0
1177
Газета Идеи и люди Интернет-версия

27.05.2008 00:00:00

Владимир Лукин: "Мне нравится великая китайская цивилизация"

Тэги: лукин, кнр, китай, цивилизация


Визит президента России Дмитрия Медведева в Китай, российско-китайские договоренности и прозвучавшие в Пекине заявления о перспективах стратегического партнерства привлекли внимание к двусторонним отношениям РФ и КНР, к тем проблемам и сложностям этих отношений, которые вызывают у россиян повышенный интерес. Об этом уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин, в прошлом дипломат и парламентарий, размышляет в беседе с корреспондентом газеты «КоммерсантЪ» Андреем Ивановым специально для «НГ».

– Владимир Петрович, отношения между Россией и Китаем складывались как-то странно. С одной стороны, в нашей стране вроде бы был интерес к Китаю. С другой – мы по большому счету так и не воспользовались китайским опытом. Понятно, что какими-то вещами воспользоваться было невозможно: в Китае были совершенно другие условия. Но чем объяснить демонстративное пренебрежение китайским опытом? В 90-е годы вы были председателем комитета по иностранным делам Верховного Совета, а потом – Госдумы...

– В перестройку наша задача заключалась в том, чтобы подтолкнуть страну, находившуюся, я бы сказал, в догматически-застойном состоянии, к модернизации. Создать обстановку, когда экономика, а следовательно, и социальные процессы начали бы развиваться динамично, а не подагрически.

В тот период мы считали, что реформы Дэн Сяопина являются очень прогрессивными и можно у них поучиться. Я до сих пор уверен, что, если бы мы в свое время сумели начать реформы снизу, а не с перемен во властных структурах, результат был бы значительно лучше. Но когда процесс перестройки пошел так, как он пошел, то задача уже возникла совершенно другая.

Проблема в том, что в начальный период нашей перестройки был взят курс на слишком слепое и непродуманное подражание современным западным структурам. Но ведь Запад шел к этим структурам в течение долгого времени. Недавно на аукцион был выставлен один из первых текстов Великой хартии вольностей, которая была подписана в 1215 году Иоанном Безземельным и стала олицетворением базовых свобод. Так с того времени прошло более семи столетий! У нас же решили, что этот путь можно пробежать за несколько лет. В начале 90-х годов появились горячие головы, которые рассуждали примерно таким образом: поскольку мы теперь уже становимся западной страной, нашими союзниками являются Западная Европа и США, а так как Китай остается коммунистическим, то мы должны чуть ли не установить отношения с Тайванем, направленные против КНР.

Мне пришлось очень активно объяснять и депутатам, и общественности, что между идеологическими конструкциями такого плана и международными отношениями есть большая разница, что международные отношения – это особая реальность и что существует геополитика, в рамках которой Китай для нас всегда будет важнее, чем Мексика, например, или Гватемала. И отношения с Китаем надо строить не только с учетом того, какой там строй, но и исходя из того, что Китай – это объективная международно-политическая и геополитическая реальность. Вот тут мы очень активно стали работать над улучшением отношений с Китаем, приданием им более высокого статуса. Мы доказывали, что при всех обстоятельствах нужно поддерживать дружеские отношения с Китаем, поскольку это слишком серьезная страна для России, чтобы с ней ссориться. К тому же, говорили мы, Китай никаким образом не является для России непосредственной военно-политической проблемой или угрозой.

– С 1999 по 2003 год вы возглавляли в Госдуме группу по связям с Всекитайским собранием народных представителей. Все прекрасно понимают, что ВСНП не та структура, которая принимает судьбоносные решения, она лишь утверждает их. Насколько сотрудничество с ВСНП могло реально способствовать процессу развития отношений?

– Я считал тогда и считаю сейчас, что наша стратегия должна состоять в том, чтобы строить конструктивные и дружеские отношения с теми структурами, которые в Китае реально существуют. Конечно, можно сказать, что пока у вас не будет такого парламента, который есть у нас, мы с вами не будем поддерживать межпарламентские отношения. Но это совершенно неправильно, тем более что роль ВСНП постепенно увеличивается. Сейчас ВСНП уже далеко не такая структура, какой она была, например, в маоцзэдуновские времена. Там идет реальное обсуждение, идут процессы принятия или отклонения законов. Поэтому я исходил из того, что с ВСНП нужно устанавливать нормальные рабочие отношения. Это, конечно, не значит, что мы не можем иметь свое мнение о возможностях и пределах деятельности этого китайского конституционного органа, но блокировать отношения с ним неразумно. Точно так же сегодня я бы не рекомендовал никому из наших западных партнеров блокировать отношения с нашим Федеральным собранием на том основании, что с выборами в него есть определенные проблемы, которые становятся предметом критики на Западе. Одно дело – критиковать и выражать свое мнение, а другое дело – не поддерживать отношения с теми реальными конституционными институтами, которые в стране существуют.

