0
1310
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.10.2006 00:00:00

В поисках ворот и калиток

Сергей Костяев

Об авторе: Сергей Сергеевич Костяев - преподаватель факультета мировой политики и международной безопасности ГУГН.

Тэги: лоббизм, сша, китай, израиль


лоббизм, сша, китай, израиль Правительства всех стран хотят найти поддержку у деловых кругов США, сосредоточенных на Уолл-стрит в Нью-Йорке, но сделать это непросто.
Фото Reuters

России необходимо использовать особенности политической системы США для легального лоббирования своих политических и экономических интересов. При этом необходимо принимать во внимание ряд объективных обстоятельств и правил игры, уже сложившихся в федеральном округе Колумбия. Рассмотрим четыре модели иностранного лоббизма в США и вытекающую из них стратегию РФ.

Наиболее эффективным примером государственного лоббизма в Вашингтоне является израильское лобби, аналогичной модели придерживаются Украина, Грузия, Польша и др. Основные параметры таковы: низкий товарооборот, а соответственно отсутствие базы для значимого экономического лоббизма. Основное содержание составляют политические вопросы: ядерная программа Ирана, отмена поправки Джексона–Вэника, финансовая и военная помощь и т.п. Платой за поддержку Вашингтона является вынужденное ограничение самостоятельности внешнеполитического курса и во многом вынужденная поддержка всех внешнеполитических авантюр Белого дома (Ирак, бомбежка Югославии).

Вторую модель можно назвать китайской – гигантский товарооборот, крайне низкая политическая составляющая. КНР не только крупнейший кредитор США, финансирующий американский бюджетный дефицит, но и одна из основных причин беспрецедентного дефицита торгового баланса США. Вашингтон безуспешно пытается добиться от Пекина ревальвации юаня, однако там, видимо, напоминают о том, кто платит за снижение налогов, увеличение оборонных расходов, за пособия по безработице и т.п. США находятся в серьезнейшей экономической зависимости от Китая, что позволяет последнему проводить весьма свободную внешнюю политику. Более того, своего рода «пятой колонной» выступает сам американский бизнес, заинтересованный в сотрудничестве с КНР. Он, по существу, является основной опорой китайского лобби в США, заставляющей Белый дом стыдливо закрывать глаза на нарушения прав человека и легкий антидемократизм политической системы Поднебесной.

Третья модель отчетливо видна на примере Японии и Великобритании, которые при значительном товарообороте, а значит, и существенной базе для экономического лоббизма, в силу разных исторических обстоятельств, являются сателлитами США. Тут, как в гегелевской диалектике, синтезируются черты израильской и китайской моделей – безропотная поддержка внешнеполитических инициатив Вашингтона, порой создающая серьезнейшие внутриполитические проблемы (вспомним бедолагу Тони Блэра), сочетается с развитыми внешнеэкономическими связями.

Четвертая модель – Франция, Канада, Германия – опровергает попперовскую критику диалектики старого доброго Гегеля и представляет собой «снятие» негативных моментов японской модели. Развитость экономической базы межгосударственных отношений сочетается с самостоятельной внешней политикой. Это, однако, требует больших финансовых затрат – по данным министра юстиции США, в 2000 г. лидером по объему лоббистских расходов была именно Франция, со времен де Голля известная своим фрондерством в отношении Белого дома. Еще более удивителен пример Канады, которая, казалось бы, благодаря экономическому доминированию со стороны США имела все основания стать младшим братом, однако исторические традиции берут верх: еще в период англо-американской войны 1812–1814 гг. канадцы силой оружия отвергли «предложение» Америки стать очередным штатом.

Для начала продвижения своих интересов в Вашингтоне российское руководство выбрало не самый лучший момент. В Конгрессе США отношение к нашей стране крайне негативно в связи с отменой губернаторских выборов, сворачиванием свободы электронных СМИ, делом ЮКОСа. Член палаты представителей Томас Лантос (автор закона о нашей демократии), приехавший в США из Венгрии по академической стипендии в 1947 г., создал в Конгрессе на пару с конгрессменом К.Коксом кокус «Свободная Россия», призванный содействовать демократическому развитию нашей страны. В Государственном департаменте, судя по вильнюсской речи Ричарда Чейни, дело обстоит не лучше. Вашингтонские «мозговые центры», крайне влиятельные при выработке внешнеполитического курса Белого дома, традиционно заполнены советологами и кремленологами. Правда, с последними уже начал работать частнопрактикующий вашингтонец Джеймс Дентон, рекламирующий грантовую программу российского правительства. Однако нужно понимать, что эти «мозговые центры» нужно обрабатывать очень долго и при этом не делать дурнопахнущих вещей вроде Благовещенска и дела ЮКОСа, способных мгновенно свести на нет все усилия и потраченные средства. Казалось бы, Китай тоже не жалуют в вашингтонском истеблишменте, зато очень любят в истеблишменте ньюйоркском. А деньги, как говорят в Америке, – материнское молоко политики.

Нас не любят ни на Уолл-стрит, ни в Капитолии. Зато начинают любить на К-стрит – улице, где расположены крупнейшие фирмы «по отношениям с правительством», которые одна за другой стали открывать свои филиалы в Москве. Первой стала Cassidy & Associates, крупнейшая лоббистская фирма Америки. За ней последовали Akin Gump Strauss Hauer & Feld и Hogan & Hartson, лидеры среди вашингтонских юридических фирм по размеру доходов от лоббистской деятельности. Однако, поскольку российское лобби в США не носит этнического характера, т.е. нет организованной русской диаспоры, а соответственно, и возможности легально в больших масштабах финансировать всяческие выборы, то единственным каналом влияния остаются лоббистские фирмы, которым не запрещено вносить «свои личные» средства в предвыборные фонды кандидатов. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что при наличии выработанной политической позиции Госдепартамент не обратит особого внимания на попытки лоббистских фирм изменить политический курс в отношении такого субъекта мировой политики, как Россия.

Но важно помнить, что в 1960-е гг. в Госдепе очень скверно относились к Израилю, который достиг вершин политического могущества в Вашингтоне не через узкую калитку Белого дома, а через широкие ворота Капитолия. Поэтому российскому руководству, желающему лоббировать свои интересы в США, необходимо умерить антиамериканскую пропаганду на государственных каналах и начать с израильской модели иностранного лоббизма в США, развивая экономические отношения, чтобы постепенно перейти к японской или сразу к французской. Но для этого определенно следует скорректировать не только государственную пропаганду, но и внутриполитический курс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1289
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3419
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1937
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2232

Другие новости