0
1271
Газета Идеи и люди Интернет-версия

19.06.2009 00:00:00

Время перевести стрелку

Виктор Шейнис

Об авторе: Виктор Леонидович Шейнис - главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор экономических наук, профессор. Полный текст статьи будет опубликован в журнале "Мировая экономика и международные отношения".

Тэги: кризис, модернизация


кризис, модернизация Дмитрий Медведев и Элла Памфилова на встрече в Кремле. Диалог президента с правозащитниками.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Кризис и Россия – тема эта находится в центре общественного внимания, обсуждается в бесчисленных публикациях разного качества и с разных политических и научных позиций. Здесь она будет рассмотрена в контексте одного фундаментального вопроса: как выглядят в свете кризиса перспективы модернизации страны.

Круговорот мифов

Наивно было бы полагать, что мы просто вернемся в status quo ante crisis. Еще сложнее и важнее, чем спланировать и осуществить меры по выходу из кризиса, – работа на перспективу, способная обеспечить действительную модернизацию экономики, государства и общества.

Вспомним: все без исключения российские так называемые модернизации за последние три века были односторонни или ограниченны, не позволяли вырваться из колеи догоняющего развития. Ибо даже феноменальные достижения в производстве и технологии, победы во внешних войнах не сопровождались модернизацией экономического строя и социальных отношений. Для страны такие рывки нередко оборачивались упадком и социальным регрессом. Так было, например, в эпоху Петра I. Куда как полезнее оказались поражения в Крымской и Русско-японской войнах. Даже если согласиться с тем, что Советская Россия шла по пути модернизации, то это была неполноценная модернизация, при которой догоняющее развитие в технологии сопровождалось серьезным социальным и политическим регрессом.

Мы удивительно восприимчивы к мифологемам разного рода. В периоды крутых перемен мифы массового сознания вытесняются не представлениями, соответствующими реалиям, а другими мифами. В чуть обновленном виде возрождаются старые мифы. Сейчас происходит возгонка сталинского мифа – он преломляется в виде легенды о великом и эффективном управителе-менеджере. Всей мощью современных информационных средств реанимируется старый миф, что европейский путь, приоритет прав человека перед государственными интересами, плюралистическая демократия – вообще (или по крайней мере долго еще будет) не про нас, ибо такова неизбывная традиция, «особый путь» России. Хотя путь каждой страны в известном смысле особый, а за столь почитаемой самобытностью обычно стоят консервативные (если не реакционные) черты нашей исторической жизни и непреодоленной ментальности, препятствующей развитию.

Получил хождение и самоновейший миф о благодетельности китайского пути, о будто бы нами упущенной в годы перестройки возможности модернизировать Россию по китайскому образцу. Я не говорю уже о том, что стартовые условия в последние десятилетия ХХ века в России и Китае были совершенно различны, – но кризис ставит под вопрос совместимость с дальнейшей модернизацией традиций и жесткой политической скорлупы, в которую упакованы некоторые доныне успешно развивавшиеся восточноазиатские общества. Завтра, полагают многие специалисты, эта проблема неизбежно встанет перед Китаем.

Прорыв к модернизации исключительно сложен. Преодоление кризиса – условие необходимое, но недостаточное. Это не означает, что первое обязательно должно предшествовать второму во времени. Во время кризиса осуществлять глубокие перемены в экономике и обществе в силу многих причин труднее. Но исторический опыт, и не только российский, свидетельствует, что как раз в условиях кризиса возрастает социальное давление в пользу перемен, появляются новые возможности. Однако происходит это не автоматически.

Прав Владислав Иноземцев: модернизация – не единственный возможный выбор для нынешней России. Перспектива эта для нас сейчас по меньшей мере не очевидна, а альтернатива модернизации, писал он недавно в «Новой газете», «очень даже просматривается – превращение страны в «Новую Венесуэлу». В отечественных Чавесах и рукоплещущих им толпах дефицита не будет, но чем это обернется для страны? Осознаем ли мы опасность стать сырьевым придатком не только Европы и США, но и Китая? А ведь для этого надо лишь предоставить вещи их собственному ходу.

