0
1280
Газета Идеи и люди Интернет-версия

16.05.2012 00:00:00

Не экспортом единым

Тэги: нефть, экономика


Топливно-энергетический комплекс традиционно воспринимается как главный поставщик денег в государственную казну. Действительно, все уже знают, что только прямые налоговые и таможенные сборы с нефтегазовых компаний формируют ровно половину всех бюджетных доходов. И получаются они прежде всего с экспортных рынков. Однако ТЭК выполняет и другую функцию – обеспечения внутреннего рынка топливом и электроэнергией, что необходимо для нормального функционирования российской экономики, создания условий для стабильного экономического роста, а также для поддержания социальной стабильности в государстве.

В последние четыре года правительство сделало огромные шаги в развитии экспортной инфраструктуры. Однако это вовсе не означает, что внутренний рынок топлива и электроэнергии забыт. Абсолютно нет. Акценты были сделаны на модернизации нефтехимической промышленности, создании новых мощностей по генерации электроэнергии, обновлении сетевого хозяйства, а также на развитии конкуренции на рынке топлива. И успехи очевидны – в немалой степени благодаря эффективному управлению отрасли со стороны уходящего правительства.

Развитие нефтепереработки – вещь принципиальная. Ситуацию в этом компоненте долгие годы после распада СССР можно было охарактеризовать словом «застой». Ведь инвестиций в эту отрасль было сделано крайне мало. В результате возник вопрос об обеспечении внутреннего рынка качественным топливом – а это в том числе связано и с темой экологической безопасности наших городов, сильно страдающих от использования автолюбителями некачественных нефтепродуктов. Да и с точки зрения экспортной стратегии поставки за рубеж нефтепродуктов – гораздо более разумная стратегия, чем продажа сырой нефти.

И вот впервые за все 20 постсоветских лет в России были построены новые нефтеперерабатывающие мощности. Объем переработки неуклонно рос – за четыре года он увеличился на 8,8%. При этом наиболее быстрыми темпами росло производство высококачественных бензинов. Доля автобензинов класса «Евро-3» и выше в общем объеме увеличилась на 20% и приблизилась к 90%. В следующем году топливо стандарта «Евро-2» окончательно уйдет с нашего рынка. Были приняты новые стандарты топлива, что резко улучшит качество бензина и экологию российских городов.

Правительство сформировало полноценные условия для принципиального рывка в этом направлении. Были заключены четырехсторонние соглашения между нефтяными компаниями, ФФС, Ростехнадзором и Росстандартом с обязательством по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, а также по объемам производства топлив. Были внесены изменения в технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Он позволит уже до 2015 года ввести в эксплуатацию установки по производству различного вида топлив общей мощностью 64,3 млн. тонн. Будут завершены строительство и реконструкция 114 установок, что увеличит производство светлых нефтепродуктов в 2015–2016 годах на 58% к уровню 2011 года. Опережающими темпами будет расти производство дизельного топлива, что приведет к более чем двукратному превышению его объемов над потребностями внутреннего рынка. Только в 2012 году нефтяные компании вложат в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов более 200 млрд. руб.

Возьмем для большей наглядности лидера российского нефтяного рынка – компанию «Роснефть». Только она вложит за шесть лет в модернизацию своих НПЗ и строительство новых мощностей 950 млрд. руб. В 2011 году уже прошли реструктуризацию девять установок по переработке нефти на самых разных заводах. Появится новый НПЗ под Туапсе с соблюдением всех экологических норм. В результате глубина переработки увеличится с 65,6 до 88,5%.

Другая принципиальная тема – развитие конкуренции на внутреннем рынке топлива и обеспечение надежности поставок. Цены на бензин в России растут – это во многом связано с удорожанием нефти на мировом рынке. Наши соотечественники недовольны повышением стоимости бензина. Видя меняющиеся ценники на заправках, они почему-то забывают связывать существенный рост своих личных доходов с дорогой нефтью на мировом рынке. В этом плане дорожающий бензин – не слишком уж большая плата за увеличение доходов как госбюджета, так и самих граждан. Однако это вовсе не означает, что кураторы ТЭКа спокойно смотрят за развитием ситуации на бензиновом рынке.

