0
1267
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.09.2008 00:00:00

Кавказская война и народные интересы

Александр Бузгалин

Об авторе: Андрей Колганов - ведущий научный сотрудник МГУ. Александр Бузгалин - профессор МГУ.

Тэги: грузия, россия, империя, демократия


грузия, россия, империя, демократия Главная цель и главный критерий на пути урегулирования вооруженных конфликтов – благо рядовых граждан.
Фото Reuters

После недавней вспышки кавказской войны появилась версия о нападении агрессивной, огромной, напичканной ядерными бомбами и ракетами авторитарной России на маленькую, беззащитную и демократическую Грузию. Несмотря на роль США в развязывании этой войны, данную версию легко приняли на веру почти все мировые СМИ и значительная часть мирового гражданского сообщества (в том числе альтерглобалистского, в большинстве своем мало симпатизирующего США). Почему?

Предыстория заблуждения

Это произошло не случайно.

За спиной наших властей действительно агрессивная политика, скажем прямо: кровавая война против чеченского народа. Десятки тысяч убитых. Превращенный в руины Грозный...

За спиной наших властей не только антисоциальная (в России строят экономико-социальную модель более либерально-рыночную, чем даже в США, и менее социально ориентированную, чем в США), но и действительно все более антидемократическая внутренняя политика.

За спиной наших властей масса примеров «не совсем точной» информации.

И это общеизвестно.

И поэтому везде, кроме России, большинство не поверило, когда российские власти в кои-то веки сказали правду: режим Саакашвили начал агрессию против граждан Южной Осетии.

А вот в России почти все сразу в это поверили. И тоже не случайно: люди в нашей стране уже давно истосковались по возможности гордиться своей родиной, а мыслить Родину в отрыве от государственного аппарата и армии мы в большинстве своем так и не научились.

Люди истосковались по справедливости.

И еще – по «доброму царю».

В данном же случае (и во многом вследствие действий Саакашвили–Буша) обстоятельства сложились так, что высшие власти страны оказались вынуждены действовать более или менее праведно и справедливо. Им попросту не оставили другого выхода, и они (кто знает, возможно, даже с радостью от возможности наконец-то реализовать явно присутствующую у иных из них ностальгию по СССР) начали защищать тех, кого действительно нужно было защищать. И народ эти действия государства искренне поддержал.

Военные и простые люди первыми начали ДЕЙСТВОВАТЬ. И власти России, которые давно уже хотели изобразить из себя какую-никакую, но империю, и давно уже планировали сделать это именно в Кавказском регионе, не могли не воспользоваться ситуацией.

Как именно?

Здесь место вопросов, на которые надо отвечать с фактами в руках. На Западе много лгали об этой войне, но является ли исключительно ложью утверждение о том, что российская авиация бомбила в Грузии жилые кварталы, а военные убивали и мирных жителей?

Почему, как именно и по чьему решению российские войска оказались за пределами территории Южной Осетии – в частности, в Гори?

И самый важный вопрос: справедливы ли, отвечают ли интересам народов Кавказа и России действия России и – что отнюдь не менее важно – действия США и Саакашвили?

Почему началась война

Нет никаких сомнений в том, что при сложившейся степени зависимости режима Саакашвили от американской поддержки никакие силовые акции не могли быть им предприняты не только без одобрения, но и без прямого предписания спонсоров из-за океана. Поэтому главный вопрос не в том, почему кровавую военную авантюру затеял Михаил Саакашвили, а в том, зачем это понадобилось США.

Прежде всего в ходе избирательной кампании республиканская администрация решила дать своему кандидату возможность «поиграть мускулами». И свои – пусть и небольшие – очки в предвыборной гонке Джон Маккейн заработал, так что здесь расчет администрации Буша оправдался.

Более фундаментальная причина определяется ситуацией в американской и мировой экономике, и здесь есть несколько составляющих.

Во-первых, для многих администраций США стало уже привычным делом реагировать на экономические трудности путем нагнетания международной напряженности, что позволяет впрыснуть в экономику дополнительные средства в виде военных расходов и оправдать разного рода непопулярные меры. Но, судя по всему, никакой прямой военной поддержки Саакашвили США оказывать не собираются, ибо это означало бы военную конфронтацию с Россией. А иракские и афганские проблемы как раз делают такую конфронтацию нежелательной – более того, создают заинтересованность США в хотя бы благожелательном нейтралитете России в этих регионах. Поставки же вооружений в Грузию и финансовая поддержка Саакашвили вместе с громкой политической риторикой вряд ли способны создать эффект, необходимый для разогрева экономической конъюнктуры в США.

Во-вторых, сейчас из-за спада в экономике США и роста инфляции европейские страны теряют часть рынка для сбыта своих экспортных товаров. А зависимость экономики Европы от состояния экспорта значительно сильнее, нежели у США. Поэтому спад в европейской экономике уже намечается более глубоким, чем в американской. В этих условиях один из якорей, способных удержать Европу от вползания в еще более разрушительный кризис, – это щадящие цены в долгосрочных контрактах по поставке сырья и топлива из России. Для этого Европе нужны доверительные отношения с Москвой. Если же произойдет значительное ухудшение экономической и финансовой ситуации в Европе, то это, по расчету администрации Буша, может заставить европейские капиталы уходить в кажущуюся более благоприятной Америку.