Реставрация и модернизация

Самонадеянные претензии на сохранение роли «сверхдержавы», хотя бы в мировой энергетике, не только несостоятельны, но и смехотворны в свете генеральных тенденций, меняющих облик мирового производства и торговли. Условия для возобновления сырьевого бума и получения изобильной ренты с мирового рынка не просматриваются и за горизонтом кризиса.

В самый благополучный с точки зрения экономического роста период постсоветской истории России ее зависимость от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и соответственно уязвимость стремительно возрастали: доля энергоносителей в экспорте выросла с 49% в 2000 году до 62% в 2007 году (Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000–2007. – М., 2008). Эта динамика определялась не только рыночными стимулами, ориентировавшими экономику по линии наименьшего сопротивления. Такой курс был избран государством, не усвоившим катастрофический урок позднего СССР. И урок этот так и не усвоен, основная ставка на перспективу остается прежней. Выход из кризиса усматривается на традиционном, а не на модернизационном пути.

Но секторальная перестройка экономики – лишь наиболее очевидная задача на пути модернизации. Необходимо провести глубокие социально-экономические и политические преобразования, задевающие интересы влиятельных общественных кланов. Пунктирно обозначить эти задачи можно следующим образом.

– Последовательная демонополизация российской экономики, целеустремленное формирование конкурентной среды с использованием инструментария законодательной, исполнительной и судебной власти: жесткий контроль над тарифами в отраслях, где действуют естественные монополии, демонтаж искусственно созданных монополий, перевод госкорпораций в частную собственность, эффективная защита малого и среднего бизнеса от коррумпированного чиновника и рэкетира, постепенное снижение налогового давления на бизнес и возвращение предпринимателю средств, изымаемых ныне как бюрократическая рента в форме различных поборов.

– Активная роль государства в экономике, но не в качестве производителя товаров и коммерческих услуг, а как регулятора процессов ее модернизации: структурной перестройки, перетока капитала в современные высокотехнологичные отрасли и производства, привлечения на льготных условиях иностранных инвестиций, способствующих созданию и переоснащению таких отраслей и производств, где Россия безнадежно отстала от передовых стран, замещения разрешительных для бизнеса процедур регистрационными и т.д.

– Создание и упрочение в экономической и социальной жизни институтов, без которых немыслимо существование современного общества, в первую очередь – частной собственности и независимой судебной системы.

– Проведение запоздавших социальных реформ: пенсионной, систем здравоохранения и образования, рынка труда, жилищной сферы и др.

– Расширение пространства свободы, демонтаж вытеснивших и уродующих ее механизмов «управляемой демократии».

На последнем необходимо остановиться особо. О том, как в последнее десятилетие шла не всеми поначалу замеченная, но с каждым годом нараставшая реставрация авторитарного строя, сказано уже немало. В конце 2008 года дело дошло до Конституции. В президентском Послании Федеральному собранию были обрисованы контуры политической реформы. Предусмотрены некоторые изменения избирательного законодательства и закона о партиях, несколько ослабляющие давление государства, но не колеблющие основы «управляемой демократии». Но главным в этом пакете было продление срока конституционных полномочий президента в полтора раза. Тем самым ослабляется (растягивается во времени) воздействие института выборов (как бы он сейчас ни был деформирован), посредством которого избиратели могут подтверждать доверие президенту или отказывать в нем. Сопоставим: первая поправка, внесенная в американскую Конституцию через 14 лет после ее принятия, закрепляла институты гражданского общества: свободу слова, печати, собраний, религиозные свободы. Первая поправка, появившаяся в нашей Конституции через такой же срок, усиливает перевес власти президента, и без того наделенного колоссальными полномочиями.

