0
1173
Газета Идеи и люди Интернет-версия

03.04.2007 00:00:00

Миролюбивые и рассерженные

Леонид Седов

Об авторе: Леонид Александрович Седов - ведущий сотрудник Аналитического центра Юрия Левады.

Тэги: левадацентр, опрос, угрозы, яблоко, путин, сша


Прошедший март не стал исключением в ряду последних месяцев, ставивших страну перед необходимостью решения острых проблем на всех направлениях внешней политики. Здесь можно назвать и ядерные программы Ирана и КНДР, и размещение американских систем ПРО в странах Восточной Европы, и российско-американские отношения в глобальном контексте, ставшие предметом оживленной дискуссии в связи с выступлением Владимира Путина в Мюнхене, и вопросы энергетической безопасности, и нефтегазовая торговля со странами СНГ, и акции по перезахоронению останков советских военнослужащих в странах Балтии. Эти и другие аспекты внешней политики нашли отражение в мартовском опросе «Левада-центра». В нем приняли участие 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. Статистическая погрешность подобных исследований не превышает 3%.

Запросы и ожидания

Понятно, что решения, принимаемые в международных делах политической элитой, не обязательно в точности соответствуют массовым настроениям – российский политический класс во главе с президентом в этом смысле значительно более независим от общественного мнения и давления, чем политический класс в западных странах. Но все же и у нас тактические и стратегические направления внешней политики формируются с оглядкой на представления, бытующие в народе. Более того, российский начальник – это тот же русский человек, надевший погоны или загрузивший собой руководящее кресло, и ему присущи многие особенности национального менталитета, определяющие восприятие международных проблем.

Наиболее общие ориентации и ожидания людей в области внешней политики видны в таблице 1, где сведены ответы на вопрос: «Какие приоритеты во внешней политике должны быть у руководства страны?» (можно было дать одновременно несколько ответов).

Итак, первое место в перечне занимает все тот же господствовавший в сознании людей и в советское время принцип «лишь бы не было войны». Поскольку можно было давать несколько ответов, этому ответу в 53% случаев сопутствует ответ о восстановлении авторитета России и в 48% – о защите отечественных производителей. Только в четверти случаев одновременно дается ответ о противостоянии США и расширении границ влияния. Последнюю позицию чаще отмечают жители Дальнего Востока, сторонники «Яблока».

С миролюбивым мнением конкурирует по количеству сторонников мнение о восстановлении авторитета России. Заметим, что в стране достаточно много людей (11%), озабоченных этой проблемой и одновременно не одобряющих деятельность Владимира Путина, то есть не считающих, что он действует успешно в данном направлении. Впрочем, на вопрос: «Насколько успешно на протяжении последних лет Путин справлялся с проблемами укрепления международных позиций России?» – в этой группе было получено соотношение 49 (успешно)/43 (безуспешно) при среднем 64/20. Среди тех, кто делает упор на восстановлении авторитета России, много (27%) не питающих доверия ни к кому из политиков, еще больше не интересующихся политикой (46%) и мало не доверяющих Анатолию Чубайсу. Это люди, не симпатизирующие партии власти и осуждающие запреты митингов и демонстраций оппозиции. При этом они не имеют в виду демократическую оппозицию (за единый список демократических партий голосовать не намерены) и не разделяют большинства либеральных подходов. С выборами в Думу надежд на улучшение жизни они не связывают, не решили, за кого голосовать на президентских выборах, но не склонны поддержать кандидата, предложенного Путиным. В группе отмечается пониженная доля людей, хорошо относящихся к ЕС, к Украине, Грузии, много сторонников вхождения в состав России Абхазии и Южной Осетии. Велика доля тех, кто считает, что США угрожают безопасности других стран мира. Большое число людей в группе отрицательно отвечают на вопрос: «Неизбежен ли был распад социалистического лагеря?» (29/65 и 7% затруднившихся с ответом при среднем 28/50 и 22%). По демографическим характеристикам это чаще пожилые люди, живущие в провинции.

