0
18239
Газета Идеи и люди Интернет-версия

13.06.2023 18:09:00

Умелое раздувание вражды приводит к бессмысленным войнам

Количество разнообразных конфликтов в мире увеличивается

Марат Бисенгалиев

Об авторе: Марат Кабдушевич Бисенгалиев – историк, публицист.

Тэги: мир, конфликты, ссср, финляндия, китай, тайвань, иран, ирак, конфронтация, решение


мир, конфликты, ссср, финляндия, китай, тайвань, иран, ирак, конфронтация, решение Уникальная ситуация вокруг Тайваня при неблагоприятном развитии событий может обернуться мировой экономической катастрофой. Фото Reuters

К большому сожалению для разумных людей, конфликты в современном мире вовсе не исчезают, а напротив – множатся. Межгосударственные, межэтнические, классовые – какие угодно. В них гибнут люди, разрушается с трудом созданная инфраструктура, и в целом можно сказать, что по итогам фиксации прибылей/убытков по завершении конфликтов стандартный вариант: когда в проигрыше все стороны, кроме той, что не участвовала, а наживалась на поставках оружия и т.д. обеим сторонам. Как в китайской притче об обезьяне, с безопасного расстояния наслаждающейся схваткой двух тигров.

Интересно, что существуют и процветают массы «конфликтологов» – с учеными степенями и хорошими зарплатами, – но плодов их деятельности не видно. То ли они не умеют доносить до лиц, принимающих решения, свои сокровенные рекомендации, то ли их задача не купировать конфликты, а поступать с ними иначе. Поэтому постараюсь предложить алгоритмы решения с применением самого простого метода – использования здравого смысла и обязательного понимания подлинных интересов каждой из конфликтующих сторон.

Привкус абсурда

Начать хотелось бы с достаточно старого и вроде бы изученного конфликта – советско-финского 1939–1945 годов. К сожалению, представления об этом событии – как минимум в школьной программе – весьма неполные и неглубокие (вопрос объективности выношу за скобки). Что-то типа «Добрый (вариант – злой) СССР решил поменять кусок территории в курортной зоне около Ленинграда на вдвое больший участок леса в карельской глухомани (выгодность этой сделки можно оценить, сравнив сегодняшнюю цену сотки в Зеленогорске с ценой гектара в Карелии) – но финны не согласились, и началась война. В реальности дело обстояло иначе.

Прежде всего надо отметить, что вопрос изменения статус-кво в военном положении на советско-финской границе стороны обсуждали серьезно и искренне пытались услышать друг друга. Еще в 1938 году личный представитель Сталина чекист Борис Рыбкин (подробности о нем можно узнать в книгах его супруги и сослуживицы Зои Воскресенской) пытался донести до финского министра иностранных дел Холсти предостережение вождя о том, что «реакционная финская военщина» может за спиной законной гражданской власти сговориться с Вермахтом… и пустить немцев в Финляндию для нанесения удара по СССР. Возможно, на такую неожиданную мысль Сталина навели итоги процесса Тухачевского и К.

Финны – не отметая категорически такую возможность – всячески акцентировали внимание на процедурной стороне, объясняя советскому эмиссару, что тайные переговоры (даже советский посол был не в курсе, мало ли, вдруг троцкист) – это, конечно, хорошо, но ведь чревато нарушением финских законов, по которым какие-то решения может принимать только президент, какие-то – одобряет парламент. Эти странные контакты безрезультатно дошли до августа 1939 года, когда СССР и Германия заключили Пакт Молотова–Риббентропа. После него, с финской точки зрения, какое-либо беспокойство о германской агрессии уже не должно было у советских вождей возникать. Но не тут-то было.

И вот уже в октябре 1939 года финнов – теперь официально – пригласили в Москву для обсуждения нового предложения советской стороны, теперь без привязки к конкретному агрессору, но с пожеланием изменения «ленинских» границ 1918 года. Переговоры, что важно, вел лично Сталин. Ворошилову, чьи таланты переговорщика обеспечивали лишь пустопорожние беседы с англичанами и французами, Сталин такой серьезный вопрос справедливо не доверил.

Участков границы к пересмотру предлагалось четыре. Первое предложение – маленькие острова в Финском заливе за Кронштадтом, которые действительно были для СССР очень важны – а финнам нет. К тому же, по авторитетному мнению маршала Маннергейма, оборонять их все равно было невозможно. И хотя в 1938 году переговоры по поводу статуса этих островков завершились ничем, осенью 1939-го финны были готовы этот вопрос решить положительно на какой-то возмездной основе.

