0
1334
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.02.2007 00:00:00

Чувство удовлетворения и кризис иллюзий

Леонид Седов

Об авторе: Леонид Александрович Седов - ведущий сотрудник Аналитического центра Юрия Левады.

Тэги: опрос, преемник, белоруссия, путин, грызлов


Аналитический центр Юрия Левады (Левада-центр) подвел итоги январского репрезентативного опроса, посвященного некоторым аспектам социально-политического положения в России и политических процессов в мире. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Статистическая погрешность таких исследований не превышает 3%.

Россия и славянские братья

В контексте «нефтегазовых конфликтов» между Москвой и Минском, а ранее между Москвой и Киевом особенно показательны данные опросов, касающиеся отношений России с Украиной и Белоруссией – нашими «славянскими братьями». Для 57% россиян не является заграницей Украина, для 61% – Белоруссия (см. таблицы 1 и 2). Похоже, до населения России и до ее политической элиты с трудом доходит, что украинская и белорусская государственность – необратимая реальность. Этот мучительный процесс осознания вызывает характерные комплексы – отторжение, инфантильную обиду.

Украину чаще отказываются считать заграницей москвичи, склонные голосовать за «Справедливую Россию»; Белоруссию чаще не считают иностранной державой москвичи из числа сторонников Сергея Глазьева. Затрудняются определить свою позицию в этом вопросе сельские жители Уральского округа.

Более того, две трети российских жителей убеждены в том, что русские, украинцы и белорусы – три ветви одного народа, и только 20% полагают, что это разные народы. И, конечно, считающих так больше среди не признающих в Украине и Белоруссии заграницу (84%), чем в числе тех, кто заграницу в них признают (66%). Целых 8% людей в стране не считают население трех республик одним народом, но все же Украина и Белоруссия для них не заграница. Значительная часть этих людей (47%) считает российскую внешнюю политику сиюминутной, лишенной стратегии и, в частности, не одобряет повышение цен на газ для Белоруссии. В среднем же такого взгляда на внешнеполитический курс РФ придерживаются 33% населения.

Между тем притязания России на особую роль имперского плана на постсоветском пространстве, уходящие корнями в глубокое прошлое, недавно оказались несостоятельными на Украине и терпят все большие неудачи в Белоруссии. Декабрь 2006 г. в этом смысле явился переломным моментом в частичном преодолении иллюзий относительно проекта объединения с самым, как представлялось, вероятным кандидатом на интеграцию – Белоруссией.

Пока сближение и даже объединение с Белоруссией остается светлой мечтой преобладающего большинства опрошенных, но число противников сближения резко увеличилось (см. таблицу 3). За сближение чаще высказываются сторонники Глазьева, живущие в Северо-Западном федеральном округе.

Мотивы желания или нежелания сближаться выявлялись посредством специальных вопросов.

Так, на вопрос «Что хорошего в сближении России с Беларусью?» были получены следующие ответы: «восстановление экономических связей, облегчение коммуникаций с европейскими странами, стимул к возрождению экономики» – 34%; «восстановление родственных, гуманитарных связей» – 27%; «возрождение единой страны, бывшего единства» – 27%; «возрождение сильной державы, укрепление позиций на международной арене» – 22%; «укрепление обороноспособности, военной мощи» – 20%; «Лукашенко как возможный политический лидер России» – 4%; «нет ничего хорошего» – 8%; затруднились с ответом 16%.

А вот как распределились ответы на противоположный вопрос – «Что плохого в сближении России с Беларусью?»: «нет ничего плохого» – 35%; «политические амбиции Лукашенко, возможность, что он станет нашим президентом» – 18%; «экономические проблемы, возможное ухудшение экономического положения России» – 17%; «возможное ухудшение отношений с Западом, ухудшение репутации России на Западе» – 6%; «дефицит, очереди и другие явления застойных времен в Белоруссии» – 6%; «нарушения демократических свобод, прав личности в Белоруссии» – 5%; затруднились с ответом 22%.

