0
968
Газета Интернет Интернет-версия

05.07.2002 00:00:00

Знания по проводам

Тэги: обучение, образование, вуз


обучение, образование, вуз

Уже сейчас в мире насчитывается около 200 университетов, которые занимаются обучением в режиме онлайн. Только в США десятки тысяч семей полностью обучают своих детей на дому с помощью интернета. А в России, по данным специалистов, к дистанционному высшему образованию уже готовы 1,5 млн. человек в год.

Первые дистанционные программы были созданы для того, чтобы сделать "элитарное" профессиональное образование массовым и общедоступным. Западным корпорациям требовались обученные и высококвалифицированные работники, но времени на их обучение у корпораций не было. Тут-то на помощь и пришло дистанционное образование, чьи главные достоинства - быстрота, мобильность, реактивность.

Дистанционное обучение бывает синхронное и асинхронное. При синхронной модели студенты и преподаватели общаются в реальном времени через виртуальные аудитории. При асинхронном подходе студент сам определяет, где именно брать информацию и выполнять ли задания по общему или своему личному плану. При этом существуют разные виды образовательных программ. Можно получить полноценное образование или дополнительное, заниматься на онлайновых курсах, подготовиться к поступлению в вуз, пройти тестирование или сдать экзамены.

По сравнению с традиционным, очным обучением дистанционное имеет целый ряд преимуществ: свободный выбор образовательного учреждения (с дистантными программами) в любой точке Земли; свободный график обучения, территориальная независимость, экономия на жилье и пропитании, индивидуальный темп обучения, свободный выбор программ и курсов из предлагаемого перечня, отсутствие личных ограничений и т.д.

Возраст? Стеснительность? Способности? Здоровье? Все это в прошлом. Дистанционное обучение - это идеальный и, возможно, единственный выход для людей с ограниченными возможностями, включая даже слепых. К тому же дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с общением. Те, кто общался в чатах, знают это лучше других.

Многие мечтают о зарубежном образовании, но все ли могут это себе позволить? Теперь учиться по западным программам и получить диплом иностранного вуза можно дома. Эти программы, конечно, тоже не бесплатные. Но стоят они во много раз меньше, чем такие же, но с выездом за границу.

Один из аргументов противников дистанционного образования - в том, что никакой компьютер не заменит живого общения в аудитории, студенческой жизни со всеми ее прелестями. И в том, что это обезличенное обучение, отменяющее столь любимый нами "человеческий фактор". Возможно, что это вопрос времени. Интерактивные технологии вполне могут обеспечить "живое" общение с преподавателем - и, может быть, даже более свободное и "отвязанное", нежели в реальной жизни.

Гораздо серьезнее претензии, касающиеся качества удаленного обучения. Эксперт Школы культурной политики Алексей Тупицын на страницах одного сетевого издания резонно заметил, что внедрение любой массовой технологии небезопасно для социума, и проиллюстрировал свое опасение любопытным примером, когда дети, приобретающие большую часть информации в интернете, лишены навыка правильной расстановки ударения в словах.

В России дистанционное образование - скорее экзотика, чем данность. Хотя первые шаги уже сделаны. Три года назад при Госкомвузе РФ была создана Ассоциация международного образования. А в марте 2000 г. - Федерация интернет-образования (www.fio.ru), главная цель которой - содействовать развитию интернет-образования в России.

Среди других сайтов такого рода можно назвать "Открытый колледж" (http://www.college.ru), который предлагает дополнительное образование для школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы).

Активную деятельность в области дистанционного обучения развил центр "Эйдос". В 1998-2000 гг. он провел дистанционные олимпиады по физике, математике, русскому языку, естествознанию, английскому языку и другим предметам. Сейчас в "Эйдосе" разрабатываются и ведутся дистанционные образовательные проекты, в которых участвуют полторы тысячи школьников (http://www.eidos.ru).

В целом все ресурсы по дистанционному образованию можно условно разделить на две категории: те, которые дают полноценное образование с выдачей диплома государственного образца, сертификата и т.п., и те, которые могут дать дополнительные знания и навыки. К первым относятся центры дистанционного образования при ряде российских вузов. Они есть при Московском экономико-статистическом институте (www.ido.ru), при Университете дружбы народов (www.pfu.edu.ru/ido), при Томском университете (http://ido.tsu.ru) и многих других вузах. Подробный список можно посмотреть на http://db.informika.ru/do/org_do.

Ко второй группе можно отнести разные языковые курсы, электронные библиотеки, базы данных и т.д. Много различные образовательных программ находится на сервере "Анри" - http://www.anriintern.com/ind.shtml. Они бесплатные, нужно только зарегистрироваться.

На http://www.study.ru/lessons/index.shtml даются бесплатные уроки английского для людей, уже имеющих базовые знания. Немало полезной информации об изучении английского языка есть на сайтах www.lingva.ru и www.lang.ru.

Как правило, за высшее образование, особенно по престижным специальностям, в сети тоже берут деньги. Здесь лучше ориентироваться на известные учебные заведения, которые имеют хорошую и проверенную годами репутацию. Важно, чтобы организация имела государственную лицензию.

Тема интернет-образования становится все более и более животрепещущей на российских просторах, а теперь ей уделено особое место в федеральной целевой программе "Электронная Россия". Об этом недавно поведал первый заместитель министра по связи и информатизации А.В. Коротков на интернет-конференции, организованной интернет-холдингом "Рамблер" и компанией "Гарант-Парк".

По словам Короткова, упреки по адресу российских учебных заведений резонны, но драматизировать ситуацию не стоит: "Есть программы поставок компьютеров для сельских школ. Есть программы для высшей школы. Увеличиваем набор студентов на профильные кафедры". Хотя сейчас больше стоит рассчитывать на собственные силы - и, конечно, надо иметь желание. Первый замглавы Минсвязи рассказал, как впервые познакомился с компьютером в 1980 г., работая в ТАСС. С тех пор Андрей Коротков как рядовой пользователь самостоятельно освоил не одну программу и дважды проходил переподготовку в аппарате правительства. "Надо, чтобы было поменьше теории и побольше практики", - заметил он.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
393
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
275
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2081
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1602

Другие новости