Самый главный сюжет – это развитие конкуренции, что достигается через активно развивающуюся биржевую торговлю нефтепродуктами. На стремительно набирающей обороты Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в 2011 году было зарегистрировано более 20 тыс. сделок на более чем 20 млн. тонн нефтепродуктов. Не менее важно и жесткое антимонопольное регулирование. Нефтяные компании уже испытали на себе новую антимонопольную политику, когда штрафы берутся в независимости от крупности и авторитетности концерна.

Важный вопрос – недопущение искусственного дефицита нефтепродуктов. В некоторых регионах перебои с поставками действительно наблюдались в 2011 году из-за недобросовестного поведения ряда сбытовых структур. Впервые кабинет министров в лице Игоря Сечина оперативно решал эти проблемы, грамотно анализируя ситуацию с запасами и спросом. Разработана концепция создания всероссийской системы учета нефти и нефтепродуктов, которая позволит в режиме реального времени контролировать ситуацию с запасами топлива во всех российских регионах. В сегменте авиаперевозок заметным ходом стало создание альтернативных топливно-заправочных комплексов в аэропортах. Были составлены балансы производства и потребления авиатоплива, созданы резервы топлива в аэропортах.

Другая непростая тема – электроэнергетика. Как и в случае с нефтепереработкой, все постсоветское время отрасль испытывала дефицит инвестиций. Как результат – износ инфраструктуры, нехватка генерирующих мощностей. О критичности ситуации наглядно напомнила авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Естественно, что это создает угрозу экономическом росту – нельзя запустить новый бизнес, не имея доступа к электросетям. Правительству пришлось решать комплексную и непростую проблему. Но результат налицо.

Прежде всего удалось обеспечить надежное энергоснабжение потребителей Сибири и оперативно ликвидировать последствия аварии на Саяно-Шушенской станции. Кроме того, активными темпами продолжилось формирование нормативно-правовой базы работы отрасли в режиме конкуренции. Именно в последние четыре года были сформированы правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии, условия недискриминационного доступа потребителей к электроэнергии. Разработан механизм, обеспечивающий выполнение обязательств частными инвесторами по вводу генерирующих мощностей. Игорем Сечиным, курирующим ТЭК, было выдвинуто на первый план понятие промбезопасности. Внедрены новые повышенные требования к промбезопасности в стране, причем за достаточно короткий срок.

Удалось переломить ситуацию с инвестированием в отрасль. Объем инвестиций в генерирующие и сетевые объекты за четыре года был в 1,9 раза выше предыдущего четырехлетия. И вот результат: за четыре года удалось ввести более 12 гигаватт новой мощности. Темпы были на 50% выше, чем ввод мощности в 2004–2007 годах. Причем речь идет о строительстве современных парогазовых установок, позволяющих серьезно – на 15–20% – увеличить КПД. 2011 год вообще оказался рекордным по объему ввода генерирующих мощностей за все постсоветские годы!

Отдельный сюжет – это развитие сетевого хозяйства. Износ в нем был еще выше, чем в генерации. При этом контроль за сетями государство оставило за собой. За четыре года было введено в строй более 70 тыс. км новых линий электропередачи. Это позволило бы почти шесть раз обмотать земной шар по экватору.

К сожалению, на региональном уровне стали наблюдаться махинации – в управлении сетями начали процветать коррупция и кумовство. Заключались липовые договоры на мифические консультационные услуги (которые никто и не собирался оказывать) и поставку оборудования по заведомо завышенным ценам. Но федеральные власти вовремя среагировали на ситуацию. В 2011 году курирующий ТЭК вице-премьер Игорь Сечин решительно приступил к расчистке этих авгиевых конюшен. Были уволены десятки региональных руководителей, на некоторых заведены уголовные дела. Финансовая дисциплина в сетевом хозяйстве была исправлена.

Наконец, принята программа развития малой энергетики, разработан комплекс мер по стимулированию производства энергии на основе использования возобновляемых источников энергии, запущена государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.

Таким образом, за последние несколько лет удалось заложить фундамент роста производства электроэнергии и качественного топлива для внутреннего рынка. Мы видим приток инвестиций в отрасль, повышение конкуренции, радикальное обновление инфраструктуры. Все это создает необходимую базу для долгосрочного экономического роста. Важно только не снижать качество госуправления ТЭКом и довести задуманное до конца. Посмотрим, как с этой непростой задачей справится новое правительство.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
285
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
233
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1919
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1466

Другие новости