0
1906
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.09.2007 00:00:00

Бесплодное просвещение

Тэги: элита


элита В России стареют и библиотеки как институт, и наука в целом.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Среди принципиальных характеристик элиты в российских условиях крайне редко обращается внимание на один важный момент. Нельзя говорить об «элите», если описываемая этим понятием группа не обладает способностями воспроизводиться от поколения к поколению, сохранять и усложнять свою внутреннюю структуру, рафинировать композицию определяющих для нее или для какой-то ее функциональной подгруппы значений и идей, а как результат этого – удерживать и даже повышать свое положение в социальной системе, невзирая на смену тех или иных конкретных людей, их поколенческих «волн». Соответственно элита владеет механизмами влияния на общество (или имеет к ним гарантированный, легитимный доступ) и способна через них транслировать свои образцы, оценки, способы действия, тем самым поддерживая, воспроизводя и развивая всю социальную систему в ее основных, «узловых» точках, определяющих структуру целого.

Перемена декораций

Первая половина 1990-х годов стала временем краха всей композиции самоопределения образованных слоев и интеллектуальных групп в ее опорных точках. Трансформационные процессы в высшей политической власти страны, падение «железного занавеса», попытки экономических реформ, начало относительной, частичной деэтатизации политической и культурной жизни привели к тому, что сегодня приходится говорить о глубоком кризисе всей системы воспроизводства российского социума, в том числе – институтов репродукции элит, их ценностей и образцов.

Среди институциональных показателей устойчивого и вместе с тем динамичного воспроизводства элитных групп выделим в данном случае два: характер и качество специального образования элиты (состояние высшей школы) и возможность универсального обеспечения необходимого уровня этого образования, а также всего наличного состава выработанных элитой образцов (состояние крупнейших универсальных библиотек – от университетских до национальных).

Изменение отношений власти и науки в 1990-е годы, резкое сокращение финансирования академических институтов и университетов, а точнее – фактический отказ государства от серьезной поддержки науки и образования в целом поставили отечественную науку на грань выживания. Причем прежние параметры бюджетных расходов на науку не восстановились и по настоящее время.

Отток специалистов из разных областей науки проходил крайне неравномерно. Показательно, что более стабильным был состав ученых, занятых преимущественно преподавательской работой, менее стабильным – исследовательской. В наибольшей степени сокращение захватывало именно категорию «исследователи», и прежде всего в социальных науках. В них за 1994–2003 годы произошло сокращение более чем на 30%, в естественных науках аналогичный показатель составляет 12%, в технических – 26% (в гуманитарных дисциплинах наблюдался даже незначительный рост на 2%). Если отток в технических, естественных и близких к ним науках мог означать еще и усиленный выезд соответствующих специалистов на Запад, то этого не приходится думать о российских обществоведах, никому не нужных за пределами страны.

В целом эти сокращения сигнализировали о том, что изменился общественный спрос на разного рода знание, ни идеологическая схоластика, ни техника людской дрессировки (а педагоги – второй крупнейший отряд советской интеллигенции) стали не нужны. Наука как целое начала резко стареть, закреплялось и воспроизводилось старое знание, приток нового – отчасти в силу ухода исследователей среднего возраста, кандидатов наук – заметно приостановился. Применительно к социальным наукам это проявилось в первую очередь в том, что оказались ограничены дисциплинарные возможности рецепции западных социальных наук, точнее – глубокого освоения западного опыта. Напротив, эпигонское освоение околонаучного поверхностного или вторичного знания шло достаточно быстро, о чем свидетельствует бурное размножение молодых докторов наук среди политологов, маркетологов и т.п.

Образование как тормоз

Особенность советской и постсоветской науки – разрыв между исследованием и преподаванием. Научные исследования в советских и нынешних российских университетах и вузах традиционно занимают незначительное место. А это значит, что новейшие исследования и исследовательские практики, способы понимания, даже ценностная основа и мотивация познания, этика ученого, личные позиции исследователей практически оторваны от институтов и форм социализации следующего поколения. В этих условиях образовательные учреждения по большей части выступают не генератором инновационных процессов, а системой консервации старого знания и идеологических предрассудков, средством блокировки процессов модернизации.

Подобный разрыв между наукой и преподаванием парализует формирование наиболее значимых системных элементов «модерности», без которых не возникает собственно «общества» – сферы публичности, о которой писал Юрген Хабермас еще в самом начале 1960-х годов. Публичная сфера – та рефлексирующая и критическая инстанция, от которой зависят в значительной степени понимание и интерпретация социального происходящего, она вбирает в себя и социальный, моральный или антропологический опыт повседневной жизни общества, и интеллектуальные ответы на повседневные проблемы, соединяя пространство науки с пространствами повседневной жизни.

