0
1228
Газета Идеи и люди Интернет-версия

13.02.2009 00:00:00

Вольный борец с режимом

Тэги: грузия, политика, россия, сша


грузия, политика, россия, сша На сессии Международной Федерации борьбы (ФИЛА) в Пекине Гоча Дзасохов был переизбран председателем Сенаторского клуба ФИЛА и членом исполкома этой организации до 2012 года. Слева от Дзасохова президент ФИЛА Рафаэль Мартинетти.
Фото автора

Разрыв дипотношений Грузии и России в августе прошлого года стал финальным аккордом в череде противоречий между двумя государствами. Ранее были фактически прекращены торговые отношения, возникли проблемы с транспортным сообщением, получением виз, и родственникам, живущим по разные стороны границы, пришлось ездить друг к другу через третьи страны. Не секрет, что многолетние проблемы в российско-грузинских отношениях были вызваны тесными связями Москвы с мятежными регионами. А когда в конце августа 2008 года РФ признала независимость Южной Осетии и Абхазии, Тбилиси разорвал с ней дипломатические отношения и объявил две закавказские республики оккупированными территориями.

Справедливости ради стоит сказать, что в годы президентства Михаил Саакашвили пытался решить проблемы сепаратистских регионов и более миролюбиво, правда, также безуспешно. Об этих методах и о политике, проводимой нынешним руководством Грузии, в интервью «НГ» рассказал грузинский бизнесмен осетинского происхождения Гоча Дзасохов, которого Михаил Саакашвили видел в качестве главы альтернативного правительства Южной Осетии. Однако видение президента не совпало с видением самого Дзасохова, причем не только по вопросам создания Кабмина в изгнании.

– Гоча Георгиевич, 9 января Грузия и США подписали Хартию о стратегическом партнерстве с США. Оппозиция заявляет, что Саакашвили договорился с американцами о размещении на территории страны американских военных баз. Выходит, руководство России преждевременно праздновало победу в связи с тем, что Грузия формально не получила Плана действий по членству в НАТО. Грузия и без всякого ПДЧ превращается в военный плацдарм США на Кавказе. К чему приведет такая политика?

– Такая политика приведет Грузию в тупик. Собственно, уже привела – Абхазия и Южная Осетия потеряны, Россия признала их независимость, Грузия лишилась российских рынков сбыта, ее экономика в полном коллапсе... Грузинские крестьяне не могут же повезти свой урожай яблок, мандаринов в Америку – пока они туда доедут, каждый мандарин будет стоить, как бриллиант. А Россия рядом, но граница закрыта. И на российских рынках грузинское вино, фрукты, цитрусовые быстро замещаются продукцией из других стран. Российские потребители вряд ли от этой потери сильно пострадали, они ее просто не заметили.

Ведь невозможно было не понимать, что Россия, как и любое другое государство, и тем более государство великое, имеет право беспокоиться о своей безопасности. И продвижение к ее границам военного блока, каковым является НАТО, не может не вызывать у нее беспокойства. Ведь в отношениях государств, как и в отношениях людей, необходимо считаться с принципами другого, тем более если это твой партнер или сосед! А подписанная под диктовку США Хартия по сути удавка на шее Грузии, содержащая заведомо невыполнимые для нынешнего режима условия.

– То есть именно стремление Грузии в НАТО – первопричина ее конфликта с Россией?

– Мне непонятно это маниакальное стремление нынешнего грузинского руководства любой ценой втащить страну в НАТО. Грузия – маленькая южная страна с прекрасным климатом. Зачем ей воевать и с кем? Серьезному противнику она противостоять все равно никогда не сможет, что и показали недавние события. В то же время попытки играть на противоречиях великих держав лишь создают дополнительные угрозы. Это мы и увидели в августе. Почему бы Грузии не стать внеблоковым государством с нейтральным статусом, этакой южнокавказской Швейцарией? Я уверен, что если бы Саакашвили принял это решение, как только пришел к власти, то сегодня, возможно, абхазский и югоосетинский конфликты были бы уже близки к разрешению. А сегодня грузинский, абхазский и осетинский народы оказались просто в разных системах координат. Тбилиси избрал гарантом своей безопасности США и НАТО, Абхазия и Южная Осетия – Россию. Как же нынешний режим может надеяться найти общий язык с абхазами и осетинами, если те считают Россию своей главной защитницей и другом, а Саакашвили и его режим внушают грузинскому народу, что Россия – главный враг Грузии?