Иерархия угроз

Планы США разместить на территории Польши и Чехии свои базы ПРО вызвали напряженность в отношениях России со странами бывшего соцлагеря. Опасность, связанная с этими американскими намерениями, отчетливо ощущается подавляющим большинством россиян. На вопрос: «Существует ли угроза безопасности России в связи с размещением элементов американской системы противоракетной обороны в странах Восточной Европы?» – были получены следующие ответы: «серьезная угроза» – 32%, «некоторая угроза» – 35%, «небольшая угроза» – 13%, «нет никакой угрозы» – 7%, «затрудняюсь ответить» – 14%. Более всего мнение об угрозе со стороны размещения ПРО распространено на Дальнем Востоке и среди тех, кто на прошедших выборах отдал голоса ЛДПР.

Ядерные программы Ирана и КНДР представляются россиянам существенно менее опасными для России, чем развертывание систем американского противоракетного оружия. Из числа респондентов, которым был задан вопрос: «Что представляет сейчас наибольшую угрозу для безопасности России?» – ядерную программу Ирана назвали 9%, наличие ядерного оружия у Северной Кореи – 6%, размещение американских систем ПРО в соседних с Россией странах – 62%.

Соответственно этим взглядам население России отрицательно воспринимает возможность нанесения авиацией США удара по ядерным объектам Ирана. Ответы на вопрос: «Как бы вы отнеслись к бомбардировке Соединенными Штатами ядерных объектов Ирана, если тот откажется свернуть свою ядерную программу?» – распределились следующим образом: «целиком положительно» – 1%, «скорее положительно» – 4%, «скорее отрицательно» – 31%, «резко отрицательно» – 51%, «затрудняюсь ответить» – 12%.

Подавляющее большинство россиян считают США фактором международной опасности. Характер этой опасности описывается по-разному – в основном как стремление США к экономическому и политическому гегемонизму, но также и как прямая военная угроза. На вопрос: «Как вы считаете, существует ли сейчас угроза безопасности других стран мира со стороны Соединенных Штатов?» – 37% ответили «определенно да», 39% – «скорее да», 12% – «скорее нет», 3% – «определенно нет», и 9% затруднились с ответом.

Решительное отрицание опасности со стороны Америки чаще выражают жители Северо-Западного федерального округа с низким уровнем образования, голосовавшие на местных выборах за миноритарные партии.

Какие представления о США и их политике стоят за вышеприведенными суждениями, видно из ответов респондентов на вопрос: «Чем наиболее опасны для других стран Соединенные Штаты Америки?» (см. таблицу 2).

О возможности военного нападения на Россию чаще тревожатся москвичи, сторонники «Яблока».

Братья по соцлагерю

В течение первого срока президентства Путина России удавалось достаточно успешно реализовывать в отношениях со странами Восточной Европы принцип «больше дела, меньше политики и выяснения прошлых противоречий». Однако сегодня принцип «забудем прошлое, уставим общий лад» исповедуют скорее Венгрия и Чехия – в отличие от Польши, где память о прошлых трагедиях прочнее. Выстраиванию нормальных отношений с восточноевропейскими странами мешают и предрассудки и заблуждения массового российского сознания. Так, как видно из приведенного выше вопроса, половина населения России считает распад социалистического лагеря историческим недоразумением или трагической ошибкой, которой можно было избежать.

Суждения о том, почему произошел распад соцлагеря, были получены в результате опроса, проведенного в июле 2004 года. Тогда на вопрос: «15 лет назад в странах Восточной Европы были ликвидированы режимы советского типа. Почему это произошло?» – 30% ответили: «Потому что социалистическая система оказалась неэффективной, население этих стран разочаровалось в ней», 24% – «Под давлением или с подачи стран Запада, международного капитала», 28% – «В результате ошибочной политики тогдашнего руководства СССР (М.Горбачев, Э.Шеварднадзе)», 19% затруднились с ответом. Вряд ли с тех пор картина существенно изменилась.

