0
979
Газета Интернет Интернет-версия

02.08.2002 00:00:00

Банки и сеть: брак по расчету

Тэги: банки, интернет, интеграция


Не секрет, что на протяжении всего 2000 года логика развития российского интернета шла при полном отрицании принципа бритвы Оккама - "не умножайте сущностей без необходимости". Как грибы после дождя плодились порталы, сервисы, новостные проекты, которые создавались ради моментальной раскрутки и последующей перепродажи. Индикаторами веса проекта становились не реальные финансовые показатели, а размер привлекаемой аудитории - фактор, безусловно, важный, однако не единственный и не всегда говорящий о преуспевании. При этом оценка аудитории того или иного ресурса также не отвечала элементарным требованиям и сводилась к набору общих цифр о количестве просмотренных страниц и уникальных посетителей.

Падение NASDAQ положило конец гонке трафиков, урезало финансирование большинства новоявленных "лидеров рынка", что в дальнейшем привело к банкротству и исчезновению большинства из них. Оправдались негативные прогнозы, касающиеся ближайшего будущего большинства новоявленных "гигантов" российского интернет-бизнеса. Резкий спад инвестиционной активности на мировом hi-tech рынке зеркальным образом отразился на России. Инвесторы, изначально ориентированные на достижение максимальной рыночной капитализации в короткие сроки и на дальнейшую перепродажу проекта, сменили ориентиры. Если раньше на мировом и российском интернет-рынках главенствовал принцип "высокая капитализация тождественна высокому трафику", то в настоящий момент "высокая капитализация тождественна доходу компании". Инвесторы не желали повторять ошибок западного рынка - в связи с этим российские получатели венчурных инвестиций уже к исходу 2000 г. почувствовали острую нехватку средств.

В ноябре 2000 г. началось то, чего ожидали - оптимизация бизнеса сетевых компаний. Причем первыми пострадали так называемые дутые проекты, ориентированные на быструю перепродажу, а потому крайне нерационально расходовавшие средства для придания компаниям "рыночного лоска" (скоропалительный выпуск огромного количества сырых проектов, недобросовестная накрутка посещений ресурсов путем перенаправления трафика с популярных сайтов).

Однако нельзя говорить о том, что эпоха "золотой лихорадки" в рунете прошла бесследно и не привела к каким-либо существенным изменениям в архитектуре сети. Благодаря значительным финансовым инвестициям уровень контентных ресурсов и сервисов вышел на качественно новый уровень, фактически был заложен фундамент для строительства и развития инфраструктуры сети как бизнес-среды; быстрый рост интернет-аудитории в России создал предпосылки для реального роста как рынка интернет-рекламы, так и других сегментов онлайн-бизнеса. Интернет-холдинги, сумевшие удержаться на плаву после масштабного урезания инвестиций, столкнулись с необходимостью заняться презренным делом - зарабатыванием средств, и все больше стали напоминать классические западные компании, что выразилось в ряде шагов: во главе, как правило, встали грамотные менеджеры-управленцы, за счет пока еще немногих специалистов были усилены службы продаж, резко интенсифицировалась деятельность в сфере предложения рекламных услуг, поиска новых эффективных бизнес-схем, основанных на использовании так называемой сервисной составляющей интернет-аудитории.

Если на первом этапе развития рунета в структуре пользователей преобладали люди, воспринимающие сеть исключительно как источник бесплатного качественного контента, то к 2001 г., к удивлению исследовательских компаний, была зафиксирована готовность значительной части аудитории пользоваться платными сервисами, предоставляемыми в интернете. К таковым можно отнести услуги, входящие в классический набор B2C: электронные магазины, службы доставки, платные информационные, а также банковские услуги. В настоящий момент можно говорить о том, что старая "портальная" схема функционирования крупнейших сетевых ресурсов изжила себя - интернет-порталы начинают активно диверсифицировать источники доходов, стараясь снизить зависимость от интернет-рекламы как единственного источника финансовых поступлений.

Новейшие интенции порталов в этой области имеют под собой серьезные основания, связанные со стремительно меняющимися характеристиками интернет-аудитории. Так, аудитория ресурсов портала Рамблер, посвященных финансовой тематике, составляет более 70 тыс. человек в месяц. Количество пользователей, использующих поисковые возможности портала для поиска актуальной информации на тему "бизнес и финансы", и того больше - свыше 100 тыс. Учитывая постоянно растущие цифры о количестве подключенных к сети пользователей, можно вполне обоснованно сделать вывод о практически полном охвате сетью и Рамблером, в частности, так называемой банковской, или, что еще шире, деловой аудитории России. На протяжении последних полутора лет прослеживается четкая тенденция переориентации поисковых запросов от популярных тем (музыка, MP3-файлы, развлечения) в сторону такой экзотической в прошлом темы, как банки.