Второе – тут финны категорически отказали, а СССР особо не настаивал – был статус единственного финского порта на Баренцевом море Петсамо (ныне Печенга Мурманской области). Сталин услышал финские доводы, что у СССР и так полно портов на Северном Ледовитом океане, а в развитие Петсамо вложены большие деньги. К тому же в этом районе были богатые месторождения никеля.

Третье – что проходят в школе – это идея, дабы обезопасить Ленинград от дальнобойной (в тот момент, по сведениям Сталина, 70 км) артиллерии, нужно перенести советско-финскую границу в сторону Выборга, а взамен получить районы Реболы и Поросозера в советской Карелии. Сделка, понятно, была финнам невыгодна, хотя СССР предлагал доплатить валютой, но – и это важно отметить – данный вопрос конкретно обсуждался. Идея привязки к дальнобойности артиллерии финнам не показалась существенной, ибо тогда при каждом усовершенствовании орудий границу пришлось бы пересматривать заново. В целом какие-то уступки и с их стороны предлагались – но с учетом фактора «линии Маннергейма», которую финны строили для обороны своей территории, а вовсе не для передачи СССР. Кстати, от карельских лесов Маннергейм рекомендовал не отказываться, ибо там можно было бы создать хороший оборонительный рубеж в случае чего.

Вроде бы все развивалось в конструктивном ключе. Понятно, что ничего хорошего в предложениях Сталина в духе дона Корлеоне не было и быть не могло, но финны признавали заслуживающим внимания сам факт их выдвижения и были готовы вопросы решать. Если бы не одно «но».

Сталин выдвинул и четвертое предложение: уступить, возможно, даже на правах аренды, еще царскую военно-морскую базу Гангут (в тот момент Ханко). С учетом уже присоединенной в военном отношении Эстонии с аналогичной базой Палдиски использование Ханко Балтийским флотом было бы крайне желательным для полного контроля над входом в Финский залив от любых враждебных СССР кораблей. Никакой угрозы важным объектам в самой Финляндии арендованная СССР база в Ханко представлять не могла, это хорошо показали реальные события уже лета 1941 года. Тем более что численность советского гарнизона Сталин сперва определил в 5 тыс., а после всего в 4 тыс. солдат и матросов.

И тут с финнами что-то произошло. Весьма объективный летописец всей той истории министр финансов Таннер – его мемуары изданы на русском языке – вдруг начинает транслировать какие-то бессмысленные лозунги типа «вопрос Ханко вообще не может обсуждаться» и такого же уровня прочие аргументы. Сталин продолжил искать выход из создавшегося положения, предлагал сделать из Ханко остров, вырыв между укреплением и финской территорией канал, а позднее даже был готов удовлетвориться базой на соседних с Ханко островах, которые были вообще не укреплены и требовали очень большой работы по своему обустройству.

Но финская сторона проявила в вопросе Ханко непонятное упорство и в итоге, по сути, сорвала весь переговорный процесс. Комментариев по этому поводу я пока не встречал, но осмелюсь предположить, что столь неуместная жесткость могла означать одно: Ханко уже был обещан в качестве военно-морской базы какой-то третьей стороне. Пришел ли к аналогичному выводу Сталин или нет, неизвестно, но переговорный процесс плавно перешел в боевые действия, закончившиеся плохо для всех.

Наличие не нейтральной, а враждебной Финляндии после начала Великой Отечественной обесценило все территориальные приобретения 1940 года, а Ленинград финны обстреливали из тех самых дальнобойных орудий, которые, по сталинским расчетам, нужно было отодвинуть «за 70 километров». В итоге и СССР, и Финляндия понесли огромные человеческие и материальные жертвы. А после 1945 года опять стали партнерами и развили взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

Вишенкой на торте советско-финский конфликт вернул в большую политику из коминтерновского далека Отто Вильгельмовича Куусинена – человека, который впоследствии взрастил многих перестройщиков, чем подготовил распад страны в 1990-е. Но это уже другая история.

Надежда на китайскую мудрость

Второй конфликт, который есть смысл рассмотреть, весьма оригинален, скорее всего он не имел аналогов в прошлом. Я имею в виду ситуацию с Тайванем, которая при сильно неблагоприятном (и тем не менее возможном) варианте развития может привести к мировой экономической катастрофе.

Суть конфликта тоже нестандартна – речь идет о непризнанной в качестве независимого государства территории, экономически плотно связанной именно с материковым Китаем, а не с кем-то еще. Даже в голых цифрах экспорта-импорта китайско-тайваньская торговля – величина того же порядка, что и торговля российско-китайская, как мы все знаем, бурно развивающаяся и ставящая рекорды. Но при этом оба «Китая» бряцают оружием и угрожают друг другу войной. Зачем? Попробуем разобрать и этот конфликт с самых его истоков.