Неизбежность распада внешнего пояса советской империи лучше понимают люди с высшим образованием, сторонники СПС. Большинство же россиян полагают, что бывшие союзники по Варшавскому договору Россию «кинули», что распад соцлагеря совершился в ущерб всем сторонам, но в большей степени России. На вопрос: «Пошел ли распад социалистического лагеря на пользу или во вред России?» – ответ «на пользу» дали 13% респондентов, «во вред» – 43%, «в чем-то на пользу, в чем-то во вред» – 32%, затруднились ответить 12%. На аналогичный вопрос: «Пошел ли этот распад на пользу или во вред другим странам социалистического лагеря?» – соответственно 15, 31, 34 и 20%. Любопытно, что пользу от распада, полученную другими странами, чаще признают люди, проголосовавшие за ЛДПР, и жители Дальнего Востока.

Довольно значительное число жителей России соглашаются с тем, что со времени ухода из сферы российского влияния странам Восточной Европы удалось продвинуться по пути построения рыночной экономики и демократического общества дальше и успешнее, чем самой России. На вопрос: «Добились ли эти страны за прошедшие с того времени годы ощутимых успехов в развитии рыночной экономики и в построении демократического общества?» – 35% ответили «да», 32% – «нет», 33% затруднились ответить (чаще затрудняются с ответом представители верхушки среднего слоя, голосовавшие на последних выборах за СПС). Интересно сопоставить эти ответы с ответами на следующий вопрос: «По сравнению с этими странами Россия за те же годы достигла в развитии рыночной экономики и в построении демократического общества больших, меньших или примерно таких же успехов?» – 14% опрошенных полагают, что успехи России больше, 27% – что меньше, 30% находят их примерно такими же, 4% дали ответ: «Россия и не вступала на этот путь, поэтому заметных успехов я не вижу», 5% – «России не следует идти по этому пути, у нее своя дорога», и 19% затруднились ответить.

Многие россияне готовы признать и то, что уровень жизни в бывших соцстранах выше, чем в России. На вопрос: «Жизнь в России лучше или хуже, чем в бывших социалистических странах, таких как Польша, Венгрия, Чехия?» – 18% ответили «лучше», 35% – «хуже», 30% – «ни лучше ни хуже», и 17% затруднились с ответом. О том, что в России жизнь хуже, чаще говорят либо представители социального низа, либо сторонники «Яблока».

Польский вопрос

Для сегодняшних отношений между Россией и Польшей принципиально важны представления и оценки, относящиеся к прошлому, в частности осознание исторической вины друг перед другом. Надо отметить, что в сознании россиян чувство собственной (своей страны) вины существенно слабее, чем память о прошлых неблаговидных деяниях Польши по отношению к России.

Так, на вопрос: «Были ли в истории отношений России и Польши такие события, в связи с которыми Россия должна ощущать свою вину перед Польшей?» – ответ «да» дали 11%, «нет» – 52%, затруднились ответить 37%. В то же время в ответах на вопрос: «Были ли в истории отношений России и Польши события, в связи с которыми Польша должна ощущать свою вину перед Россией?» – мы имеем 31% «да», 28% «нет» и 42% «затрудняюсь ответить».

Далее респондентам было предложено конкретизировать свои суждения, ответив на вопрос: «В связи с какими историческими событиями Россия может иметь претензии к Польше?» (см. таблицу 3).

Поразительно, но, видимо, в сознании россиян не слишком запечатлелись такие события, как убийство цвета польского офицерства в Катыни или нападение на Польшу в союзе с Гитлером в 1939 году, зато на Польшу возлагается вина за проигранную Россией войну 1920 года, которая к тому же была развязана Советами. Об этом вменяемом Польше в вину поражении чаще вспоминают москвичи, сторонники «Яблока» и маргинальных партий типа «Патриотов России». Еще менее обоснованной представляется выдвигаемая каждым шестым россиянином (а на Дальнем Востоке, особенно чувствительном к вопросам транспортировки нефти и газа, двумя жителями из пяти) претензия по поводу желания Польши поставлять центральноазиатскую нефть в Европу через Украину, минуя Россию. Считать Польшу виноватой можно, только забыв о том, что Россия первая стала строить Балтийский трубопровод в обход Польши. Люди, усматривающие польскую вину в этом вопросе, относительно часто голосовали на прошедших выборах за «Справедливую Россию». Именно эти избиратели (45%) и жители Центрального федерального округа (39%) чаще других оценивают нынешние отношения России и Польши как напряженные (но не враждебные). Средние же по всей выборке оценки этих отношений выглядят следующим образом: дружеские – 5%, нормальные, спокойные – 39%, напряженные – 30%, враждебные – 4%, затруднились ответить – 34%.