Китай, повторяю, слишком важная для нас страна, чтобы нам пытаться его учить. И потом, почему мы должны учить Китай? Мы что – преуспели в мире больше, чем Китай? Мы развиваем свою страну лучше и успешнее, чем Китай? Нет...

Я глубоко убежден, что в Китае происходят и дальше будут происходить очень важные и серьезные преобразования. Я желаю, чтобы эти преобразования шли в сторону большего развития демократии, свободы человеческой личности и так далее. И даже не сомневаюсь, что так постепенно и будет. Но уже сейчас, начиная с 80-х годов, китайцы преобразовывают свою страну, и огромное количество людей живет сейчас в экономически более пристойных условиях и, я бы сказал, лучше с точки зрения базовых свобод: свободы передвижения, свободы выражения своей точки зрения. Ситуация в этой сфере гораздо благоприятнее, чем была при Мао Цзэдуне. Я желаю Китаю дальнейшего прогресса, а пока нам надо развивать двусторонние отношения.

– И все же во время личных встреч в Китае, допустим, с председателем ВСНП Ли Пэном в 2001 году или с членом Госсовета Дай Бинго в 2007 году вы поднимали вопрос о правах человека?

– Почему же нет? Мы говорили о межпарламентской жизни, делились опытом. Они рассказывали о своем опыте, мы о своем. Но я человек достаточно опытный в дипломатической работе, чтобы учить китайских руководителей, к тому же более опытных, чем я, как им жить в Китае. Однако как человек достаточно наблюдательный я замечал, что уже в те годы в КНР стали все чаще поднимать вопрос о том, что Китай – это правовое государство, что закон в Китае выше, чем мнение того или иного начальника. Я замечал, что там стали проявляться какие-то вещи, которые мне лично по душе. И, конечно, в своих выступлениях я с удовольствием отмечал эти изменения и говорил о том, что это очень интересное явление. Конечно, все это я формулировал в таких выражениях, которые не обидны китайским руководителям. Они тоже говорили, что им что-то нравится или не очень нравится в нашем опыте.

– А что им не нравилось в нашем опыте?

– Ну они же люди тоже тактичные. Они не говорили о наших внутренних делах. Они говорили, например, что им не нравится, когда некоторые наши депутаты и другие люди, которые обладают соответствующей властью и влиянием в обществе, ездят на Тайвань с дипломатическими паспортами и вообще позволяют себе такие вещи, которых на официальном уровне мы договорились не делать. Мы могли говорить о том, что есть некоторые проблемы, например, связанные с передвижением китайских граждан на нашей территории, что иногда люди задерживаются по истечении срока действия виз и это создает ненужную напряженность.

Китайские коллеги выражали недовольство поведением губернаторов восточных регионов нашей страны, которые пытались дешевыми заявлениями о китайской угрозе поднять свою популярность в условиях, когда экономические и социальные дела у них шли из рук вон плохо. А что происходило на российско-китайской границе, я знаю. Когда я вернулся из США и стал председателем международного комитета Госдумы, мы отправились вместе с коллегами из Совета Федерации на российско-китайскую границу, посетили там пропускные пункты. Потом мы встретились с тогдашним губернатором Приморья Евгением Наздратенко. Он попытался учить нас жить, говорил о китайской экспансии. А мы с фактами в руках показали, что на самом деле этого нет.

Подобные вопросы затрагивались и во время моих поездок в Китай. Все дело в том, как это делать. В форме, приносящей ущерб российско-китайским отношениям, которые, повторю, самые важные из двусторонних отношений для нашей страны, или в таких формах, которые никого не обижают, но лишь помогают устранять имеющиеся проблемы и помехи.

– Внешняя политика в нашей стране, как известно, определяется вовсе не парламентом...

– Да, внешней политикой у нас занимаются президент, председатель правительства и министр иностранных дел. Остальные могут комментировать, выражать свою личную точку зрения, но не более того, потому что иначе будет полный хаос, а такой хаос у нас как раз во времена перестройки и существовал. У нас каждый губернатор и каждый депутат был министром иностранных дел, а это неправильно. Конечно, парламентарии, как я люблю говорить, обладают некоторым уровнем конструктивной безответственности, то есть могут прощупать кое-какие вопросы, которые не всегда удобно поднимать мидовцам или другим официальным лицам. Этим мы занимались, но это было давно, и этот поезд уже ушел.