Желание видеть Александра Лукашенко российским политиком чаще выражают жители Северо-Запада России, сочувствующие коммунистам. Те, у кого Белоруссия ассоциируется с застоем, дефицитом и очередями, чаще встречаются в Москве и Сибири в числе намеревающихся голосовать за Дмитрия Медведева.

Кстати, широко распространяемый левыми миф о высоком качестве жизни в Белоруссии большинством россиян не разделяется. На вопрос «Где сейчас лучше живется: в России или Беларуси?» 54% респондентов ответили «В России», 18% – «В Беларуси», затруднились с ответом 28%.

Характерно, что объединение с Белоруссией пользуется, по сути, такой же поддержкой большинства россиян, как и просто сближение. На вопрос «Если бы в России проходил референдум по вопросу скорейшего объединения России и Беларуси в единое государство, вы бы проголосовали за или против этого?» ответ «за» дали 64%, «против» – 17% (против чаще голосуют респонденты, относящие себя к высокостатусному слою и являющиеся сторонниками Дмитрия Рогозина), «не стал бы голосовать» – 7%, затруднились с ответом 15%.

Эти результаты обусловлены, в частности, ожиданиями большинства, что экономическое положение от объединения, во всяком случае, не ухудшится. Отвечая на вопрос «Изменится ли экономическое положение России в случае ее объединения с Беларусью, и если да, то в лучшую или в худшую сторону?», 33% респондентов сочли, что в этом случае оно изменится в лучшую сторону, 18% – что в худшую сторону, 31% – что не изменится, и 18% затруднились.

Разбор полетов

Разрешение российско-белорусского нефтегазового конфликта большинство россиян сочло выгодным для обеих сторон.

В целом большинство россиян (52%) поддержали меры по повышению цен на газ для Белоруссии; не одобрили эти меры 28%, затруднились высказать свою точку зрения 20%. Напротив, решение правительства Белоруссии ввести в ответ транзитные пошлины на российскую нефть большинство (42%) не сочло адекватной ответной реакцией; 27% не смогли высказать свою точку зрения. Наиболее решительно не согласились с этой реакцией соседа представители верхушки среднего класса и те, кто затрудняется в ответе на вопрос, считать или нет Белоруссию заграницей.

Представления россиян о том, какими должны быть цены на газ для Белоруссии, во многом совпали с тем, что было предложено Россией, без каких-то особых преференций для «ближайшего союзника». 18% опрошенных полагают, что справедливая цена на российский газ для Белоруссии должна быть такой же, как на внутреннем российском рынке, 15% – выше, чем на внутреннем российском рынке, но ниже, чем для Украины, 31% – такой же, как для Украины, 21% – такой же, как для Западной Европы. Затруднились с ответом 15%.

В итоге на Белоруссию россияне возложили большую ответственность за конфликт (здесь также сказывается такое культурно-генетическое свойство русских людей, как поддержка своего начальства в ситуациях противостояния «чужим»). На вопрос «Кто несет ответственность за «нефтегазовый» конфликт?» 10% ответили «руководство России», 23% – «руководство Белоруссии», 38% – «руководство обеих стран» (точка зрения, чаще присущая жителям Уральского округа и сторонникам Рогозина), 19% – «не политики, а олигархи», 11% затруднились с ответом.

Разрешение конфликта относительное большинство россиян сочло выгодным как для России, так и для Белоруссии. По мнению еще большей доли опрошенных, он пагубен для обеих сторон. При этом 10% находят, что от того, как разрешился конфликт, в выигрыше оказалась Россия, 11% – что Белоруссия, 28% – что достигнут компромисс, устраивающий все стороны, 23% – что все оказались в проигрыше, и 20% затруднились с ответом.