Тайвань можно считать частью Китая примерно с момента воцарения последней династии Цин, то есть с конца XVII века. Разумеется, с множеством оговорок. Во времена маньчжурского владычества в отдаленных провинциях Китая местные чиновники были не слишком властны над своими провинциями и тем более не слишком активно и буквально выполняли указания из Пекина.

Китаизацию этого острова и его успешное хозяйственное освоение прервала война с Японией 1894–1895 годов, по итогам которой Тайвань на целых 50 лет стал японской колонией. То есть в момент создания Китайской республики (1912), формальным наследником которой остров является до сих пор, это была японская территория, и никто из тогдашних руководителей Китая, начиная с великого Сунь Ятсена, с этим не спорил.

Даже после разгрома метрополии в 1945 году Тайвань, хотя и переданный американцами под оккупацию силам Чан Кайши, все равно не принадлежал пока Китаю, и судьбу острова должен был определить мирный договор. До той поры остров был территорией Японии, оккупированной США. Но все карты американцам спутали китайские коммунисты, которые разгромили армию генералиссимуса Чана и в 1949 году вынудили два миллиона сторонников его партии Гоминьдан бежать на чужой для них Тайвань.

Тогдашний президент США Трумэн отнесся к лузерам-чанкайшистам достаточно прохладно и даже пытался исключить Тайвань из сферы интересов США, предоставив его самому себе. Но тут Ким Ир Сен развязал войну в Корее – и гоминьдановцы тоже понадобились. В итоге при подписании Сан-Францискского мирного договора, фиксирующего итоги войны с Японией, Тайвань не был передан никакому Китаю – ни коммунистическому, ни гоминьдановскому. Правда, при новом президенте Эйзенхауэре в 1954 году США все-таки письменно гарантировали чанкайшистам защиту от нападения со стороны китайских коммунистов. И с учетом реалий противостояния с СССР и Китаем на Тихоокеанском театре военных действий взяли Тайвань под свое крыло, даже признали единственно верным представителем всего Китая.

Но «третьи силы» склонны приносить своих более слабых подопечных в жертву собственным интересам. И в 1970-е для усиления позиций в «пинг-понговой дипломатии» США совершили своего рода рокировочку для создания проблем своему главному врагу – СССР. И вот уже в ООН в 1972 году кресло делегата от Китая занял представитель товарища Мао, а Тайвань остался в непонятном статусе «мятежной территории», не признающей над собой законной власти из Пекина.

Безусловно, США могли попытаться в оплату нормализации отношений и легитимации китайских коммунистов как присоединить Тайвань к себе в качестве тихоокеанского Пуэрто-Рико, так и признать независимость острова де-юре и оставить в ООН как альтернативу маоистам. Но поскольку ничего подобного сделано не было, то договор о совместной обороне стал юридически ничтожным. Все равно, как если бы кто-то из президентов Франции заключил договор о совместной обороне с мэрией Нью-Йорка. Понятно, что в час Х найдется масса адвокатов, которые и в Конгрессе, и где угодно заблокируют вступление такого договора в действие.

Смешно, но еще добрых 20 лет – до середины 1990-х – тайваньские политические силы так и не поняли, что шанс на самостоятельность они упустили. Впрочем, до конца 1992 года на острове существовала однопартийная диктатура партии Гоминьдан, которая считала независимость Тайваня преступным сепаратизмом – и столь заторможенное развитие политического сознания тайваньцев вполне объяснимо даже одним этим фактором. А когда островитяне наконец поняли, что китайские коммунисты уже скорее всего не потеряют власть и не изменят главным принципам коммунистической доктрины, что-то менять было поздно.

Допускаю, что если бы в разгар внутриполитического кризиса в материковом Китае при позднем Мао – «культурная революция», конфликт с СССР – чанкайшисты рискнули и высадились бы на материк в героической попытке освободить своих соплеменников от марксистской диктатуры, что-то могло бы и получиться. Но в 1990-е уже преуспевающий Китай оказался давно и плотно встроен в мировую систему глобальной экономики – и Тайвань этим фактом активно в плане экономического сотрудничества воспользовался. Кстати, максимум прокитайских настроений на Тайване отмечался с 1992 по 1995 год – и там это время было временем надежд…

В итоге Тайвань – вполне уважаемая, хотя и никем серьезным, кроме Ватикана, не признанная страна. Но возможности самостоятельного выбора своей судьбы у острова, увы, нет и не предвидится. Даже самые умеренные китайские коммунисты в вопросе недопущения независимости Тайваня абсолютные ястребы, а американцам остров нужен только как непотопляемый авианосец в противостоянии с Китаем. Причем пожертвовать этим авианосцем они готовы не моргнув глазом.