Таким образом, несмотря ни на что, большинство россиян все же считают отношения с Польшей нормальными. 26% респондентов называют Польшу партнером России, 18% – союзником. В то же время для 20% опрошенных Польша – противник России, для 2% – враг России, и 34% свою точку зрения высказать затруднились.

Тем не менее можно констатировать, что за годы президентства Путина отношение россиян к Польше заметно ухудшилось. Из всех опрошенных 4% ответили, что в целом относятся сейчас к Польше очень хорошо (в сентябре 2002 года – 9%), 50% – в основном хорошо (67%), 21% – в основном плохо (11%), 8% – очень плохо (2%), 18% затруднились ответить (11%).

Об очень хорошем отношении к Польше сегодня можно чаще услышать от высокостатусных граждан, склонных голосовать за миноритарные партии.

Отношение к полякам как к народу практически совпадает с положительной оценкой межгосударственных отношений. На вопрос: «Как вы сейчас относитесь к полякам?» – 25% ответили «дружелюбно», 10% – «с уважением», 54% – «безразлично», 4% – «с иронией», 2% – «враждебно», и 5% затруднились с ответом.

Таблица 1.
Ответы на вопрос: ⌠Какие приоритеты во внешней политике должны быть у руководства страны?■
Варианты ответов Доля, %
Обеспечение мирного и безопасного существования страны 59
Восстановление авторитета России как одной из самых влиятельных стран в мире, без голоса которой не решается ни один из важнейших вопросов 56
Защита отечественных производителей 39
Поддержание дружественных отношений с наиболее развитыми странами 28
Расширение влияния России в мире 21
Политика сдерживания, противодействие экспансии Запада, росту влияния США 22
Решение конфликтов в горячих точках, противодействие угрозе терроризма совместно с другими странами 24
Другое 0,2
Затрудняюсь ответить 6

Таблица 2.
Ответы на вопрос: ⌠Чем наиболее опасны для других стран Соединенные Штаты Америки?■
Варианты ответов Доля, %
Стремлением к экономическому доминированию в мире 43
Стремлением внедрять свой образ жизни, демократию по-американски 33
Расширением НАТО и стремлением распространить свое влияние на республики бывшего СССР 31
Самим фактом своей военной мощи, превосходящей мощь любого другого государства 30
Распространением своей культуры с ее картинами секса, насилия 26
Тем, что под видом поддержки некоммерческих организаций финансируют подрывную деятельность в различных странах 19
Возможностью применения первыми ядерного оружия 16
Возможностью нанесения удара по ядерным объектам Ирана 18
Продолжающейся оккупацией Ирака 20
Союзом с Израилем 5
Возможностью военного нападения на Россию 13
Возможностью конфликта США с Китаем 7
Затруднились ответить 2

Таблица 3.
Ответы на вопрос: ⌠В связи с какими историческими событиями Россия может иметь претензии к Польше?■
Варианты ответов Доля (%)
Затруднились ответить 43
Отсутствие благодарности за освобождение Советской армией в 1945 году 29
Вступление Польши в НАТО 20
Попытки организации поставок нефти и газа в Европу в обход России 17
Вето, наложенное Польшей на начало переговоров по новому соглашению между Россией и ЕС 16
Деятельность в Польше чеченских информационных центров 14
Польская интервенция в начале XVII века, возведение поляками на царский трон в Москве Лжедмитрия 9
Деятельность ⌠Солидарности■, которая способствовала распаду социалистической системы 8
Отношение поляков к красноармейцам, попавшим в плен в 1920 году 7
Война с Польшей в 1920 году, проигранная Россией 6
Деятельность Папы Римского Иоанна Павла II, поляка по национальности 2

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1623
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4093
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2262
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2554

Другие новости