При этом крах советской власти мало что изменил в системе образования как социальном целом. По-прежнему функционируют разнообразные типы советских вузов, безусловно, различающиеся между собой по качеству преподавания и диапазону обучения, но, тем не менее, сохраняющие унаследованные от советской модели принципиальную структуру и особенности процесса обучения: полную зависимость студентов от жесткой программы обучения, несменяемость профессоров, являющихся по своему положению государственными чиновниками, авторитарный характер обучения и т.п. Появление негосударственных вузов и университетов не меняет принципиальной картины. Во-первых, потому что не изменилась ни модель образовательного учреждения, ни сам состав преподавателей. А во-вторых, удельный вес негосударственных университетов все еще очень мал в сравнении с основной массой государственных вузов и университетов.

Советский простой инженер

Советская система высшего образования – продукт советской тоталитарной системы, один из важнейших ее институтов. Вуз – это государственное, бюрократическое по типу организации и функционирования учреждение, отличающееся строгой иерархической организацией и репрессивностью общего распорядка, авторитаризмом преподавания, жестким социальным контролем как преподавательского состава, так и студентов, ограниченным и директивно предписываемым набором предметов изучения, очень большим удельным весом идеологических предметов в вузах любого профиля (в прошлые годы – до 1/3 всех часов обучения), милитаризованностью (наличие военных кафедр и обязательной военной подготовки). Функции трансляции знания и исследования вне очерченных задач до недавнего времени были предопределены лишь тем минимумом, который необходим для воспроизводства самих педагогических кадров.

Такая система подавляла возможности выражения групповых, негосударственных интересов, а значит, формирование и развитие институтов гражданского общества – права, экономики (в распределительной экономике это главным образом бухгалтеры и товароведы, а не собственно экономисты и управляющие; юрисконсульты на производстве и в госарбитраже, а не адвокаты и не нотариусы), социальных наук как таковых, а значит – и соответствующих специалистов, готовых решать проблемы сложного и развитого общества. Модельный образец советского представителя образованного слоя, интеллигенции – исполнитель, дешевый инженер (как правило, это женщины в конторах и управлениях, ставшие костяком советской бюрократии и, соответственно, распределительной экономики). Их растущее число должно было восполнить падающую эффективность системы управления. Этот тип отличает поверхностный технический рационализм и детерминизм, очень слабый культурный пласт и ограниченность информационных горизонтов, пассивность, конформизм, слабость аспираций и карьерных интересов, консерватизм, короче, все то, что характеризует эпоху застоя и дефицита.

Именно с «инженеризацией» массового управления, применением примитивно-рациональных, технологических методов в решении социальных вопросов начался процесс быстрой склеротизации советской бюрократии, закончившийся утратой способности системы к инновации и адаптации. Гипертрофия инженеров в российском обществе – это признак подавленности рынка как системы универсальных обменов и коммуникаций. Подобная структура образования свидетельствует о том, что мы все еще имеем дело с консервацией начальной фазы примитивной политики индустриализации. Но, строго говоря, этот тип образования и мышления воспроизводится и на «управляющих» уровнях системы, причем и в последние десятилетия советской власти, и сейчас, поскольку структура постсоветской элиты даже в своем персональном составе изменилась очень незначительно.

Система образования в России была и остается ориентированной на воспроизводство только самых устоявшихся и общепринятых сведений и знаний. В свое время это обеспечило СССР рывок быстрой догоняющей индустриализации, но невозможность изменить эту структуру привела ее к усиливающейся изоляции и провинциализации. Даже в науке, отмеченной общепризнанными достижениями (космос и т.п.), ситуация была далеко не радужная. Более 2/3 научных сотрудников в СССР, а в России уже свыше 4/5 – 83% – работали в ведомственно-отраслевых НИИ, обслуживавших главным образом ВПК и смежные производства, а не в вузовской или академической системе. Доля социальных, экономических и гуманитарных исследований в общей структуре научных разработок в 80-х годах составляла всего 3% (с учетом научно-преподавательской деятельности – 6,5%). Отсюда глубочайшая депрофессионализация образованного слоя. Так, к книгам по специальности сегодня обращается не более трети людей с высшим образованием, владельцев даже самых крупных домашних библиотек в более чем 500 книг (при этом доля таких книговладельцев в структуре российского социума за 10 лет с 1995 по 2005 год сократилась в 2,5 раза – с 10 до 4% населения).

