0
1588
Газета Интернет Интернет-версия

21.09.2000 00:00:00

Химик с либидо

Тэги: Баян, Ширянов


В прошлый вторник вечером, часов в 12, мне позвонил приятель, который работает в телепередаче "Графоман", и сказал, что умер Баян Ширянов. Я всполошился и тут же залез в Сеть. Баян Ширянов - знаменитая личность (см. о нем http:/www.ezhe.ru/cgi-bin/fri.cgi?showbid=143; http://www.danet.ru:8100/gallery/Bayan.htm; http://imperium.lenin.ru/EOWN/eown7/vorobiev/index.html; www.bayan.libido.ru; ): его смерть - очень важное событие для Рунета. Я внимательно прочитал все существующие некрологи: www.russ.ru/krug/readonline; и www.down.ru.

Погрустил, рассказал всем знакомым и коллегам, в том числе писателю Егору Радову, и сам написал некролог для "EL-НГ":

"Седьмого сентября 2000 года в 2 часа ночи от сердечного приступа, вызванного передозировкой первинтином, умер первый писатель Рунета и академик Российской Интернет Академии - Баян Ширянов (наст. имя Кирилл Воробьев). Девятого сентября был отпет и похоронен на Хованском кладбище. Не хочется впадать в неизбежно банальный, и все равно никак не соответствующий реальному объему переживаний близких и друзей, возвышенно-скорбный тон. Это событие носит не только частный характер. Со смертью Ширянова кончается романтическая, героическая и варварская история раннего дикого Интернета. Его скандальный роман из жизни наркоманов "Низший пилотаж" (parker.paragraph.ru/NP) - стал самым значимым и весомым порождением русской Сети. Чуть ли не ее символом, эталонном русской маргинальной культуры (так, кстати, назывался сайт, на котором впервые повесили преступный текст), так долго правившей пир и устанавливающей новые порядки в он-лайн пространстве. Судьба "Низшего пилотажа", изложенная в специально созданном "Музее Низшего пилотажа", - это уже история. А жизнь ее автора превратилась в продолжение романа.

Смерть для человека творческого, как банально это ни звучит, - это проверка на искренность. Ширянов писал кровью. Этого вполне достаточно, чтобы уважать его эксперимент. Не успев как следует развиться и перерасти в нечто большее, история с "Низшим пилотажем" превратилась в скандальный памятник и в единицу хранения. Незадолго до смерти, в мае 2000, издательство "Ад Маргинем" подписало контракт на издание "Низшего пилотажа" в виде книги. Кирилл тогда переслал мне, редактору грядущей книги, канонический текст своего любимого детища, прибавив несколько новых глав и обширный "Словарь наркоманского сленга". Параллельно текстом заинтересовались на ОРТ и предложили Кириллу-Баяну сделать на его основании сценарий, а в антологии новой русской прозы, которую для немецкого издательства Dumont составил Виктор Ерофеев, вошла одна новелла из романа. Еще чуть-чуть - и Баян Ширянов из человека-легенды превратился бы в нового известного писателя. Тем не менее жесткий, а порой жестокий нарратив времени и случайностей распорядился по-другому.

Один из журналистов бросил хлесткую и вроде бы подходящую в данном случае фразу: "Роман лишился своего автора". Правда, она не совсем верна. Автор в отличие от конкретного человека остался жить: Боян Ширянов уже пережил Кирилла Воробьева. Насколько бессмертны окажутся его тексты, да и претендуют ли они на это, решит время. Читайте их в Сети и в скором будущем на бумаге. А пока выражаем соболезнование родным и близким Кирилла Воробьева".

Написал и успокоился. Попробовал дозвониться до литагенства Кирилла. И собирался звонить его родным. Приятель, который первый сообщил мне эту новость, тоже не терял времени, набрал кандидатур для съемок теленекролога о Ширянове. Знакомые литобозреватели закидали e-mailами на тему - действительно ли умер. А на сайте магазина "Озон" (www.ozon.ru) даже провели исследование о причине смерти и о том, откуда взялся первинтин, который якобы прервал жизнь писателя. В этом материале даже вводилась версия самоубийства, а также цитировались аж две посмертные записки, сделанные, "как подтвердила независимая графологическая экспертиза, рукой писателя".

Дальше - больше. В три ночи на следующий день поступили новые подробности от Егора Радова. Он дозвонился-таки до Ширянова-Воробьева и выяснил, что Ширянов умер, а Воробьев жив. Все оказалось замечательно спланированной pr-акцией. В Сети появились аналитические тексты о квазисмерти виртуального писателя: политико-социальный комментарий из "Газеты.Ру" (www.gazeta.ru/narkodeath), где во всем оказываются виноваты грязные pr-акции и бес-Березовский, и интернет-ассоциативный отклик Курицына (www.russ.ru), выполненный в том духе, что, мол, ничто не ново под луной: в Сети уже случались виртуальные самоубийства. Как бы там ни было, шум получился что надо, еще чуть-чуть - и по настоящим офф-лайновым газетам проследовали бы некрологи наподобие моего, только без приписок и комментариев.

Химик с либидо, а такое имя использует Воробьев в своих электронных посланиях, чуть-чуть не доиграл в ящик. Но, в общем- то, это и к лучшему. Почему-то кажется, что впереди у нас будет еще немало поводов для разговора о нем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1919
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4565
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2482
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2844

Другие новости