0
4781
Газета Идеи и люди Интернет-версия

06.02.2017 00:01:00

Об информационных фейках

Хикмет Гаджиев

Об авторе: Хикмет Гаджиев – глава пресс-службы МИД Азербайджана.

Тэги: азербайджан, армения, конфликт, нагорный карабах, информационные фейки


азербайджан, армения, конфликт, нагорный карабах, информационные фейки Фото пресс-службы президента Азербайджана

Периодически напоминающий о себе в российской прессе посол в отставке Владимир Казимиров вновь не удержался и решил давать общие менторские поучения, а заодно еще и «наставить на путь истинный» конкретно Азербайджан. Причем сделано это было в манере, столь далекой от элементарной этики по отношению к Азербайджану и его дипломатической службе, что непроизвольно напрашивалась соответствующая реакция. Однако я не посчитал уместным идти подобным путем и предпочел сделать обзор основных пассажей в более подобающей форме.

Но прежде чем прокомментировать очередную порцию все тех же, уже изрядно устаревших по содержанию тезисов, которые г-н Казимиров с упорством, достойным лучшего применения, озвучивает последние 10 лет, задам Владимиру Николаевичу вопрос: если вы столь высоко компетентны, то почему не смогли выйти на окончательное решение конфликта в период до 1996 года, когда у вас имелся на это соответствующий мандат? Однако же сделать этого ни вы, ни ваши преемники в Минской группе ОБСЕ (МГ) пока так и не смогли.

Да и сами вы не отрицаете сей факт, более того, именно с указания на то, что попытки мирного разрешения конфликта поглотили уже более 20 лет, начинается последняя статья, опубликованная 26 января с.г. в «Независимой газете». А виновником вы пытаетесь представить Азербайджан, якобы срывающий инициативы посредников, в то время как «обе армянские стороны», по-вашему, проявляют готовность работать над предложениями МГ. Вы пытаетесь прикрываться, вновь размахиваете причитаниями относительно заявлений азербайджанской стороны о ее неотъемлемом праве защищать свою территориальную целостность всеми возможными путями, вплоть до военного.

Однако не стоит пытаться вводить в заблуждение окружающих. Вы, г-н Казимиров, прекрасно осведомлены, что никаких «армянских сторон» нет, есть Армения и Азербайджан как стороны конфликта и армянская и азербайджанская общины Нагорного Карабаха как заинтересованные стороны. Именно в этом формате работали и работают все международные посредники.

Кроме того, нелишне было бы вам, отставному, высокопоставленному дипломату, взять Устав ООН и заглянуть в его 51-ю статью о праве государств на самооборону и отражение агрессии. Возобновление в памяти этого основополагающего документа – базы всей системы международных отношений должно поспособствовать устранению искажений, которые заставляют вас договориться до того, что жертва сама виновата, а агрессор – чуть ли не «голубь мира».

Из последней статьи может сложиться впечатление, во всяком случае, автор его старательно создает, что за весь период работы посредников по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта было лишь два весомых документа, и Казимиров – «отец» обоих. Вычленить из всего комплекса документов 1994–1995 годов лишь те, к которым вы путем нажатия кнопки факса приложили руку, забывая и умалчивая обо всех прочих, есть очевидное проявление профессионального эгоизма либо же профессиональной амнезии.

Напомним. В Бишкекском протоколе от 5 мая 1994 года о прекращении огня между сторонами конфликта содержится призыв «самой интенсивной работой в кратчайшие дни закрепить это путем подписания надежного, юридически обязывающего соглашения, предусматривающего механизм обеспечения невозобновления военных и враждебных действий, вывод войск с занятых территорий и возобновление функционирования коммуникаций, возвращение беженцев, продолжение переговорного процесса». Как известно, режим прекращения огня был установлен на базе этих договоренностей с 12 мая 1994 года. И все прочие документы, обсуждавшиеся сторонами в 1994–1995 годах, преследовали целью имплементацию этих договоренностей. Среди конкретных мер обсуждались и поддержание режима прекращения огня (технические моменты, создающие условия для урегулирования), и вывод оккупационных сил (содержательные аспекты, обеспечивающие урегулирование).

Так, в приложении II о Календаре мер по урегулированию ситуации на отдельных оккупированных территориях от 5 ноября 1995 года прямо устанавливались временные рамки освобождения и начала разминирования оккупированных районов: Агдере, Агдама, Ходжавенда, Физули, Джебраила, Зангилана, Губадлы, Кельбаджара, Лачына.

Данные требования – немедленное и безоговорочное освобождение оккупированных территорий – исходили из положений четырех резолюций Совета Безопасности ООН: № 822, 853, 874, 884, принятых в 1993 году, которые, как хорошо известно, не имеют срока давности для исполнения. Согласно резолюциям, Совет Безопасности ООН осудил применение силы против Азербайджана и оккупацию его территорий, в то же время еще раз подтвердил суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и неприкосновенность признанных на международном уровне его границ. В этих же резолюциях Совет Безопасности еще раз подтвердил, что Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана.

Невыполнение Арменией всех этих требований можно отнести скорее к недоработкам международных посредников, не способных убедить ее в необходимости уважать нормы международной законности и мирного сосуществования государств. В результате, и это единственное, в чем вы правы, оккупация земель Азербайджана продолжается. Причем против агрессора не предпринимаются действенные меры международного осуждения и принуждения к миру. Но причина тут не в «неконструктивной позиции» подвергшегося агрессии Азербайджана, а в саботаже оккупирующей стороной всех международных решений, включая имеющие императивный характер резолюции Совета Безопасности ООН.

Ваши попытки всячески выгораживать агрессора, прибегая к документальной эквилибристике, лишь усугубляют ситуацию, создавая иллюзию некоторой поддержки позиции Армении, заключающейся в затягивании status quo путем разглагольствований о мерах по контролю на линии соприкосновения. В то время как совершенно очевидно, что единственным действенным и надежным способом избежать каких бы то ни было инцидентов является обеспечение вывода оккупационных сил Армении с территорий Азербайджана. Лишь в этом случае можно будет продвинуться к окончательному политическому урегулированию конфликта в рамках ведущегося сейчас переговорного процесса.

А вам, Владимир Николаевич, было бы лучше не создавать информационных фейков вокруг процесса, к которому вы уже более 20 лет не имеете никакого отношения.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1099
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3000
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1688
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2045

Другие новости