0
1421
Газета Идеи и люди Интернет-версия

03.11.2006 00:00:00

Дележ казенного пирога

Сергей Костяев

Об авторе: Сергей Сергеевич Костяев - преподаватель факультета мировой политики и международной безопасности ГУГН.

Тэги: бюджет, лоббизм, парламент


Рассмотрение проекта государственного бюджета на 2007 г. в Федеральном собрании РФ наводит на мысль о том, чтобы сравнить основные параметры российского бюджетного процесса с теми, которые имеют место в других странах, в частности в США. В целом 90% парламентской деятельности составляет процесс рассмотрения и утверждения государственного бюджета.

Всюду деньги

Действительно, «власть кошелька» как сущностная, родовая функция представительного органа обеспечивает функционирование системы сдержек и противовесов и контроль законодательной власти над расходами власти исполнительной.

Одним из побочных явлений бюджетного процесса в демократическом обществе является бюджетный лоббизм, или, как его называют в Америке, pork barrel – дележ казенного пирога. Особо пикантные формы он приобретает в политических системах с мажоритарной избирательной системой, где ради пополнения предвыборного фонда парламентарий волей-неволей вынужден потакать интересам местных элит, способствуя различного рода проектам, финансируемым за счет средств налогоплательщиков.

Сущность данного явления представлена в концепции «универсализма», согласно которой практически все законодатели получают свою долю бюджетного пирога безотносительно к партийной принадлежности, просто в силу необходимости формирования коалиции, призванной обеспечить прохождение соответствующего законопроекта. Тот факт, что практически все американские конгрессмены являются членами таких коалиций, объясняется, во-первых, наличием у многих законодателей возможности заблокировать или затормозить процесс утверждения того или иного проекта и, во-вторых, неопределенностью электоральных перспектив партии большинства, которая на следующих выборах может превратиться в партию меньшинства. При этом делается оговорка, что в парламентах, в которых политические партии играют существенную роль, имеет место некий «партийный универсализм», то есть распределение проектов между членами партии большинства. Это то, что сейчас имеет место в Америке и что было в России в 1990-е гг., когда в Государственной Думе доминировала КПРФ. С приходом к власти Владимира Путина бюджетный лоббизм в парламенте был практически искоренен.

Многоликий лоббизм

Результаты бюджетного лоббизма могут проявляться в нескольких организационных формах.

Первая из них – учреждение внебюджетного фонда, такого, как, например, Федеральный фонд строительства шоссейных дорог в США. Это наиболее желаемая и труднодостижимая цель любого бюджетного лоббиста, ибо создание подобной структуры, финансируемой только за счет специального целевого налога, позволяет направить себе и/или своему клиенту в карман десятки миллиардов долларов, не подлежащих ежегодному утверждению парламентскими комитетами.

Вторая – создание программы адресной помощи, которая относится к типу обязательных расходов, осуществляемых автоматически по строго фиксированным правилам, например, программы поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию. Каждая группа в период усиления своего влияния стремится перевести лоббируемые ею ассигнования в категорию обязательных расходов (mandatory spending), не подлежащих ежегодному утверждению, отсюда и трудности с регулированием бюджетного дефицита.

Третья – выделение гранта, скажем, от федерального правительства правительству штата, а от него местному, или гранта на исследования какому-либо крупному университету. Представители региональных и местных органов власти, а также университетов составляют значительную часть корпуса вашингтонских лоббистов.

Четвертая форма реализации бюджетного лоббизма – государственные займы и кредитные поручительства. В США государственные займы обильно выдаются сельскому хозяйству, строительным предприятиям, малому бизнесу и экспортерам через Экспортно-импортный банк для продвижения экспорта. Государственными займами не брезговали такие компании, как «Боинг», «Крайслер», «Локхид-Мартин». В международных торговых конфликтах это всегда расценивается как скрытое субсидирование. Данная форма легко достижима и наиболее демократична, поэтому она чаще всего используется новичками на Капитолийском холме, пока еще неспособными протащить программу целевой помощи или выделение гранта.

