0
7448
Газета Идеи и люди Интернет-версия

09.09.2015 00:01:00

Почему оппозиция нам не нужна

Сергей Дзюба

Об авторе: Сергей Андреевич Дзюба – профессор Новосибирского государственного университета, доктор физико-математических наук.

Тэги: оппозиция, выборы, заксобрание, общество, нация, язык, культурные особенности


оппозиция, выборы, заксобрание, общество, нация, язык, культурные особенности Меньшинство, инакомыслие были, есть и будут всегда. Фото Reuters

Оппозицию опять не допускают до выборов, на этот раз в областные законодательные собрания. И опять граждане восприняли эту новость как нечто само собой разумеющееся. Почему-то в массовом сознании само существование оппозиции воспринимается как нечто чуждое и даже враждебное. Разумеется, речь не идет о так называемой системной оппозиции, играющей в российской политической системе роль лишь декоративную и имитационную.

Сама критика власти, особенно верховной, у нас часто расценивается как предательство национальных интересов. Хотя во многих странах такая критика, напротив, есть нечто естественное и даже полезное, а оппозиция и действующая власть часто меняются местами.

Одно из часто встречающихся объяснений негативного отношения к оппозиции как таковой заключается в приписывании россиянам некоего глубинного патернализма. Но в странах восточной культуры патернализма куда больше. И при этом, например, в Японии и Индии есть реально действующая оппозиция и есть сменяемость власти в результате выборов.

Более очевидным объяснением представляется эффект воздействия массированной телепропаганды. Конечно, этот фактор весьма значимый. Но и он тоже не все объясняет. Есть немало молодых людей, которые телевизор вообще не смотрят по причине чрезвычайной их погруженности в Интернет. И при этом для них все однозначно: Путин – хранитель России, а Навальный – ее враг...

Оставим также в стороне высказывания об одиозности конкретных представителей оппозиции. Среди системной оппозиции есть фигуры куда более одиозные, регулярно избираемые в Думу. Дело, наверное, не в конкретных персоналиях.

Похоже, что имеет место очень глубокое явление, присущее только нашей стране. Чем же мы отличаемся от остального мира? Какие исторические и культурные особенности приводят у нас к невостребованности оппозиции как таковой?

Единство, сила, цель

Очевидным своеобразием нашей страны является огромная территория и разбросанность на ней населения. Чтобы нация могла состояться в таких условиях, необходима особенная тяга людей к единению. Есть немало свидетельств наличия такой подсознательной тяги в народе. Это видно и в традициях гостеприимства, и в особенностях православных обрядов, и в склонности к совместным застольям и хоровому пению, и т.д. Особое свидетельство – единообразие русского языка на разных территориях страны; по сравнению с другими странами у нас региональные отличия очень малы. Унифицированность языка означает отсутствие обособления групп населения по географическому признаку. Далее, исторические традиции общинного землевладения также способствовали единению людей. А многовековая политическая система самодержавия по своей сути предполагала единообразие политических взглядов.

Насаждаемое сверху единообразие в политических взглядах, с одной стороны, и естественное стремление к единению самих людей – с другой получили мощный усиливающий импульс в советскую эпоху. Тоталитарная идеология подразумевала коллективизм во всех сферах общественной жизни. Все это хорошо почувствовали наши поэты и писатели. Одни восхождение на новую ступень коллективизма приняли с восторгом – как Маяковский в поэме «150 000 000», а другие осудили – как Замятин в антиутопии «Мы». Но, как бы там ни было, лозунги типа «В единстве наша сила» или «Не отрываться от коллектива» стали заповедями для нескольких поколений. А слово «мы» стало часто употребляться для обозначения всего общества.

И, конечно же, единения всего народа потребовала Великая Отечественная война. Преодоление выпавших тогда испытаний закрепило в сознании людей важность объединенных усилий всего народа для эффективного отпора внешним врагам.

В итоге необходимость идейно-политического единения нации стала самодовлеющим фактором в массовом сознании. Чем-то даже вроде сверхценной идеи, если использовать термины психологии.

В советское время на всех выборах «нерушимый блок коммунистов и беспартийных» получал неизменные 99%. Думается, особой натяжки в этой цифре не было, люди действительно так голосовали. Несогласные, конечно, имелись, но их было очень мало. Тех из них, кто открыто заявлял о своем несогласии, называли диссидентами. Они считались прислужниками Запада.

Инструментом объединения нации является, понятно, государство с его институтами. Важнейший здесь институт – это, конечно же, глава государства. И оценка в народе исторической роли конкретных руководителей страны коррелирует с тем, насколько хорошо в их время проводилось укрепление идейно-политического монолита. С этой точки зрения Горбачев и Ельцин однозначно плохи, так как этот монолит они разрушали. Хрущев тоже недостаточно хорош, так как при нем начался некий раздрай в обществе: десталинизация, «оттепель», появление диссидентов и т.д. В сравнении с ним Брежнев выигрывает, так как в его правление все эти «негативные» явления старательно приглушались. Разумеется, Сталин был безусловно хорош, так как после его массовых чисток страна стала единой как никогда.

Ну и Путин со своей «Единой Россией» и Общероссийским народным фронтом тоже угадал тренд. Было еще такое движение «Наши», это тоже направлено в ту же сторону. Происходящее сейчас усиление роли государства везде и во всем этому тренду полностью соответствует.