– Вас называют другом Китая. За что?

– Наверное, я не заслужил прежде всего ярлыка врага Китая. К Китаю и китайцам я отношусь очень тепло. Мне они очень нравятся. Мне нравится великая китайская цивилизация. Я просто в восторге от нее. А люди всегда чувствуют, что к ним относятся с симпатией. Но все то время, когда я активно работал на китайском направлении, я исходил из понимания того, что выгодно для моей собственной страны, что для нее полезно. Я был глубоко убежден и в советский период, и в российский период своей активной работы, что одной из самых главных задач нашей страны является построение стратегических дружеских отношений с Китаем. Отношений стратегической взаимозависимости в экономической, культурной и, если хотите, психологической сферах, которая означала бы гарантию того, что со стороны Китая нам нечего опасаться. И тогда можно будет активизироваться и на многих других направлениях.

– А это достижимо?

– По-моему, очень даже достижимо, потому что теория о том, что любая великая держава агрессивна, не выдерживает критики. Конечно, Китай – такое мощное культурное, политическое и цивилизационное образование, которое оказывает влияние на соседние государства. Но любые экспансионистские действия Китая несопоставимы с действиями любой другой крупной, будь то европейская или американская, державы.

Кроме того, я думаю, что на весьма длительную перспективу у Китая совершенно иные задачи, чем ссориться с Россией. Поэтому сейчас у нас есть историческая возможность построить конструктивные партнерские стратегические отношения. Соглашение с Китаем по окончательному решению пограничного вопроса я считаю поэтому самым крупным достижением нашей дипломатии за весь постсоветский период. На этой основе можно строить все остальное.

Конечно, есть проблемы, связанные с перенаселенностью на китайской стороне границы и недонаселенностью по нашу сторону. Эта проблема существует. Но главная наша проблема в отношениях с Китаем – это не внешняя политика, а внутренняя политика. Если мы не будем интенсивно развивать нашу экономику, модернизировать страну, наше хозяйство в целом, в том числе и социальные отношения, у нас возникнут проблемы. Главной проблемой демографических аспектов наших отношений на Востоке является не то, что много китайцев едут в нашу страну, а то, что много граждан нашей страны уезжают из восточных районов. И эта проблема имеет отношение к нашей политике, а следовательно, имеет и внешний аспект. Если мы будем такие внутренние вопросы решать удовлетворительно, я думаю, мы сможем с Китаем стратегически дружить.

– Вы сказали, в обозримом будущем Китай не заинтересован в том, чтобы ссориться с Россией, поскольку он сейчас сосредоточен на собственном развитии. Но что будет, когда он достигнет достаточного уровня развития?

– Политики в отличие от товарищей Глобы или Кашпировского должны планировать на исторически измеримый период. А не на период столетий. Конечно, в этом мире не бывает ничего неизменного. Но к изменениям надо подходить вооруженными в самом широком смысле слова. То есть имея сильную, модернизированную, уверенную в себе страну с достаточным населением.

Если это будет, то наше следующее поколение будет решать все вопросы, опираясь на позиции сильной страны. А если мы наших детей и внуков оставим у разбитого корыта, вот тогда будет другая проблема. Тогда будет много опасностей – и восточных, и западных, и других. По этому поводу Дэн Сяопин сказал очень здорово: давайте решим те проблемы, которые мы можем решить. А мы можем решить много проблем, в том числе и с Китаем. Остальные оставим детям нашим – пусть дети разбираются. Но разбираются, не проклиная нас, а благодаря нас за то, что мы им оставили хорошее наследство. Это относится вообще ко всему, и к двусторонним отношениям в частности.

– Но к наследству неплохо приложить и некие рекомендации, как наследством пользоваться и чего ждать от Китая...

– Я хотел бы, чтобы мои сограждане поняли такую вещь: если вы любите Китай, если вы любите китайскую культуру, то вы заинтересованы в том, чтобы улучшать отношения с Китаем. Если вы не любите Китай и он вызывает у вас чувство опасности, тем более вы заинтересованы в улучшении отношений с Китаем. Но главное – при всех обстоятельствах вы заинтересованы в том, чтобы наша страна была здоровой, а значит, сильной. Вот и все.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
325
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
250
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1976
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1517

Другие новости