Пока Европа на дипломатическом уровне склонна демонстрировать евроатлантическую солидарность, хотя и не столь рьяно, как того хотелось бы США. Но совершенно очевидно, что дальше словесной риторики Европа двигаться не хочет. Поэтому США такое большое внимание уделяют новым членам Евросоюза и НАТО, рассчитывая на них как на своих клиентов, способных оказать давление на «старую» Европу.

Шансы на успех таких замыслов, однако, невелики. И не последнюю роль здесь играет жесткая позиция России, что заставляет не только Европу, но даже и США проявлять осмотрительность в своих практических шагах, вне зависимости от резкости тона речей и заявлений. Почему же позиция России по югоосетинскому (как и абхазскому) вопросу сегодня столь резко отличается от ее позиции первой половины 90-х годов прошлого века?

Благополучие под угрозой

Несомненно, тандем Медведев–Путин отдает себе отчет в тех экономических и политических причинах, которые делают жесткую конфронтацию с Россией крайне невыгодной и для Европы, и для США. В этом – один из секретов твердости президента и премьера. Но есть и внутриполитические причины.

За время экономического подъема Россия окрепла как в экономическом, так и в военном отношении (несмотря на все сохраняющиеся в армии проблемы). Сейчас российская правящая элита пользуется плодами благоприятной экономической конъюнктуры и политической стабильности. Однако экономическое благополучие покоится на недостаточно прочном фундаменте, который подтачивается рядом глубоких системных проблем. Среди них низкий технический уровень отечественной промышленности и как следствие – низкая ее конкурентоспособность; слабая инновационная активность и соответственно технологическая зависимость от Запада; крайняя изношенность инфраструктуры; кризис пенсионной системы; утрата продовольственной независимости; нарастающая зависимость банковского и корпоративного капитала от западных кредитов и т.д. и т.п.

Угроза возникновения экономических потрясений усиливается из-за развития мирового экономического кризиса и возможного дальнейшего падения нефтяных цен. А в этом случае те технологии политических манипуляций, которыми до сих пор обеспечивалась политическая стабильность, могут и не сработать. Поэтому агрессивная акция Грузии против осетинского народа дала Кремлю возможность выступить в роли защитника общегосударственных интересов и тем самым получить дополнительную поддержку населения (как в свое время действия Путина по отражению бандитского вторжения в Дагестан дали толчок росту его авторитета).

В данном случае конъюнктурные политические интересы кремлевской администрации и интересы подавляющего большинства народа России совпали. Если присовокупить к этому рост националистических настроений в стране, продолжающийся уже ряд лет, то правящие круги сделали беспроигрышную ставку – массовая поддержка была им обеспечена, тем более что в данном случае действия российских властей оказались в главном оправданны.

Так что же произошло в Южной Осетии? Агрессия? Геноцид? Да, все это было.

Но была и продолжается циничная закулисная игра стран вроде США, именующих себя свободными, демократическими и цивилизованными – и без колебаний приносящих в жертву тысячи мирных граждан ради своих политических расчетов.

Была и остается острейшая проблема имперских амбиций и действий России.

И самое главное: остаются народы Кавказа, которым надо жить и развиваться в этих условиях.

Интересы народов и «реальная политика»

Геополитика, как и политика вообще, не зря почитается делом «реальных людей». Здесь не принято говорить о принципах, морали и т.п. О них если и вспоминают, то только в связи с необходимостью провести ту или иную PR-акцию.

Тем более не принято (и особенно в последние десятилетия) говорить о социально-экономических корнях и интересах в геополитике. Здесь все больше речь идет о «государствах» и «элитах», причем государство как аппарат власти неявно, но повсеместно отождествляется с народами страны и ее территорией, а правящие социально-политические силы – с элитой нации в интеллектуально-нравственном смысле...

Но так ли это?

Новая война на Кавказе еще раз показала ограниченность такого взгляда, продолжив серию уроков Афганистана, Балкан, Ирака (и это только если говорить о последних десятилетиях). Принципиальность в геополитике имеет хорошо известные основы.

Если нации или народы хотят быть независимыми и иметь свою государственность, то им нельзя в этом противодействовать. Тем более силой. Тем более извне.

Если народы и нации хотят вступать в союзы, то эти союзы должны быть добровольными. И применение силы (в том числе экономической или методами политико-идеологического манипулирования) здесь недопустимо.

Имперским амбициям любых государств и их блоков необходимо противостоять, и притом решительно.

При этом надо помнить, что любая нация, любой народ неоднородны. Что большинство граждан в современных условиях отчуждено от решения геополитических вопросов. В одних случаях их мнение пытаются выражать кланово-корпоративные группировки, сращенные с бюрократическим госаппаратом. В другом – крупнейшие частно-государственные корпоративные структуры, скрытые за вывеской либеральной демократии. В третьем – полуфеодальные и полукапиталистические структуры, прикрывающиеся теми или иными религиозными идеями.