При оценке руководителя государства достигнутое идейно-политическое единство может перевешивать отрицательные явления: репрессии при Сталине, застой при Брежневе, «неозастой» при Путине. И по той же причине в этих оценках оказываются несущественными достижения эпохи Хрущева в создании стратегического ядерного паритета, в освоении космоса, в массовом жилищном строительстве, и несущественными становятся демонтаж отжившей советской системы при Горбачеве и формирование новой политической и экономической системы при Ельцине. В массовом сознании способности лидера к государственному управлению оказываются не так уж важны, важна его способность подчинить себе элиты и обеспечить таким образом идейно-политическую монолитность общества.

Интересно еще и вот что. Если у руля власти оказывается человек с явными качествами лидера, то его авторитет – поначалу, естественно, небольшой – быстро и многократно затем вырастает. Происходит это по одной простой причине: для самореализации в виде «Мы» массам нужен вождь (нацлидер). По такому механизму у нас возникали культы личности и высокие рейтинги глав государства.

Для выполнения своих задач государство должно быть, понятно, сильным. Мощным проявлением силы государства стало в недавнее время присоединение Крыма. Характерно: в знаменитой формуле «Крым наш» словом «наш» явно подчеркивается значимость идейно-политического единства нации.

Объединение возможно только вокруг какой-нибудь важной цели; единства просто ради единства не бывает. Эксплуатация властью идеи единства приводит с неизбежностью к самовоспроизводству таких целей. Именно по этому механизму у нас появляются враги у ближних и дальних границ.

Кто прав и кто не прав

Получается, что оппозиции у нас противостоят не конкретные политические деятели, партии или их программы, как в других странах, и даже произвол власти на выборах не имеет столь решающего значения. Решающее значение имеет то, что оппозиции у нас противостоит убеждение граждан в том, что ее, оппозиции, не должно быть вообще. Ее существование на святое посягает – на идейно-политическое единство народа, на государственно-политическую консолидацию общества. Поэтому Путин – хранитель и спаситель, а Навальный, Ходорковский, Макаревич и прочие – враги и национал-предатели.

Важно подчеркнуть; убеждение о недопустимости оппозиции не основано только на пропаганде. Оно имеет глубокие психологические, культурные и исторические корни. Вспомним, что в 90-е годы пропаганда единомыслия исчезла, однако народ к демократическим переменам оказался не готов. И наступившая затем автократия была воспринята с облегчением. А нашу оппозицию лучше называть группой диссидентов. Мы возвращаемся, таким образом, в старые советские времена: есть подавляющее большинство и малая кучка несогласных.

Но вот вопрос: правильно или нет стране жить в условиях идейно-политического монолита? Ответ прост: неправильно. Во-первых, потому, что такой монолит означает несменяемость власти, а это неизбежно приводит к застою во всех сферах жизни. Так было на закате советской эпохи и есть сейчас. Особенность нашего времени состоит в том, что несменяемость власти приводит также к крупномасштабным финансовым злоупотреблениям. Страна, безусловно, должна быть единой во время войны или других чрезвычайных событий. В период же спокойного мирного развития более подходящими являются плюрализм мнений, свободная игра разных политических сил, свободная экономическая конкуренция. Все это азбучные истины.

Во-вторых, прочность идейного монолита может быть обманчивой. В советскую эпоху партийно-государственная номенклатура и обычные люди жили в разных измерениях идейных ценностей (по формуле Оруэлла «Все животные равны, но некоторые животные равнее других»). Одной из причин (а может быть, и самой главной причиной) разрушения советского государственного устройства как раз явилось осознание людьми этого обмана. Причем вчерашние диссиденты вдруг тогда оказались правы в отличие от остальных 99%.

И сейчас идейно-политический монолит – это явление кажущееся, выдача желаемого за действительное. Действительно, разрыв между нынешней элитой и простыми гражданами гораздо более сильный, чем в советскую эпоху. Тогдашней элите все-таки не принадлежали заводы и пароходы. И высшие государственные чиновники не носили часов, стоимость которых превышает пожизненный доход простого труженика. С другой стороны, качество доступной для простых граждан медицины тогда улучшалось, а не ухудшалось, как сейчас. И простому гражданину можно было пожаловаться на действия сильных мира сего в партком, народный контроль, газету «Правда» и т.д. Сейчас жаловаться некому.

Жизнь в разных измерениях для элиты и простых граждан становится все более заметной. Цели и интересы у них разные. Одним интересны заграничная недвижимость, шубохранилища, престижные часы и т.п., другим – удовлетворение базовых потребностей в питании, жилье, лечении. И нынешний обман с наличием в стране идейно-политического единства все равно когда-нибудь вскроется. И тогда возможен финал, аналогичный тому, который случился в начале 90-х. Что это будет означать на сей раз для страны, неизвестно.

* * *

Надо признать, что в сложившихся условиях у оппозиционеров-диссидентов никаких шансов изменить ситуацию практически нет. Здесь власть должна почувствовать свою ответственность. Единственно правильная стратегия – постепенный уход от модели идейно-политического монолита в обществе. Для этого власти надо избавиться от разного рода фобий, надо воспитывать граждан в духе политической толерантности, необходимости свободного политического соревнования разных сил. Другого выхода у власти просто нет. Если она действительно хочет получить не великие потрясения, а великую Россию. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
590
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
354
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2365
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1850

Другие новости