В отношении способов воздействия на Белоруссию в случае подобных конфликтных ситуаций относительное большинство россиян стоит за ответные экономические санкции. На вопрос «Каким образом следует действовать российским властям в случае подобных действий со стороны Беларуси (несогласованного введения пошлин, отбора нефти и газа из трубопроводов и т.п.)?» 16% ответили «обратиться к международному арбитражу», 23% – «применить дипломатические санкции», 38% – «применить экономические санкции», 2% – «применить военную силу», 28% затруднились с ответом.

Одним из следствий конфликта явилось существенное ухудшение имиджа Лукашенко в глазах россиян и увеличение числа тех, кто считает, что смена его у власти в Белоруссии была бы в интересах России (см. таблицу 4). За уход Лукашенко чаще высказываются относящие себя к верхушке среднего слоя сторонники СПС.

На вопрос «С каким из следующих мнений о президенте Беларуси Лукашенко вы бы скорее согласились?» были получены следующие ответы: «уважаемый лидер белорусского народа» – 30%; «последний на сегодняшний день диктатор в Европе» – 10%; «единственный настоящий друг России» – 5%; «хитрый и коварный политик, способный на все что угодно» – 31%; затруднились ответить – 24% (чаще это жители Урала из числа симпатизирующих СПС).

Заметно хуже стали относиться у нас и к самой Белоруссии. Соотношение ответов «очень хорошо», «в основном хорошо»/ «в основном плохо», «очень плохо» составило 73/19, что знаменует собой падение по сравнению не только с пиковым показателем июня 2003 г. (90/7), но и с наилучшим результатом прошлого года (84/9).

Сильно потускнел образ Белоруссии как союзника России, каковую роль этой страны до последнего времени подчеркивали 45% россиян. В январском опросе были получены следующие ответы на вопрос «Кем является сейчас Беларусь для России?»: «страна-союзник» – 31%; «страна-нахлебник» – 25%; «недружественная России страна» – 7%; «обычная близлежащая страна» – 30%; затруднились ответить 6%.

Следующие ответы характеризовали взгляд россиян на нынешние отношения между Россией и Белоруссией: «прохладные» – 26%, «нейтральные» – 22%, «добрососедские» – 16%, «напряженные» – 14%, «довольно теплые» – 10%, «дружеские» – 8%, «враждебные» – 1%, затруднились ответить – 4%. До конфликта, в августе 2006 г., добрососедскими отношения называли 28%, дружественными – 15%, а прохладными, напряженными, враждебными – в сумме 16%.

Анатомия доверия

В январском опросе целый блок вопросов был посвящен выяснению того, какие доли людей удовлетворены или не удовлетворены жизнью в целом и отдельными сторонами своего существования.

Ответы на вопрос «Насколько вы в настоящее время удовлетворены своей жизнью в целом?» показали значительное преобладание удовлетворенных: «вполне удовлетворен» – 17%; «скорее удовлетворен» – 51%; «скорее не удовлетворен» – 22%; «совершенно не удовлетворен» – 6% (естественно, что полностью не удовлетворенных много среди бедноты, но труднее понять, почему о полной неудовлетворенности сообщила треть сторонников СПС); затруднились ответить 4%.

Соотношение положительных и отрицательных ответов в этом вопросе составляет 68/28, или 2,43; назовем это коэффициентом удовлетворенности. Если говорить о конкретных сферах жизни, то отрицательный баланс ответов и соответственно коэффициент, меньший единицы, имеют место только в двух случаях: в вопросе о материальном положении семьи (35/64 и 0,55) и в вопросе о состоянии окружающей среды (45/53 и 0,85). В остальном же большинство людей заявляет о своей удовлетворенности.

В электорате Владимира Путина соотношение удовлетворенных/ не удовлетворенных жизнью несколько выше среднего – 71/25; выше также удовлетворенность жилищными условиями – 62/38. Рейтинг одобрения деятельности президента в январе составил 81/19, что пока еще чуть уступает максимальным значениям, достигнутым в ноябре 2002 г. (83/15) и в декабре 2003 г. (84/14). В числе политиков, пользующихся наибольшим доверием, Путин получил 49% упоминаний – на 4 процентных пункта больше, чем в минувшем декабре. На президентских выборах в случае участия в них Путина за него проголосуют 34% от списка.