Надо помнить и то, что на любой народ оказывает мощнейшее давление (и силовое, и экономическое, и идейно-политическое) группа претендующих на имперский статус государств и блоков (прежде всего США и НАТО).

Это все так.

И именно поэтому особо важно четко сформулировать свою принципиальную позицию, помогая всеми доступными мирными средствами именно большинству «рядовых» граждан, именно демократически, самостоятельно сформулировать, выразить и отстоять свою позицию, сказав во весь голос, к чему они стремятся – к независимости? к Союзу? какому, с кем, на каких условиях? И затем поддержать это мнение, блокируя внешнее имперское или иное давление на эти народы и нации. Особенно если это давление идет извне и носит характер вооруженной агрессии. И если желающие быть независимыми народы просят о помощи. И если ООН и другие международные институты никак себя не проявляют... Если это так – то борющимся за независимость народам надо помогать. В том числе силой.

Но потом обязательно и незамедлительно эту силу убирать. Отсечь голову дракону – дело чести и совести. Но садиться в кресло дракона категорически нельзя – тут же станешь драконом сам...

И в этом смысле Россия поступила правильно, поддержав стремление к независимости Южной Осетии и Абхазии.

Но правы и те, кто не верит российскому дракону: он уже захватывал силой драконий трон и превращался из освободителя в захватчика.

Если бы российские власти с самого начала (а начало здесь – первая чеченская война, если не раньше) твердо занимали позицию защиты права наций и народов на самоопределение, то поддержка этих властей в нынешней конфронтации была бы несоизмеримо шире. Но этого не было и нет. И потому даже оппозиционные к США демократические международные структуры не доверяют российским властям. А народы России хотят наконец поверить российским властям, но...

Вот здесь мы хотели бы обозначить еще несколько важных аспектов, касающихся некоторых уроков августовской войны.

Необходимые уроки

Начнем с того, что непоследовательность российских властей (выступающих то против суверенитета «малых народов», то за: когда как им, российским властям, выгоднее) очень больно ударила по ним (и косвенно по всем нам – гражданам Российской Федерации) именно тогда, когда власти нашей страны сделали нечто действительно полезное, защитив тысячи людей в Южной Осетии. Властям России не поверили, и это плохо. Но гораздо хуже то, что не поверили гражданам России, многие из которых своими силами, а подчас и жизнями помогли кавказским товарищам.

Это плохо для нас. Плохо для тех представителей международного гражданского сообщества, кто не отделяет власти России от граждан России.

Но это, к сожалению, заслуженная расплата за то, что мы, россияне, в большинстве своем не противодействовали ранее имперской геополитике властей. За то, что многие из нас сейчас, как никогда, склонны ее поддерживать. Это расплата за более или менее вялые/активные попытки властей нашей страны изобразить из себя «империйку».

Сейчас бы нам как стране наконец-то сделать что-то действительно достойное.

Дать возможность не только абхазам, осетинам, но и чеченцам по-настоящему свободно решить вопрос о своей независимости. Не делать ставку на закулисный торг с главами тех или иных чеченских кланов.

Четко разделить народы Грузии и власти, поддерживающие Саакашвили, и помочь грузинам, живущим в России, чувствовать себя как дома. Сделать ряд шагов для развития грузино-российской дружбы в сферах культуры, образования, народной дипломатии...

И Западу бы сейчас как нельзя более к месту задуматься о своей политике, о своей беспринципности в отношении к вопросам самоопределения народов. В отношении к России. В том, как важно различать граждан России и власти России...

Но эти уроки ни власти, ни большая часть «реально-политических» сил пока что не собираются извлекать. Ни в России, ни на Западе. У нас нарастают получившие, наконец, реальные основы тенденции поддержки государства. На Западе появились формальные предлоги найти, наконец, «врага демократии». И то и другое – дороги в тупик.

Мы уверены: получившие сейчас благодаря в основном действительно правомерным действиям определенный кредит доверия российские власти его вряд ли смогут реализовать. Они выражают интересы тех сил, которые проводили и будут проводить в основе своей антисоциальную, недемократическую, мелочно-имперскую политику. И как таковые власти России этот кредит растеряют. Раньше или позже. Как растеряли кредит доверия власти Российской империи, поддержавшие в конце XIX века действительно справедливую борьбу балканских народов за независимость в войне против Турции (которую, кстати, тогда поддерживала Великобритания – суперимперия XIX века).

Запад же убедится, что демонизация России как страны (в отличие от критики ее правителей) чудовищно вредна не только народам нашей страны, но и Западу, где усиливаются и без того влиятельные правоконсервативные политические силы – сторонники либерально-капиталистического социально-экономического курса, имперски-агрессивной геополитики и все более авторитарно-консервативной политики внутренней, подавляющей права и свободы человека, союзов, социальных движений и НПО.

Тем важнее сейчас мирные, последовательно демократические, антиимперские альтернативы. И солидарность выдвигающих и защищающих эти альтернативы сил. В мире и в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
929
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
790
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
923
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
627

Другие новости