Банковская тематика в рунете получает новое звучание за счет ряда факторов:

- кризис доверия российским банкам, имеющий давнюю историю, восходящую своими корнями задолго до 1998 г.;

- надвигающийся кризис ликвидности большинства средних по капиталу банков, связанный с отсутствием в структуре собственности мощных сырьевых и промышленных составляющих, способных "спасти" кредитную организацию за счет собственных финансовых ресурсов;

- общий кризис российской банковской системы, основанный на универсальности большинства банков, работающих на рынке услуг, что чревато проблемой недостатка привлеченных средств.

В силу перечисленных факторов перед большинством кредитных организаций стоит проблема расширения бизнеса, ориентированного в первую очередь на привлечение большего количества клиентов. В условиях превращения российского сегмента сети интернет в сложную, насыщенную бизнес-среду особую актуальность приобретают такие направления банковского бизнеса, как интернет-банкинг (как корпоративный, так и персональный), функционирование в сети платежных систем, "пластиковые" программы. По мнению специалистов, интернет - это как раз та область, которая может помочь коммерческим банкам в их продвижении на рынке розничного обслуживания. Но по различным оценкам услуги интернет-торговли и интернет-банкинга во многом на текущий момент не востребованы.

После кризиса 1998 года банковская система пока еще в процессе созревания. Тем не менее, по оценкам специалистов Гута-банка, число людей, подготовленных для того, чтобы воспользоваться интернет-сервисом в России, достаточно велико - только в Москве оно измеряется сотнями тысяч, каждый десятый москвич готов пользоваться высокотехнологичными услугами и оплачивать их, а для этого ему просто необходимы удобные способы оплаты, в том числе дистанционные. Со временем потенциальных клиентов станет еще больше. Рыночные реформы расширяют сферу платных услуг населению, увеличивают количество коммунальных платежей. Так что интернет-банкинг в России имеет все же неплохие шансы на распространение при условии поступательного развития экономики, роста сферы услуг и благосостояния людей.

Безусловно, рунет пока рано сравнивать со сказочной страной Эльдорадо, однако уже сейчас можно говорить о больших качественных изменениях российской аудитории сети. Фактически аудиторию российского интернета сегодня составляет средний класс и студенты. И если еще совсем недавно банки могли относительно спокойно игнорировать пусть невысокий, но все же существующий спрос населения на банковские интернет-услуги, поскольку это не могло существенно повлиять на их рыночное положение, то сейчас наступают другие времена.

Средний класс в России чувствует себя все увереннее, растет потребление как товаров повседневного спроса, так и длительного пользования, увеличивается спрос на платные услуги и, что особенно радует, продолжают расти сбережения. Все это уже сейчас заставляет потребителей чаще обращаться к услугам банков и не только банков. Те ниши, в которых банки оказываются не очень расторопны (платежи без открытия счетов, предоплаченные финансовые продукты, интернет-расчеты), тут же занимают более мобильные финансовые компании. Помимо собственно благоприятных коммерческих перспектив интеграция банковского бизнеса в сеть - залог конкурентоспособности российского финансового сектора в борьбе за клиента. Так, в соответствии с прогнозом The Economist "A Survey of E-Business" предприятиям в Восточной Европе придется освоить электронную коммерцию, чтобы продолжать сотрудничество с международными партнерами и чтобы справиться с возрастающей международной конкуренцией.

Развитие бизнеса через сеть и в сети сейчас является одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Более того, виртуализация банковских сервисов в среднесрочной перспективе способна существенно сократить издержки, связанные с необходимостью содержания огромного количества отделений и филиалов по всей стране. В этом плане показателен пример Дойчебанка, объявившего о масштабной реструктуризации своих отделений и перевода значительной части розничных операций в интернет.

Сложившаяся архитектоника рунета, базирующаяся на главенстве нескольких крупных ресурсов - порталов, аккумулирующих и разводящих по сети основные массы пользователей, значительно облегчает задачи продвижения финансовых институтов через интернет. Фактически используя технологии и пользовательские ресурсы интернет-портала, банк решает несколько задач сразу. Это и проведение масштабных промо- и рекламных акций как самой кредитной организации, так и отдельных банковских продуктов, сравнимых по степени охвата целевых аудиторий с офлайновыми рекламными аналогами (ежедневная аудитория интернет-портала Рамблер составляет более 400 тыс. уникальных посетителей). Помимо предоставления эффективных рекламных услуг порталы способны стать своеобразной "точкой входа" в интернет для операторов банковского бизнеса, основанной на реализации многочисленных партнерских программ, призванных перенаправлять пользовательские потоки в необходимом направлении и потенциально создавать клиентскую базу в интернете для банка-партнера.

Час пробил, и с большой долей уверенности можно сказать, что грядущий 2003 г. в интернете пройдет под знаком усиливающейся интеграции банковского бизнеса в сеть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1310
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3460
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1957
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2249

Другие новости