С точки зрения одних, политические мутации обеспечивают продвижение по российскому «особому пути» модернизации, а по мнению других, вытесненных в информационное гетто, – как раз ее блокируют. Диалога не получалось, ибо власть имущие своих оппонентов слушать не желали, а от общества их старались отгородить разными средствами, включая дубинки ОМОНа. В лучшем случае некоторых из них привлекали в качестве экспертов при обсуждении за закрытыми дверями специальных вопросов (с довольно низкой, как правило, отдачей от таких контактов).


Тормоз для развития страны: малый и средний бизнес всегда под давлением.═

Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Сигналы сверху

В этом контексте представляет интерес ряд демонстративных акций, предпринятых президентом в начале второго года его правления. В их числе интервью, данное редактору оппозиционной «Новой газеты», и приезд в ИНСОР – институт, попечительский совет которого возглавляет сам президент и который, неукоснительно соблюдая принятые правила игры, претендует на самостоятельную позицию. Незадолго до визита президента он опубликовал доклад (Демократия: развитие российской модели. – М., 2008), который в отличие от поделок прокремлевских агитпроповских структур содержал немало здравых суждений и вывод: «На нынешнем этапе политического развития России либерализация общественной жизни и укрепление институциональных основ демократии становится инструментальной задачей». Особое же внимание привлекла встреча с членами состоящего при президенте Совета по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека, в состав которого перед тем были введены люди с безупречной гражданской репутацией. Стенограмма состоявшейся беседы была сразу же размещена в интернете на президентском сайте, что сделало ее явлением публичным.

В ходе разговора перед президентом были поставлены проблемы, решение которых необходимо для модернизации страны. Предложения известных правозащитников, обладающих незаемным авторитетом, были высказаны хотя и корректно, но вполне откровенно, с минимумом дипломатических умолчаний и эвфемизмов, примерно в такой же тональности, в какой сторонники демократических преобразований ведут разговор между собой. Были приведены примеры беззаконий и безобразий разного рода, на обсуждение которых в контролируемых государством СМИ наложено табу. Но речь шла не просто об «отдельных недостатках». Были названы главные деформации государственной системы, утвердившейся после 2000-го и особенно 2004 года, когда, собственно, и изменился вектор политического развития страны.

Разгул коррупции, в которую вовлечены также и высшие должностные лица. Правовой нигилизм. «Презумпция виновности», с которой государство подходит к общественным институтам. Правоохранительные органы, не столько защищающие граждан, сколько представляющие угрозу для их безопасности и жизни. Элита, которая не выполняет своей роли и отгорожена от общества... И многое другое – я насчитал 48 позиций, эпизодов, персональных вопросов, по которым правозащитники предъявили счет государству.

Содержательная критика прозвучала, и программа неотложных преобразований представлена. Власть в лице президента проявила способность выслушивать публично произнесенные речи, от каких она отвыкла, и пообещала сотрудничать с независимыми общественными организациями, хотя и неясно, в каком виде и в каких пределах. Обещано было также провести некоторую коррекцию законодательства (в частности, откровенно антидемократического закона об НКО). Встреча с правозащитниками, благожелательные по тональности комментарии президента, а главное – вынесение на публику концентрированного выражения позиции, столь отличной от примитива, который льется с экранов ТВ, и идущей вразрез с основными направлениями государственной политики, – явление в общем политическом контексте заметное.

Нельзя было, однако, не заметить две сразу же затем последовавшие акции. Первая – предложения президента по судебной реформе. Наряду с освобождением новоназначенных судей от трехлетнего «испытательного срока» – инструмента управления судьями (шагом безусловно позитивным), меняется порядок определения председателя Конституционного суда и его заместителей: от выборов самими судьями – к назначению всецело управляемым Советом Федерации по представлению президента. Тем самым ослабляется независимость наименее «басманизированного» звена нашей судебной системы, органа, потенциально способного сдерживать развитие по неправовому пути.