Ответы на вопрос «Какие слабые стороны есть у В.Путина?» показывают: 65% опрошенных (чаще – жители Урала и избиратели Рогозина) не смогли назвать его недостатки. Мнения о слабостях президента распределились так: «много говорит – мало делает» – 12%; «управляемый, зависимый» – 9%; «отсутствие четкой политической линии» – 7%; «слабый, слабовольный» – 3%; «отсутствие опыта государственной деятельности» – 2%; «мафиозный, коррумпированный» – 2%; «амбициозный, самовлюбленный» – 2%; «серый, незаметный, невыразительный» – 2%; «ничем себя не зарекомендовал, не сделал ничего серьезного» – 2%; «неспособный на компромиссы, конструктивный диалог» – 2%; «пассивный, безынициативный» – 1%; «коварный, мстительный» – 1%; «скандальный, вызывающе себя ведет» – 0,3%, «безответственный, несерьезный» – 0,1%, другое – 4%.

Отсутствие четкой политической линии чаще усматривают резиденты Дальнего Востока, сторонники СПС. Серость, незаметность отмечают также жители Дальнего Востока, но уже яблочники по своим настроениям.

Среди сильных сторон Путина первое место (61% упоминаний) занимает позиция «деловой, активный, энергичный». Распределение ответов по другим позициям имеет следующий вид: «образованный, хороший профессионал» – 46%; «интеллигентный, культурный» – 43%; «умный, способный, талантливый» – 38%; «серьезный, ответственный» – 38%; «опыт политической, государственной деятельности» – 32%; «приятный, симпатичный, обаятельный» – 32%; «лидерские качества, способность увлечь других» – 30%; «сильный, волевой, мужественный» – 26%; «способный на компромиссы, конструктивный диалог» – 25%; «последовательная политическая линия» – 22%; «честный, порядочный, некоррумпированный» – 22%; «зрелый, опытный» – 21%; «независимый, самостоятельный» – 20%; затруднились ответить 8%.

Ум, талант чаще способны признать в Путине уральцы, сторонники Глазьева. Приятным, обаятельным его также находят жители Уральского округа.

Необходимо отметить, что за прошедшие два года к лучшему меняется мнение людей об окружении Путина (см. таблицу 5). Большинство опрошенных признает в окружающих президента «боярах» государственных мужей, озабоченных проблемами страны.

В ожидании 2008 года

В гипотетических президентских выборах без участия Путина кандидаты из его окружения (Д.Медведев и С.Иванов) значительно опережают любого из оппозиционных кандидатов (см. таблицу 6).

У правого Владимира Рыжкова и левого Сергея Глазьева примерно равная численность электората. Глазьев пользуется сравнительно большей поддержкой на Дальнем Востоке со стороны избирателей «Справедливой России». Рыжкова больше поддерживают сторонники СПС в Южном федеральном округе, люди с высшим образованием.

Надо сказать, что именно в электорате СПС и в Южном округе люди наиболее отрицательно отнеслись к мерам по ограничению торговли иностранцев на рынках, полагая, что они приведут к росту цен и никак не повлияют на рост преступности. Таково же и мнение большей части населения России: мнение, что эти меры будут иметь своим следствием повышение цен, разделяют 51% опрошенных (27% – что влияния на цены не будет), и 26% полагают, что они увеличат уровень преступности (38% – что никак не скажутся на нем).