Остров Россия

Если говорить о роли печати и книги в формировании интеллектуальных элит общества, то стоит напомнить, что европейские университеты нового, модерного типа (не схоластические средневековые) формировались вокруг больших библиотек, а очень часто и на их основе. Крупные библиотеки в структуре своих фондов, в формах комплектования книг и периодики реализовывали специфический проект, воплощали специфический дух коллективного целого (нации, научного сообщества, корпоративной идеи). Это обеспечивало надличный характер культурного и социального воспроизводства общества и вместе с тем служило гарантией того, что обучение каждого может идти индивидуально-избирательным путем.

В отличие от этого, бюрократический советский вуз опирался на унифицированное и широкое образование для всех, которое мог обеспечить столь же типовой преподаватель. Хотя бы какую-то независимость, индивидуальность, соответствие собственным интересам учащихся могло дать только самостоятельное чтение в крупных библиотеках, постоянно комплектуемых новейшей и иностранной литературой. Многие нынешние университеты не в состоянии отвечать подобным требованиям. Даже крупнейшие национальные библиотеки и приравненные к ним книжные собрания в столицах почти не приобретают новейшие иностранные книги, резко сократили приобретение зарубежной периодики. Если для точных и естественных наук временная глубина комплектования не так важна – здесь более существенен синхронный тематический диапазон информации, то для университетской библиотеки значим и диахронический разрез, последовательность накопления информации без разрывов и лакун.

Результат подобного положения – невозможность обеспечения доступа самых квалифицированных и творческих групп к наиболее сложным и информативным каналам и формам культуры, а значит – невозможность для продвинутых групп общества воспроизводить и наращивать качественный уровень, уровень жизни, мышления, творчества, обсуждения сделанного. В этом плане ситуация в стране, пожалуй, даже хуже, чем при советской власти. Тогда можно было говорить о системе ограничений доступа к книгам и информации, глубоко эшелонированной обороне цензуры и идеологического контроля, но в принципе для специалиста было вполне возможным преодолеть барьеры спецхрана и в какой-то степени цензуры (последнее сложнее). Сегодня же из каждых 10 запросов на иностранную литературу в национальных библиотеках выполняются лишь один-два. С научной периодикой дело обстоит еще хуже, поскольку в мире она год от года становится все более дифференцированной и специализированной. Россия и в интеллектуальном плане превращается в остров.

Атрофия наиболее сложных форм репродукции культуры грозит самыми катастрофическими последствиями для будущего страны, ее интеллектуального потенциала. Примерно половина универсальных научных библиотек в областных городах вообще не получает никакой иностранной литературы – ни гуманитарной, ни технической, ни медицинской. Показатели реальной обращаемости книг резко упали. При этом налицо громадные фонды неиспользуемой литературы, изданной в предшествующие годы и не спрашивавшейся читателями почти никогда.

Характерна в этом плане структура и динамика переводов с различных языков мира. Заимствования идут главным образом через каналы массовой культуры – через развлекательную беллетристику, детскую литературу, эзотерику: удельный вес переводов в книгах по этим разделам велик и даже, как в случае с беллетристикой, еще растет. Массовая словесность составляет основной поток переводов, хотя не так мало переводится теперь и книг, которые входят или входили в круг актуального чтения западной околоуниверситетской публики. Но чем ближе мы к тому, что считается собственно «национальными» темами и проблемами (филология, политика, в еще большей мере – образование, культура, система коммуникаций, но особенно – государство и право), тем меньше удельный вес переводов и тем более закрытыми для внешнего взгляда и оценки оказываются эти области смысловой работы. А это самым серьезным образом сужает возможности внутрироссийской рефлексии над данными темами, обедняет способности образованных слоев, продвинутых интеллектуальных групп понимать сегодняшние проблемы и завтрашние перспективы страны. Отечественная элита оказывается перед этими проблемами разоруженной, исключительно пассивной либо занимает выжидательную позицию, колеблясь «вместе с генеральной линией» (об искреннем, душевном сервилизме сейчас не говорим). А это значит, что ближайшие фракции и поколения «заместителей элиты» – референтов и консультантов власти, манипуляторов общественным мнением, «производителей смыслов» и т.п. – будут все менее квалифицированными и ответственными, как все менее эффективным будет их интеллектуальное производство и основывающаяся на нем символическая политика власти.

Текст подготовлен на основе главы из написанной авторами, сотрудниками Левада-Центра, книги «Проблема «элиты» в современной России. Размышления над результатами социологического исследования», которая выходит в фонде «Либеральная миссия».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1964
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
942
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4651
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3599

Другие новости