0
6982
Газета Идеи и люди Интернет-версия

14.12.2016 00:01:00

Язык власти: назад, в 90-е

Антон Олейник

Об авторе: Антон Николаевич Олейник – профессор социологии университета

Тэги: президент, послание, политика, путин, клинтон, холодная война, волонтерство, нко, сша


президент, послание, политика, путин, клинтон, холодная война, волонтерство, нко, сша Фото сайта kremlin.ru

Антипатия российской властвующей элиты к представителям династии Клинтон хорошо известна. Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США обрадовала российский истеблишмент уже тем, что не у дел осталась именно Хиллари Клинтон. Тем удивительнее результаты контент-анализа последнего Послания Владимира Путина Федеральному собранию. По сделанным в нем акцентам оно оказалось близко к обращениям «О положении страны», сделанным в середине 1990-х годов не кем иным, как Биллом Клинтоном, супругом бывшей первой леди и поверженной соперницы Трампа. Свидетельствует ли это о стремлении российской элиты «вернуться в 90-е» для пересмотра итогов холодной войны – к своей выгоде, разумеется?

Если посмотреть на последнее Послание российского президента в широкой исторической и геополитической перспективе, то открывается весьма примечательная картина. Автором были сопоставлены Послания лидеров четырех стран, двух североамериканских (США и Канады) и двух постсоветских (России и Казахстана), за последние 23 года. Первое президентское Послание в России датируется 1993 годом. Всего было подвергнуто контент-анализу 82 текста.

В частности, Послания сравнивались по критерию совместной встречаемости шести пар ключевых категорий. Каждую пару образуют диаметрально различающиеся подходы, возможные в одной из сфер политики, внутренней и внешней. Например, пара категорий «Экономика» образована «Рынком» и «Интервенционизмом», то есть активным вмешательством государства в экономические процессы. Пара «Идеология» включает слова и выражения (на русском и на английском языках), характерные для либерального и коммунистического дискурсов. Пара «Геополитика» описывается словами и выражениями, которые специфичны для западного (к примеру, Европ*, Europ*, ЕС, the_EU, Запад*, the_West, НАТО, NATO и т.д.) и восточного векторов внешней политики и т.д.

Чем больше общих акцентов в Посланиях, тем ближе они расположены в воображаемом пространстве дискурса власти. Удивительно, но последнее Послание президента Путина оказалось по соседству с Посланиями, сделанными Биллом Клинтоном в 1994 и 1997 годах, а также, что менее удивительно, с Посланиями президента Казахстана в 1999, 2006 и 2012 годах.

Наличие избирательного сродства в акцентах, сделанных Путиным и Клинтоном, подтверждается и попарным сравнением относительной частотности ключевых категорий в вышеуказанных трех Посланиях (см. таблицу). Только по одной позиции – при обсуждении динамики развития (в частности, по частоте упоминаний инноваций) наблюдаются статистически значимые расхождения между наблюдаемой частотностью и ожидаемой исходя из предположения, что акценты Путина совпадают с акцентами, сделанными Клинтоном в 1994 и 1997 годах.

Чем были примечательны эти годы? Сохранением эйфории от завершения холодной войны и получением США возможности устанавливать правила на международной арене без оглядки на исчезнувший СССР. Одним из проявлений такой большей свободы стала, в частности, начавшаяся в 1995 году операция «Обдуманная сила» (Deliberate Force) по сдерживанию военных действий Сербии (оказывавшей всемерное содействие вооруженным формированиям боснийских сербов) в Боснии. Президент Клинтон был одним из архитекторов этой операции. «Нет ничего, абсолютно ничего более важного для нашей безопасности, чем вооруженные силы нашей нации. Мы горды их вкладом, в частности, в обеспечение не имеющей прецедентов по своим масштабам доставки гуманитарной помощи в Боснию, в выполнение задач в Сомали...» – сказал он в 1994 году. «Благодаря лидирующей роли США прекращены убийства в Боснии» – его же слова в 1997-м.

Нетрудно заметить попытку российского лидера провести здесь некоторые параллели. Только в его понимании речь идет о Сирии (в этом году Украина осталась за кадром). «Рассчитываю на объединение усилий США в борьбе с реальной, а не выдуманной угрозой – международным терроризмом. Именно эту задачу решают в Сирии наши военнослужащие. Террористам нанесен ощутимый урон, армия и флот России убедительно доказали, что способны эффективно работать вдали от постоянных мест дислокации» – из Послания Владимира Путина в 2016 году.

Во внутренней политике акценты оказались тоже достаточно схожи. Так, оба президента уделили внимание волонтерам и их роли в реализации президентских начинаний. Президент Клинтон рапортует: «Мы только что объявили об инициативе «Америка читает», которая предполагает, что примерно 1 млн добровольцев-тьюторов поможет каждому ребенку научиться свободно читать к концу третьего класса. Мы планируем использовать тысячи волонтеров из AmeriCorps для мобилизации усилий в данном направлении» (Клинтон, 1997). Вообще говоря, в Посланиях американских президентов (и Буша, и Обамы, и Клинтона) ссылки на волонтеров не редкость.

Президент Путин вторит, развернуто рассуждая о необходимости взаимодействия правительства с волонтерами. Нужно отметить, что вообще тема волонтеризма нова для российских Посланий – впервые волонтеры были упомянуты в декабре 2013 года (не под впечатлением ли расцвета волонтерства в Украине?). В 2016 году волонтеры не просто упомянуты президентом Путиным, а удостоились развернутого комментария: «Предлагаю организовать в России широкое движение добровольцев, готовых работать в системе здравоохранения, оказывать посильную помощь. При этом убежден: волонтеры, на деле проработавшие несколько лет в учреждениях здравоохранения, должны иметь преимущества при поступлении в медицинские вузы».

Примечательно, что оба цитируемых президента не видят в волонтерстве механизма контроля за правительством. Волонтерам они отводят роль поставщика услуг, ведомого в реализации тех инициатив, которые политически значимы для президентов (в отличие от волонтерства в Украине, некоторые представители которого вполне уверенно движутся к функции контроля).

Итогом предложенного беглого контент-анализа последнего Послания Владимира Путина можно считать следующую картину. Российский лидер желает устанавливать правила во внутренней и внешней политике подобно тому, как в 1990-е годы это делали американские лидеры. Внутри страны притязания на монополию очевидны: НКО и волонтерам отведена роль подспорья, поставщика услуг, а никак не аудитора и контролера.

Во внешней политике речь идет скорее о дуополии – системе, при которой ключевые решения будут приниматься представителями американской и российской элиты совместно, а не односторонне, как это делали американские лидеры в 1990-е: «Готовы к сотрудничеству и с новой американской администрацией. Важно нормализовать и начать развивать двусторонние отношения на равноправной и взаимовыгодной основе... Взаимодействие России и США в решении глобальных и региональных проблем отвечает интересам всего мира».

Тем, кого эти решения напрямую касаются, будь то Сирия, Украина или Иран, уготована при таком раскладе роль ведомого, «волонтера». Отсутствие Китая в числе потенциальных участников «двусторонних отношений» тоже примечательно. Третьим странам отводится роль поддержки политически значимых для истеблишмента США и России инициатив. Именно такую роль играла сама Россия в 1990-е. И, возможно, отсюда отмеченные выше неожиданные параллели в политическом дискурсе.

В общем, прагматическое предложение прозвучало. Мяч теперь на американской стороне. Ну и на стороне тех, кому потенциально отведена роль «волонтеров» в грядущих американо-российских начинаниях.

tabl_t.jpg

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
724
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
638
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
751
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
519

Другие новости