В случае отсутствия кого-либо из указанных в таблице кандидатов число затруднившихся увеличивается до 53% и число отказывающихся от голосования вырастает до 22%, то есть 27% достаточно тверды в своем выборе, а остальные могут поменять свое решение, и тогда электорат С.Иванова может увеличиться на 8%, Д.Медведева – на 6% (от списка). Для Рыжкова, как ни удивительно, может оказаться выигрышным неучастие Зюганова, часть молодых избирателей которого (особенно в Северо-Западном округе) вольется в электорат Рыжкова. Явлинский несколько выиграет в случае неучастия Касьянова, забрав себе его сторонников на Дальнем Востоке.

На исход выборов если не решающим, то весьма существенным образом может повлиять поддержка того или иного из кандидатов Владимиром Путиным.

Так, 38% опрошенных (на 8 процентных пунктов больше, чем в 2005 г.) заявляют, что на выборах 2008 г. проголосуют за кандидата, предложенного Путиным. (Наибольшую послушность такого рода обнаруживают москвичи, ожидающие, что Путин укажет на Медведева.) И наоборот, твердых антагонистов Путина, собирающихся принципиально голосовать за другого кандидата, а не за того, кого предложит Путин, насчитывается 13% (20% в 2005 г.). Доля рассудительных и самостоятельных людей, чей выбор будет зависеть не от мнения сменяющегося президента, а от обстоятельств, составила 32%, затруднившихся ответить – 16%.

Вместе с тем лишь 34% респондентов, то есть несколько меньше людей, чем те, что собираются следовать выбору президента, высказываются за то, чтобы президент назвал своего преемника. Большинство – 39% – все же хотело бы избежать давления со стороны президента.

Таблица 1. Ответы на вопрос: ⌠Считаете ли вы Украину заграницей?■ (% от числа опрошенных)

Сентябрь Ноябрь Ноябрь Август Январь
2001 2004 2005 2006 2007
Да 31 28 32 37 40
Нет 65 68 63 59 57
Затруднились ответить 4 4 5 4 3

Таблица 2. Ответы на вопрос: ⌠Считаете ли вы Белоруссию заграницей?■ (% от числа опрошенных)

Март 2006 Январь 2007
Да 29 36
Нет 67 61
Затруднились ответить 4 3

Таблица 3. Ответы на вопрос: ⌠Вы были бы за сближение России с Белоруссией или против такого сближения?■ (% от числа опрошенных)

2005 2006 Январь 2007
За 86 81 68
Против 8 10 17
Затруднились ответить 6 9 15

Таблица 4. Ответы на вопрос: ⌠Что более соответствует интересам России: чтобы Лукашенко и далее оставался на посту президента Беларуси или чтобы его сменил на этом посту другой человек?■ (% от числа опрошенных)

Февраль 2006 Январь 2007
Чтобы оставался 48 34
Чтобы сменил другой человек 22 35
Затруднились ответить 30 24

Таблица 5. Ответы на вопрос: ⌠В.Путина сейчас окружают способные и инициативные – или ⌠серые■ и пассивные люди?■ (% от числа опрошенных)

2005 январь 2006 февраль 2007 январь
Способные и инициативные 39 37 44
⌠Серые■ и пассивные 38 39 32
Затруднились ответить 23 24 24

Таблица 6. Ответы на вопрос: ⌠За кого из этих людей вы готовы проголосовать на выборах президента России, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье?■ (% от числа опрошенных)

От всех опрошенных и определившихся От голосующих
Дек. 2006 Янв. 2007 Дек. 2006 Янв. 2007
Д.Медведев 19 17 38 33
С.Иванов 12 11 23 21
Г.Зюганов 5 7 10 14
В.Жириновский 6 7 10 14
С.Глазьев 2 3 4 5
Г.Явлинский 2 3 4 5
В.Рыжков 3 5
М.Касьянов 1 1 1 2
Н.Белых 1 1 1 1
Д.Рогозин 1 < 1 2 1
И.Хакамада 3 5
Не стал бы голосовать 18 20
Затруднились ответить 30 28

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1701
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4207
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2320
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2618

Другие новости