Второе – президентский указ о создании государственной комиссии «по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам РФ». Сам состав этой комиссии из чиновников и ряда других лиц, не вызывающих доверия, дает основания предполагать, где комиссия будет искать «фальсификации, наносящие ущерб». Но главное не в этом. Государство теперь вторгается в сферу идеологии (ибо история, как к тому ни относиться, – дисциплина идеологическая). Само наделение государственного органа, кем бы он ни был назначен и из каких лиц ни состоял, правом определять, какие работы и высказывания «наносят ущерб», вступает в противоречие с Конституцией, не допускающей в России обязательной или государственной идеологии. Для противодействия антиобщественным проявлениям существуют статьи УК, все остальное – поползновения возродить приснопамятные идеологические постановления ЦК КПСС или известные указания Сталина, Кирова и Жданова по исторической науке.

У критической черты

Определить смысл и равнодействующую столь разнонаправленных сигналов, поступающих сверху, непросто. Попробую вместо того оценить перспективу, как она видится мне в свете последних событий.

Первое. Ни встреча президента с правозащитниками, ни ряд его других шагов, в логику которых эта встреча вписывается, не дают достаточных оснований для предположения, что в государственной политике наступил перелом, за которым последуют либерализация и демократизация, что во властвующих элитах наметился раскол. Слова, которые стал произносить и выслушивать президент, при нынешней политической погоде действительно непривычны. Но в действиях власти пока трудно уловить признаки поворота. Несложно назвать ряд тестов, которые могли бы подтвердить серьезность ее намерений. Так же было в начале эры Горбачева. Ему поверили, когда слова – значительно сильнее, чем теперь, выбивавшиеся из привычных официальных штампов – были подкреплены делами, радикально менявшими политический климат в стране: возвращение Сахарова из ссылки, ограничение цензуры, прекращение политических репрессий, сигналы, обозначившие отход от прежней внешней политики, и т.д. Столь же значимых действий пока не видно.

Второе. Это не означает, что за элементами новой риторики и стиля президента заведомо ничего серьезного последовать не может. Если в обозримой перспективе в России вообще могут произойти демократические перемены, то импульсы к ним могут поступить только сверху. Но если эти импульсы не сомкнутся с низовым независимым движением, на том скорее всего дело и кончится. Мы не знаем (и не можем знать), что в действительности хочет и может Медведев, как не знали, на что были способны Хрущев и Горбачев, когда они становились у руля страны. Но знаем некоторую общую закономерность: демонтаж авторитарного режима лицами, его возглавляющими, начинается обычно тогда, когда они приходят к заключению, что привычными методами справиться с валом накатывающихся проблем и трудностями их разрешения невозможно. В нашем случае это могут быть обострение экономического кризиса и рост в связи с этим социального напряжения и/или схватки элит. И то и другое, по-видимому, в какой-то мере имеет место. В какой? Подошло ли уже дело к критической черте? Не располагая необходимой информацией, оценить это невозможно. Но на уровне интуиции представляется, что до поворота еще довольно далеко. Впрочем, вероятность ошибки в такой оценке тоже достаточно велика.

Третье. Требуется известный полет фантазии, чтобы допустить, что сформировавшаяся в нашей системе государственная элита – узкий круг лиц, принимающих решения, – может перевести стрелку на путь модернизации. Но совсем уж невероятен сценарий, при котором она будет самостоятельно, последовательно и в плановом порядке переходить от модернизации экономической – к социальной, а затем и политической. Если даже верховные реформаторы окажутся готовы поступиться монополией на власть, из среды, которая откажет им в доверии, вырастет некое подобие ГКЧП. Чтобы сорганизовались и мобилизовались общественные силы, способные его опрокинуть, необходимо параллельно с экономической проводить политическую модернизацию. Иначе либо реформы уйдут в песок, либо историю начнет творить русский бунт.

Четвертое. Путь, по которому шла наша страна в последнее десятилетие, – тупиковый. Несмотря на потрясения, вызванные кризисом, она продолжает идти по этому пути. В обществе пока нет таких независимых сил, которые могли бы перевести ее на иной путь. Мяч на стороне власти. Если все будет идти так, как шло до сих пор, – не будет никакой модернизации ни в 2020-м, ни в любом последующем году.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1204
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3198
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1807
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2141

Другие новости