0
3643
Газета Идеи и люди Интернет-версия

31.08.2007 00:00:00

Наместник Донского монастыря архимандрит Агафодор: «В душе людей возрождается вера, и это главное»

Тэги: агафодор, праздник, православие


агафодор, праздник, православие Донской монастырь был и остается одним из главных центров православия.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Сразу несколько праздников приходятся в этом году на 1 сентября. Школьники и студенты будут отмечать День знаний, москвичи – День города, а православные верующие – праздник в честь одной из самых почитаемых в России святынь – Донской иконы Божией Матери. Накануне одного из самых светлых православных праздников корреспондент «НГ» побеседовал с наместником Донского монастыря архимандритом Агафодором.

– Когда переступаешь порог Донского монастыря, поражаешься обилию цветов и необычной, пронзительной тишине. Даже не верится, что уже завтра здесь будет центр многолюдных празднеств в честь Донской иконы Божией Матери. Расскажите, как будет проходить праздник и много ли ожидается посетителей?

– С каждым годом на праздник Донской иконы Божией Матери приходит все больше людей. Поэтому в этот раз Божественная Литургия, которую возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, будет впервые совершена на улице. В Литургии будет участвовать Кубанский казачий хор, который помогает нам не в первый раз. Мне кажется, все это свидетельство того, что в душе людей возрождается вера. И это главное.

Саму икону Донской Божией Матери уже 14 раз привозят в монастырь из Третьяковской галереи в бронированной капсуле, внутри которой создан особый микроклимат. Обычно образ пребывает в монастыре только в день праздника, но в этом году он будет находиться у нас четыре дня, чтобы все желающие смогли помолиться Богородице, попросить у нее помощи и утешения.

– А как отмечали этот праздник до революции?

– Тогда образ приносили к нам с крестным ходом из Успенского собора, а навстречу Богородице выходили с крестными ходами люди из всех московских храмов. Лучше всего настроение этого светлого праздника передано в книге замечательного русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне»: «Над чернотой народа покачиваются в блеске первые золотистые хоругви... Идет и идет народ, и светлые у всех лица┘ Сердце мое играет... Слезы жгут глаза: радостно мне┘ Что-то я постигаю в этот чудесный миг... есть у людей такое... выше всего на свете... Святое, Бог┘»

По преданию образ Донской Божией Матери был написан знаменитым Феофаном Греком. Когда в 1380 году великий князь Дмитрий Иоаннович собирал войска накануне Куликовской битвы, под его знамена пришли донские казаки, принесшие с собой эту икону. Образ водрузили на древке как хоругвь, и во время боя он находился среди русских воинов.

После победы над полчищами Мамая казаки преподнесли икону в дар великому князю. В память о героической победе на берегах Дона она получила название Донской, да и сам Дмитрий, как вы знаете, тоже стал отныне зваться Донским.

С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские войска, перед иконой молились о победе. И Пресвятая Богородица помогала отстоять русскую столицу, да и всю страну.

– Например, в XVI веке?

– Да, в 1591 году России угрожала серьезная опасность: шведы наступали на Новгород, и его обороняла большая часть русского войска, а в это время крымский хан Казы-Гирей подошел к самой Москве, разбив стан на Воробьевых горах.

Уже не надеясь на человеческие силы, царь Феодор Иоаннович велел совершить крестный ход с Донской иконой Божией Матери вокруг городских стен, а затем поместить ее в походной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского – прямо посреди готовящего к сражению войска. Накануне битвы царь провел бессонную ночь, моля Богородицу о помощи. И вот в самый разгар жестокой схватки татары, словно устрашенные невидимой силой, вдруг обратились в паническое бегство, бросив убитых и раненых.

В благодарность Пресвятой Богородице за явленную Ей милость в 1591 году на том месте, где она стояла среди воинов, и был основан Донской монастырь.

– Известно, что Донской монастырь – один из немногих храмовых комплексов, который не подвергся серьезным разрушениям ни до, ни во время советской власти.

– Действительно, у нас нет ни одного порушенного храма, хотя Донской монастырь видел на своем веку немало горя. Его грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года, после революции. Были времена, когда, например, в Малом соборе жили строители.

Но, слава Богу, его не постигла участь взорванного храма Христа Спасителя, затопленных Леушинского и Калязинского монастырей. Более того, здесь удалось сохранить многое из того, что осталось от варварски уничтоженных храмов. Например, наличники церкви Успения Божией Матери на Покровке, горельефы с храма Христа Спасителя. Даже не представляю, каким способом люди смогли тогда перенести сюда эти огромные каменные фрагменты.

– Как известно, огромную историческую ценность представляет не только сам Донской монастырь, но и расположенный на его территории старинный некрополь.

– Да, на территории некрополя находится свыше трех тысяч старинных памятников. Здесь захоронены представители родов Пушкиных, Тургеневых, Толстых. Последнее пристанище здесь нашли великие деятели нашей истории: философ Петр Чаадаев, историк Василий Ключевский, художник Василий Перов и многие другие. В 2000 году сюда был перевезен из Парижа прах Ивана Шмелева, о котором мы только что говорили. Такова была последняя воля писателя, исполнившаяся через 50 лет после его смерти.

– Наверное, вас часто спрашивают, откуда на территории монастыря целая экспозиция боевой техники, да еще такая, что позавидуют многие военные музеи, – есть даже танк времен Великой Отечественной войны?

– Монастырь с самого начала строился и как оборонительное сооружение. Посмотрите на его стены – это же крепостные стены, башни. Вот почему, когда мы с вами подходим к Малому собору, то видим там старинные пушки XVIII века.

Что касается техники времен Великой Отечественной, то история ее появления в стенах Донского монастыря такова. Несколько лет назад в танковом музее в подмосковной Кубинке мы увидели танк, на котором было написано «Дмитрий Донской». Это был танк из колонны, которая была создана на средства православных людей и названа в честь великого русского полководца. В разгар войны, голода и лишений за короткий срок верующими была собрана огромная по тем временам сумма в 8 миллионов рублей, множество золотых и серебряных предметов. Люди отдавали последнее, чтобы помочь фронту, сбор средств тайно велся даже на оккупированных территориях! На эти средства были построены и переданы в войска 40 танков «Т-34».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1107
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
869
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1050
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
695

Другие новости