– С Саакашвили все понятно. А среди грузинской оппозиции есть политики, понимающие, что надо налаживать нормальные отношения с Россией?

– Это понимают все здравомыслящие люди Грузии. К сожалению, обстановка там сейчас такова, что любой, кто осмелится открыто проявить хоть малейшую симпатию к России, тут же объявляется врагом народа, врагом грузинской государственности. Политики, даже если они в глубине души убеждены в необходимости выстраивать добрососедские и даже братские отношения с Россией, вынуждены скрывать это – иначе им полностью перекроют кислород. Объявят шпионами, агентами Кремля и даже могут посадить – такое уже было, арестовывали по обвинению в шпионаже в пользу России Цотне Гамсахурдию, сына первого президента, объявляли агентами других оппозиционеров. Поводом для ареста может стать даже обычная встреча с сотрудником российского посольства, беседа с ним по телефону. Даже Бадри Патаркацишвили записали в российские агенты, хотя в России он был объявлен в розыск.

– Кстати, о Патаркацишвили. Как-то уж очень странно он умер, и очень вовремя для Саакашвили. До этого была столь же странная смерть премьер-министра 3ураба Жвании. Говорят, приближенные Саакашвили вам прямо угрожали, что вы можете стать следующим?

– Люди из ближайшего окружения президента Саакашвили, когда отношения с ними у меня стали напряженными, порой с большим сарказмом спрашивали, не хочу ли я стать вторым Бадри. Возможно, они опасались, что я, подобно Бадри, начну финансировать оппозицию.

– А у вас есть такие планы?

– У меня есть планы работать ради возрождения своей страны – Грузии, способствовать примирению и объединению всех живущих на ее территории народов – грузин, осетин, абхазов, русских, армян, азербайджанцев, евреев, курдов. Грузия – многонациональная страна, лозунги вроде «Грузия для грузин» для нее губительны. Когда Саакашвили только пришел к власти, я думал, что Грузия наконец преодолела свои детские болезни – национализм, ксенофобию, отношение к представителям национальных меньшинств как к людям второго сорта, а то и хуже, как к «гостям» на грузинской земле, «пятой колонне» имперской России. Я думал, что все это в прошлом, потому и откликнулся на призыв новой власти работать ради возрождения грузинской государственности. Думаю, что работал хорошо, сделать за это время удалось немало, Саакашвили всем ставил меня в пример, называл «национальным героем Грузии». Я строил новые заводы, создавал рабочие места... Саакашвили, под телекамеры, перерезая ленточку на открытии моего очередного объекта, говорил: «Если бы все у нас работали так, как Дзасохов!»

– Вы осознавали, что играете роль этакой витрины режима, что на вашем примере они всему миру демонстрировали, как хорошо живется в Грузии осетинам?

– Я со временем начал это осознавать, когда увидел, что, по сути, ничего не меняется: осетины, изгнанные из Грузии в начале 90-х, не возвращаются, программа по возвращению им домов и квартир не работает. Я вначале искренне думал, что Саакашвили хочет построить государство, где осетины, абхазы, армяне, азербайджанцы будут жить как равноправные граждане. Но когда я увидел в его политике признаки самого настоящего апартеида, то был страшно разочарован. Это касается не только осетин, но и других живущих в Грузии народов. Например, почему полностью исчезли русские школы, хотя количество людей, желающих, чтобы их дети изучали русский язык, растет? Мне рассказывают, что в последнее время в Грузии небывалый спрос на учителей русского, готовых давать детям частные уроки на дому. Что же касается школ, то осталась только одна русская школа, в которой обучение идет по российским программам. Это бывшая школа ГРВЗ (Группа российских войск в Закавказье. – «НГ»), ныне общеобразовательная школа «Интеллект». Ее учредителем является моя супруга. Эта школа имела очень серьезные традиции, но в 2006 году ее существование оказалось под угрозой. Саакашвили после прихода к власти начал уничтожать в Грузии все связанное с Россией. Когда по обвинению в шпионаже были арестованы российские военнослужащие, Минобороны РФ приняло, может быть, поспешное решение о расформировании этой школы. Наша семья школу приватизировала и передала посольству России в Грузии. Она и сейчас успешно работает. В ней учатся дети всех русскоязычных дипломатов, аккредитованных в Тбилиси. Это уникальная школа, там очень талантливый коллектив учителей. И я уверен, что для России эта одна школа может сделать больше, чем целые дивизии. Но грузинские власти все время стараются создать для нее проблемы. После августовской войны туда специально направили толпу беженцев из Южной Осетии, которые попытались ее захватить. Сейчас школа функционирует в сложных условиях, но я уверен, что грузинский народ не позволит властям закрыть ее.