Есть и еще одна проблема, возникшая уже в последние годы. Политика товарища Си по ликвидации бедности весьма похвальна, но ее неизбежный результат – резкое ухудшение экономического положения страны. Помогая своим людям выбраться из нищеты, КПК стала остро нуждаться в деньгах – и сегодня финансовая ситуация в высшей степени сложная. А вот Тайвань сказочно богат, и тут стандартное коммунистическое желание кого-то раскулачить не возникнуть просто не может. Гонконг уже ощутил новые реалии – хотя стратегически его показательное усмирение было Пекину невыгодно, тактически он выиграл.

Резюмирую – хотя и очень длинно – и прихожу к следующим выводам. Оба великих партнера Тайваня, США и КНР, заняты решением своих – хотя и глобальных – проблем. И розыгрыш тайваньской карты и тому, и другому гиганту может быть выгоден. В каком-то смысле Пекин сегодня даже в большей степени заинтересован в существовании экономически полноценного Тайваня, чем Вашингтон. И Китаю, и Тайваню военный конфликт друг с другом страшно не выгоден – а вот американцам мог бы быть и полезен, особенно после того, как ключевое для функционирования мировой экономики производство чипов переедет в Штаты (вроде бы к 2027 году). И провоцировать какие-то непредсказуемые реакции, будируя вопрос о независимости – и сейчас, и в обозримом будущем – будет очень серьезной ошибкой со стороны тайваньских элит, возможно даже фатальной.

К тому же часть населения Тайваня, не менее трети, искренне согласна с идеей, что Китай должен быть един (такие, впрочем, встречаются даже в далеком Сингапуре). По некоторым сведениям – хотя официальные подсчеты на острове особо не ведутся, – сторонников единения много среди людей старшего возраста, а также коммерсантов и военных, а это очень значимые группы. Так что вне рамок «большой тихоокеанской войны», которая совершенно не исключена, Тайваню следует быть во внешней политике тише воды ниже травы, или, используя не русскую, а родную китайскую мудрость – не дергать пекинского тигра за усы. Сейчас статус-кво, а там видно будет. Всевозможные визиты американских политиков при четкой позиции Тайбэя «мы едины» никто в Китае и не заметит.

И в заключение о тайваньской нации. В стране, где некая часть считает себя гражданами другого государства, национальное строительство крайне затруднено. Действительно, Тайвань обладает значительным этническим своеобразием, но даже в языковом отношении остров, где еще недавно говорили сперва по-японски, а потом на южноминьском диалекте, постепенно переходит на государственный язык материкового Китая – мандарин. Это значительный шаг назад для осознания себя как самостоятельной нации. К примеру, в Сингапуре мудрый Ли Куан Ю даже сделал национальным языком малайский, родной для меньшинства населения. Так что пока в перспективе у Тайваня постепенная, хотя и не слишком добровольная интеграция с братским народом «на материке», и хорошо, если удастся сохранить максимум экономической и внутриполитической самостоятельности.

Тайваньцы – как показывают опросы 2019 года – готовы в случае чего взять в руки оружие, но совершенно не желают, чтобы этот конфликт был спровоцирован их собственными руководителями. 85% тайваньцев совершенно согласны с тем, что вопрос о статусе острова можно решить когда-нибудь потом – а как именно, время покажет. В конце концов, экономически объединенный с Китаем Тайвань – это сила и весьма значимая, а что Китай, что Тайвань после войны друг с другом – никому не нужные руины. Поскольку любые китайцы – люди как минимум осторожные и неглупые, уверен, что до крайностей тут не дойдет.

Слабое утешение

Увы, даже не самая сильная в начальный период конфронтация при умелом раздувании искр вражды (подобные технологии хорошо отработаны в отличие от способов конфликты прекращать) может привести к многолетней бессмысленной войне. Можно вспомнить ирано-иракскую – когда ради совершенно бесполезного и небольшого по размеру клочка земли две страны воевали 10 лет и потеряли около миллиона своих граждан.

Безусловно, у каждого конфликта может быть много разных вариантов решений, но их в любом случае надо искать. Попытки же разрубить гордиев узел – пустить в ход армию – приводят только к невозможности что-то выиграть, максимум – постараться проиграть меньше, чем твой оппонент. 


Читайте также


Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
398
Региональная политика 29 апреля - 2 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 29 апреля - 2 мая в зеркале Telegram

0
116
Иран пытается оружием завоевать доверие Африки

Иран пытается оружием завоевать доверие Африки

Игорь Субботин

Тегеран не скрывает желания закрепиться на континенте

0
425
Территориальный спор мешает Японии и Южной Корее заключить альянс

Территориальный спор мешает Японии и Южной Корее заключить альянс

Владимир Скосырев

Обе страны хотят вступить в антикитайский пакт, но не урегулировали имеющиеся разногласия

0
414

Другие новости