической, деловой и интеллектуальной элиты США, формирующей государственную политику. Для этого следует выпестовать в этой элите «своего» Збигнева Бжезинского, который бы нейтрально относился к России и консультировал президента США. Это именно то, чем уже сейчас стратегически мыслящий Госдепартамент США занимается в РФ посредством разветвленной сети государственных фондов и программ обменов для российских ученых, журналистов, правозащитников. Но это требует государственного подхода к политике.

Сегодня же российская власть лишь возмущается американским финансированием российских общественных организаций. При этом она не понимает, что вместо того, чтобы помогать Бушу увеличивать оборонные расходы и содержать военные базы в Средней Азии, покупая казначейские обязательства Минфина США, а потом пытаться выкурить его оттуда, эти же самые средства можно потратить в самих США, но с куда большим эффектом. Крайне желательно также не делать дурно пахнущих вещей в самой стране, вроде Благовещенска или дела ЮКОСа, способных мгновенно свести на нет эффект от всех усилий и потраченных средств. Беда в том, что у Российского государства нет стратегии внешней политики, а есть лишь оперативное реагирование. Россия, подобно кораблю без капитана, не знает, куда плыть, поэтому для нас нет попутного ветра, и применение пропаганды без ясно осознаваемых целей не принесет результатов.

Перспективы же российского лобби в США довольно скверные – по целому ряду причин.

Во-первых, там нет организованной российской диаспоры, а следовательно, нет и возможности легально финансировать выборы, поскольку по закону 1938 года «О регистрации иностранных агентов» нерезидентам запрещается делать взносы в предвыборные фонды кандидатов в органы исполнительной и законодательной власти. Правда, как и в России, в Соединенных Штатах строгость ДАННОГО закона компенсируется необязательностью его исполнения. За без малого семьдесят лет ни один лоббист не был осужден за его нарушение. Дело в том, что контроль за исполнением закона 1938 года возложен на отдел регистрации лоббистов Министерства юстиции США, который имеет право осуществлять инспекции только тех лоббистских фирм, которые уже зарегистрировались в качестве представителей интересов зарубежного государства или политической партии. Следовательно, для того чтобы избежать проверок Минюста, нужно просто не регистрироваться, что подавляющее большинство лоббистов и делает.

Контроль же за реализацией закона 1995 года «О раскрытии лоббистской деятельности», который регулирует лоббизм зарубежного бизнеса, возложен на клерка Палаты представителей и секретаря Сената Конгресса США, которые не имеют никаких полномочий для действенного контроля над лоббистами. Хотя в первоначальной версии 1992 года билля о лоббизме было положение о создании специального Управления раскрытия лоббистской деятельности с соответствующими широкими полномочиями. Но лоббисты добились исключения этого положения из окончательной версии законопроекта. А поскольку деньги – это материнское молоко политики, то выходит, что для реального и легального воздействия на политиков в Вашингтоне остается только посредническая деятельность самих лоббистских фирм, которым по закону НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ вносить свои средства в предвыборные фонды или оказывать «организационную поддержку» в пополнении этих фондов. Хотя сейчас в согласительной комиссии Палаты представителей и Сената лежит законопроект, который в случае его одобрения запретит подобную практику. Но каким он будет после окончания работы комиссии, мы узнаем в сентябре, когда конгрессмены вернутся с каникул.

Во-вторых, нет объективной основы для реального лоббирования интересов российского бизнеса в США: торговый оборот между нашими странами ничтожно мал, по его объему Россия в списке внешнеторговых партнеров Америки стоит после Нигерии.

В-третьих, российские компании по вышеуказанной причине не занимаются выстраиванием системы представительства своих интересов в США.

В-четвертых, эффективное лоббирование государственных интересов в Америке возможно лишь в случае, если государство, занимающееся таким лоббизмом, не является даже пешкой в шахматной партии Государственного департамента США. Если же государство играет хотя бы эту роль, то Госдепартамент и Белый дом не отдают дело лоббирования его интересов на откуп лоббистам (бывшим коллегам и друзьям) и лоббистские фирмы выступают в качестве пятого колеса в телеге. Госдепартамент в таких случаях старается проводить самостоятельную и осмысленную политику. А поскольку президент Путин в своей внешней политике сейчас активно играет на антиамериканизме, то и нанимать лоббистские фирмы для лоббирования государственных интересов России в таких условиях – швырять деньги на ветер. Таким образом, становится понятно, что закон о лоббизме является одной из опор демократического общества и даст нам возможность больше знать о том, кто и за какую сумму лоббирует интересы российского бизнеса в США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1364
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3566
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2018
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2300

Другие новости