– А что вы можете рассказать о нынешнем положении осетин в Грузии? Оно как-то изменилось после войны?

– Сейчас, как и во времена Гамсахурдии, осетины бегут из Грузии. Осетинские беженцы из внутренних районов Грузии, главным образом из Кахетии, бегут в Южную Осетию. Там их размещают в палаточных городках. Разумеется, они становятся беженцами не по своей воле: их откровенно выдавливают, им угрожают.

– Августовская война стала трагедией не только для осетин, но и для грузин. Грузины были вынуждены покинуть Южную Осетию, возможно, навсегда. Их дома уничтожены, грузинские села стерты с лица земли. Население Гальского района Абхазии практически лишено связи со своими родственниками, оставшимися в Грузии... Кто несет главную ответственность за все это?

– Я думаю, главную вину за это несет режим Саакашвили. Новые беженцы, страдания грузинского и осетинского народов – это последствия аморальной политики правящей верхушки Грузии. Пусть простят меня мои соотечественники, но сегодняшняя власть безжалостно насилует свою страну. Народ терпит, но это до поры до времени. Никому еще не удавалось безнаказанно унижать достоинство грузинского народа. Народы Грузии могут терпеть холод и голод, но никому не позволят плевать себе в душу. Возмездие свершится, и скорее, чем они думают.

Я окончательно определился в своем отношении к действующей грузинской власти после августа 2008-го. До этого я надеялся, что, находясь рядом с Саакашвили, я смогу как-то влиять на него и его окружение, чтобы не допустить новой войны между грузинами и осетинами. Я работал над смягчением осетино-грузинских отношений, нес ради этого определенные материальные издержки. Но потом почувствовал, что мои возможности как-то повлиять на события исчерпаны. Поэтому оставаться в Тбилиси рядом с Саакашвили после всего им содеянного – просто аморально. Поэтому я решил не возвращаться в Грузию и открыто выступить против беззакония этого режима. Я хочу, чтобы моя совесть была чиста, чтобы никто из моих детей не мог упрекнуть своего отца в малодушии.

– Вы потеряли кого-то из своих близких во время августовской войны?

– Да, в югоосетинском селе Дмениси жили мои родственники с материнской стороны, некоторые из них погибли, пропали без вести – ведь село было разрушено до основания. Но мои родственники были не только с осетинской, но и с грузинской стороны – ведь наши народы многие века были тесно связаны, между ними огромное количество смешанных браков. Пострадали и те, и другие.

– Было ли нападение грузинских войск на Южную Осетию для вас неожиданным?

– Да, как и для всех, кроме самого Саакашвили и его ближайшего окружения, которое и спланировало этот вероломный удар. Я до последней минуты не верил, что такое возможно: расстрел мирного спящего города из установок «Град», авиаудары по колоннам беженцев, пытающихся вырваться из горящего города! Но больше всего меня потрясло поведение представителей так называемого «альтернативного правительства» Южной Осетии, людей, которые называли себя осетинами. Во время войны они сбросили последние маски. Утверждают даже, что Дмитрий Санакоев, глава этого «правительства», лично руководил расстрелами защитников Цхинвала. Во всяком случае, многие видели, как посреди пылающего города, полного трупов и умирающих, он призывал в громкоговоритель тех, кто еще остался в живых, признать его верховным правителем Южной Осетии. «Спасутся только те, кто признает мою власть!» – кричал он.

– Правда ли, что первоначально на то место, которое занял Санакоев, планировали поставить вас?