Пятая форма бюджетного лоббизма – программы государственного страхования, например, страхование урожая сельскохозяйственных культур.

Шестая – специальный проект, статья в бюджетном законопроекте, закрепляющая строго фиксированную сумму на финансирование конкретного проекта в избирательном округе заинтересованного конгрессмена. До начала 1980-х гг. количество специальных проектов в принимаемых законах было ничтожно, и все проекты реализовывались напрямую через федеральные ведомства. Но со времен жесткого конфликта между президентом-республиканцем Рональдом Рейганом и демократическим Конгрессом число таких проектов резко возросло, поскольку только в законодательной форме конгрессмен мог обеспечить попадание денег адресату через громоздкую и запутанную систему федеральных ведомств. С тех пор взаимное доверие исполнительной и законодательной властей в США так и не было восстановлено.

В России с начала 2000-х гг. все многообразие форм бюджетного лоббизма было, к счастью, сведено к федеральным целевым программам, а основными субъектами бюджетного лоббизма теперь выступают главы наиболее влиятельных субъектов Федерации – Юрий Лужков, Валентина Матвиенко, Аман Тулеев и др.

Точки доступа

Основные точки доступа к бюджетному процессу, используемые заинтересованными группами, – это, во-первых, подразделения министерств и ведомств, разрабатывающие проекты бюджетов своих структур. Во-вторых, это Административно-бюджетное управление (АБУ) президента США и бюджетная комиссия Минфина в РФ, сводящие все проекты воедино в соответствии с «национальными» (и/или групповыми) приоритетами. Влияние на АБУ и Минфин – самая заветная мечта любого бюджетного лоббиста, доступная лишь тем, кто в состоянии потратить несколько десятков миллионов долларов на предвыборную кампанию президента.

В-третьих, бюджетные комитеты Конгресса и Госдумы. В-четвертых, в США это специализированные комитеты по различным отраслям управления (вооруженным силам, энергетике, международным делам и т.п.), в которых разрабатываются рамочные законы, дающие право на расходование средств в рамках той или иной программы.

В-пятых, комитеты по ассигнованиям Конгресса США, принимающие (или, что чаще, не принимающие) к 1 октября – к началу финансового года, – 11 законов о выделении конкретных средств (appropriation bills). Членство в комитетах по ассигнованиям рассматривается конгрессменами не только как электоральный ресурс, позволяющий оказывать услуги, повышающие объем средств в предвыборном фонде, но и просто как возможность повысить личное благосостояние. Например, член комитета по ассигнованиям Палаты представителей демократ А.Молохан учредил 5 некоммерческих организаций, а затем направил на их счета 250 млн. бюджетных долларов, за что угодил под расследование ФБР.

В-шестых, согласительные комиссии Палаты представителей и Сената, вырабатывающие итоговый вариант законопроекта в том случае, если версии палат отличаются друг от друга. В-седьмых, партийные клубы конгрессменов, предоставляющие возможность всем желающим пообщаться за ланчем с конгрессменами за определенную плату. Например, в созданном по образцу «Комитета демократических лидеров» «Республиканском партнерстве главной улицы» можно, заплатив 15 тыс. долл., дважды отобедать с конгрессменом, а за 25 тыс. долл. – трижды.

В России в 2000-е гг. эффективность бюджетного процесса повысилась – в противовес постоянным проблемам в данной сфере в США. Многочисленные формы бюджетного лоббизма были сведены к федеральным целевым программам, основными точками доступа теперь являются администрации президента и правительство. Многообразные субъекты дележки бюджетного пирога лишились доступа к средствам налогоплательщиков. Все это заслуживает позитивной оценки. Тем не менее эффективность собственно бюджетной политики оставляет желать лучшего, но это уже предмет отдельного разговора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1312
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3461
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1957
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2249

Другие новости