– Да, так и было. Саакашвили с самого начала настойчиво предлагал мне возглавить «альтернативное правительство». Авторы этого проекта даже не скрывали, что на него выделены огромные деньги западных спонсоров. Через помощника заместителя госсекретаря CШA по Южному Кавказу Мэтью Брайзу было пролоббировано выделение под этот проект около 800 миллионов долларов. Они мыслили так: Кокойты – бывший спортсмен и Дзасохов – бывший спортсмен, оба харизматичные лидеры, к тому же Дзасохов – успешный бизнесмен, все эти его качества могут привлечь к нему осетинское население Южной Осетии. Но я сразу почувствовал, что меня хотят использовать для достижения каких-то корыстных целей, хотят сделать инструментом своих политических интриг. Я никак не мог пойти против своего народа, даже если это только часть моего народа. Люди, живущие в Южной Осетии, сделали свой выбор: они хотят жить отдельно от Грузии, иметь свое правительство и быть вместе с Россией. Надо уважать этот выбор. Тем более что правители Грузии – и в начале XX века, и в 90-х годах – многое сделали для того, чтобы осетины избрали именно этот путь. А если грузинское руководство хотело, чтобы они изменили свое решение, надо было действовать иначе. Пытаться вернуть доверие осетинского народа через совместные экономические проекты, торговлю, бизнес. И не ждать, что раны народа, бездумно нанесенные Гамсахурдией, затянутся быстро. На это нужны были годы мирной и спокойной жизни. Теперь же, боюсь, потребуются десятилетия. Когда я отказался стать «альтернативным» правителем Южной Осетии, они нашли Санакоева, который стал их послушным вассалом. Но как можно рассчитывать, что осетины признают власть человека, которого они считают национал-предателем? Зачем нужно было подставлять грузинское население Южной Осетии, превращая грузинские села в напичканные оружием плацдармы? Зачем в этих селах, где люди не имеют элементарной работы, строить за бешеные деньги дискотеки и бассейны? С самого начала было ясно, что вся эта затея обречена.

– Как правительство Грузии отнеслось к вашему отказу?

– Меня начали, как говорится, прессовать. Прослушивали телефоны, организовали непрерывную слежку: куда бы я ни ехал, за мной всюду следовали автомобили с сотрудниками спецслужб. Последовали аресты моих людей. А теперь и все мое имущество в Грузии арестовано. Но не это причина того, что сейчас я решил выступить против режима Саакашвили. Ведь если бы я молчал, если бы не выступил открыто против его преступлений, не осудил публично августовскую бойню – мой бизнес в Грузии и сегодня процветал бы. Но я считаю, что Саакашвили ведет страну в пропасть. Еще не поздно свернуть с этого губительного пути. И первым шагом на пути к спасению страны должна стать безоговорочная отставка президента, чьи руки запачканы кровью стольких невинных людей. Я вообще не понимаю, как может спокойно жить руководитель страны, по чьей вине были убиты сотни его сограждан – осетин и грузин, детей и женщин, погибли молодые парни – российские миротворцы, у которых вся жизнь была впереди? Почему не пустил себе пулю в лоб главнокомандующий, погубивший свою армию, без сопротивления сдавший противнику почти всю территорию страны, боевую технику, склады с оружием? В Грузии до сих пор многие отцы и матери солдат ничего не знают о судьбе своих детей и не могут найти даже их останки. Эта власть должна ответить за все, и она должна уйти. Так думают все настоящие патриоты Грузии.

Гоча Дзасохов

Родился в 1971 году в Грузии. Занимался вольной борьбой в Школе высшего спортивного мастерства ЦСКА. Служил в Монинской военно-воздушной академии. В 1992 году вернулся в Грузию, где занялся бизнесом и возглавил Национальную федерацию борьбы. Под его руководством грузинские спортсмены в командном зачете завоевали звания чемпионов мира и в вольной, и в греко-римской борьбе, стали обладателями Кубка мира.

Занимался возрождением спортивного общества «Динамо» и реконструкцией стадиона тбилисского «Динамо», который получил лицензии FILA и UEFA. Основал Международный благотворительный фонд по социальной защите и поддержке молодежи Южной Осетии, по инициативе которого было восстановлено несколько православных храмов как в Южной Осетии, так и в Грузии, открыты компьютерные залы, культурно-образовательные заведения.

Учился в Дипакадемии МИД РФ. Создал аграрную холдинговую компанию, занимавшуюся, в частности, строительством заводов по переработке винограда, яблок и цитрусовых. Занял 47-е место в рейтинге 80 самых состоятельных грузин мира, опубликованном The Georgian Times. После событий августа 2008 года выступил против действий грузинских властей, что стало причиной парализации практически всего его бизнеса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1226
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3252
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1841
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2165

Другие новости